Aviation of WWII
Russian English Home
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Ответить Добавить Опрос Послать Тему Печать
Последний бой Бориса Сафонова (Прочитано 19091 раз)
Февраль 1, 2009 :: 5:46pm

Ljr_V   Вне Форума
Junior Member
Авиация Второй
мировой
Псков

Пол: male
Сообщений: 92
**
Цитировать 
В последнее время наблюдается весьма печальная тенденция самобичевания в нашей современной, с позволения сказать, историографии.
Активно позиционируется постулат, согласно которому "огромная военная" и, в частности, воздушная мощь "кровавого сталинского режима" на самом деле являлась тем самым пресловутым "колоссом на глиняных ногах", который практически рухнул под напором "железных легионов Рейха". Лишь чудовищные репрессии НКВД и миллионные потери, в десятки раз превосходящие потери противника позволили победить в ТОЙ войне.
Считается, что "уровень подготовки и тактической грамотности подавляющего большинства советских лётчиков был крайне низок..и первые же воздушные бои показали, что советская авиация воевать не умеет.." (Б.Соколов. Тайны финской войны).
На фоне этого буйным цветом чертополоха расцветают красивые легенды о "героях неба" - крылатых "рыцарях Рейха", беззаветно преданых военному братству и законам чести, непревзойдённых мастерах своего дела, которые расстреливали неуклюжих "иванов" как перелётных гусей. Пачками.
В стремлении мифологизировать своих кумиров авторы заходят настолько далеко, что в их образах по неволе начинаешь угадывать черты былинных героев древности - сильномогучих богатырей-воителей. Этаких Зигфридов, в одиночку выигрывающих целые сражения.
Увы, это звучит не только на страницах издающихся большими тиражами "исторической литературы", но и уже поселилось в умах значительного числа граждан нашей страны.

* * *


В частности, я хочу коснуться одного примера - последнего боя гв. подполковника Б.Ф.Сафонова - легендарного лётчика-североморца.

Как известно, ".. 30 мая 1942 г. гвардии подполковник Б. Ф. Сафонов, будучи уже командиром 2-го Гвардейского Краснознамённого авиаполка, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску. Ведя бой с превосходящими силами противника, Б. Сафонов сбил три фашистских самолета, но погиб сам в этом бою.." (Википедия).
Сохранилось не мало описаний того боя, из которых явственно следует, что "..«Киттихаук» Сафонова был поврежден воздушным стрелком. В оперативной сводке 2-го ГКАП за 30 мая 1942 года так и отмечено: «Подполковник Сафонов ... подбит в воздушном бою».. (А.Марданов. Четыре пишем, два в уме).

Тем не менее, с лёгкой руки некоторых "правдолюбцев", появилась иная версия того боя.
В качестве иллюстрации приведу фразу из одной интернет-дискуссии:

"..Все возможные варианты Ю. Рыбиным описаны. Где правда -- уже не узнать. Конъюнктура последних лет -- считать его на счету Р. Мюллера (лучшего аса-полярника Люфтваффе, 92 победы - прим. автора)...На прикрытие юнкерсов были подняты мессы с Луостари, в т. ч. Мюллер. Об этом бое он сам давал показания после того, как в плен попал. Фигурировало что-то, типа, увидел одинокий дымящийся истребитель и сбил его. Эта победа зафиксирована в его листе...В итоге, рисующаяся версия +- а-ля гибель Новотны. Машина, вероятно поврежденная огнем бомбардировщиков была добита Мюллером..."

Согласитесь, рисуется очень своеобразная картина личного превосходства лучшего пилота JG5 Eismeer над лучшим полярным лётчиком ВВС СФ и РККА.
По неволе задаёшься вопросом - неужели это правда, нам что, опять лгали "проклятые коммунисты"?
Воздержимся пока от комментариев и попробуем разобраться, на чём основана и насколько справедлива подобная версия событий 30 мая 1942 г.

Итак, вернёмся в то утро.
 

"...Долг тяжелее горы, тогда как смерть легче пёрышка.." (Рескрипт императора Мэйдзи 4.02.1882 г.)
IP записан
 
Ответ #1 - Февраль 1, 2009 :: 6:03pm

Ljr_V   Вне Форума
Junior Member
Авиация Второй
мировой
Псков

Пол: male
Сообщений: 92
**
Цитировать 
"..конвой PQ-16 подходил к Мурманску. Его прикрытие с воздуха первыми начали выполнять дальние истребители Пе-3 из 95-го ИАП ВВС СФ..Около 9 часов для прикрытия конвоя вылетела пара Пе-3 старшего лейтенанта Пузанова и лейтенанта Стрельцова.
Подлетая к кораблям, летчики заметили над конвоем одиночный «Юнкерс-88», очевидно, производивший разведку перед атакой бомбардировщиков. По разведчику вела огонь корабельная зенитная артиллерия. Лейтенант Стрельцов отогнал разведчик от конвоя, выпустив пару РСов, но летчики не стали увлекаться погоней, а продолжили патрулирование над кораблями...
Через полчаса появилась ударная группа «юнкерсов». На высоте 2500 метров были обнаружены четыре Ju 88, и прикрывавшие конвой «пешки» пошли в атаку. Не доходя до конвоя, три бомбардировщика почему-то развернулись обратно, но один «Юнкере» все же спикировал на корабли. Бомбы упали между транспортами, не причинив никакого вреда.
Преследуя противника, Пузанов и Стрельцов выпустили вдогонку шесть РС-82 и 500 12,7-мм патронов. В результате один «Юнкере» был сбит лейтенантом Стрельцовым и горящим упал в море. Это подтвердили летчики 2-го ГКАП, подоспевшие в район боя.
С приближением конвоя к советскому берегу в его воздушном прикрытии приняли участие и одномоторные истребители. В 09:20 по приказу командующего ВВС СФ взлетела первая четверка Р-40Е 2-го ГКАП. Вел четверку сам командир полка Герой Советского Союза подполковник Борис Сафонов, его ведомыми были заместитель командира полка майор Кухаренко, капитан Орлов и старший лейтенант Покровский.
По пути мотор самолета майора Кухаренко стал давать перебои, и летчику пришлось вернуться на аэродром. Оставшаяся тройка «кит-тихауков» продолжила полет к цели.
Почти одновременно с группой Сафонова на перехват самолетов противника в район между полуостровом Рыбачий и островом Кильдин вылетели шесть «харрикейнов» 2-го ГКАП. Вскоре эта группа обнаружила пять Me 109F, атаковавших наши летающие лодки МБР-2. Завязался напряженный воздушный бой, сложившийся неудачно для наших пилотов. «Харрикейн» старшего лейтенанта Амосова был подбит и, не дотянув до берега, совершил вынужденную посадку на море у мыса Ле-тинский. Летчика вытащили из воды моряки. Лейтенанту Панову на подбитом «Харрикейне» также пришлось садиться на вынужденную на острове Кильдин.
Еще два «Харрикейна» получили по 70-80 пулеметных и пушечных пробоин, но смогли нормально сесть на своем аэродроме. По советским данным, были сбиты два «мессершмитта», что немцы не подтверждают. Противниками наших летчиков были пилоты из 6-го отряда 5-й эскадры, которым по итогам боя засчитали четыре сбитых «харрикейна».
В то время как «харрикейны» вели бой с истребителями, тройка «киттихауков» подполковника Сафонова вышла в район движения судов каравана PQ-16. В 106 километрах от береговой черты летчики заметили, что несколько «юнкерсов» начали пикировать на транспорты. Все бомбы упали мимо, очевидно, немцам помешали прицелиться два Пе-3, атаковавшие бомбардировщиков с высоты 2500 метров. После выхода «юнкерсов» из пике на высоте 300-400 метров группа подполковника Сафонова настигла противника и начала преследование. Каждый из летчиков зашел в хвост «Юнкерсу» и открыл огонь. Борис Сафонов последовательно атаковал три Ju 88, доложив по радио о том, что подбил два из них. После третьей атаки в эфире прозвучали слова: «Мотор подбит, иду на вынужденную».
Нет сомнений в том, что «Киттихаук» Сафонова был поврежден воздушным стрелком. В оперативной сводке 2-го ГКАП за 30 мая 1942 года так и отмечено: «Подполковник Сафонов ... подбит в воздушном бою». Однако, согласно официально опубликованной версии, у самолета Сафонова отказал двигатель. С кораблей моряки видели, как один «Киттихаук» под углом врезался в воду и утонул вместе с пилотом. Помочь ему не успели.
Тем временем, старший лейтенант Покровский сверху-сзади вел огонь по третьему Ju 88 (вероятно, это был тот же «Юнкере», которого повредил Борис Сафонов). Выпустив весь боезапас, Покровский сделал вираж и увидел горящий на воде бомбардировщик. Капитан Орлов до дистанции 30 метров стрелял по «Юнкерсу», у которого загорелся левый двигатель и подбитый самолет стал сбавлять скорость. Проскочив вперед, Орлов развернулся, но противника в воздухе уже не увидел.
По немецким данным, в этот день Люфтваффе на Севере лишились трех Ju 88. В ходе атаки конвоя PQ-16 погиб вместе со всем экипажем «Юнкере» Ju 88A-4 №1760 из 4-го отряда 2-й группы II/KG30. Еще один Ju 88D-5 №430244 из раз-ведотряда 1 .(F)/124 разбился при посадке на аэродроме «Хебуктен» (100% повреждений). Вероятно, он был подбит истребителем дальнего охранения Пе-3 лейтенанта Стрельцова. Третий Ju 88A-4 из I/KG30 №142068 разбился в ходе выполнения боевого вылета с аэродрома «Банак» (80% повреждений), летчик погиб, два члена экипажа получили ранения. Вполне возможно, что этот самолет также был подбит в воздушном бою в районе конвоя группой «киттихауков» и Пе-3..."
(Цит. по А. Марданов "Четыре пишем два в уме".).
 

"...Долг тяжелее горы, тогда как смерть легче пёрышка.." (Рескрипт императора Мэйдзи 4.02.1882 г.)
IP записан
 
Ответ #2 - Февраль 1, 2009 :: 6:20pm

Ljr_V   Вне Форума
Junior Member
Авиация Второй
мировой
Псков

Пол: male
Сообщений: 92
**
Цитировать 
Есть и другое описание обстоятельств того боя:

"..На боевое задание по охране конвоя PQ-16 вылетели 30 мая 1942 года вчетвером (остальные "Киттихауки" к тому времени стояли не исправны). Четвертый самолет (летчик Кухаренко) возвратился с полпути из-за неисправности мотора. Полет продолжали втроем, втроем и приняли бой. Вероятно не последнюю роль в гибели Сафонова сыграло и то , что его ведомый Кухаренко, призванный прикрывать своего командира, в бою не участвовал. Атака производилась при выходе из пике Ю-88. Гв.подполковник Сафонов первый Ю-88 пропустил, а второй начал атаковать. Третий Ю-88 вошел в хвост "Киттихаука" Сафонова, которого начал атаковать гв.лейтенант Покровский. Четвертый Ю-88 зашел в хвост "Киттихаука" Покровского, который начал атаковать гв.капитан Орлов. После первых атак, атакованные самолеты Ю-88 Покровским и Орловым, отвернули влево на 30 градусов от курса первых самолетов. Таким образом Покровский и Орлов во время атак уклонились от гв.подполковника Сафонова и после боя никто из них не видел Сафонова.
По воспоминаниям Леонида Ивановича Родионова, бывшего мичмана Северного флота, оказавшегося свидетелем гибели Б. Ф. Сафонова ( по расписанию во время боевой тревоги Родионов находился на мостике одного из судов ): - По рации ясно были слышны переговоры наших летчиков с командованием конвоя. Было отчетливо слышно, как Сафонов сообщил: "Сбил одного !", немного погодя: "Сбил второго !". И вдруг: "Подбил третьего. Сам подбит, тяну к кораблям". Хорошо видно было, как его самолет упал в море. Командир бригады А. И. Гурин запросил у старшего офицера конвоя, а им всегда назначался англичанин или американец, разрешения послать один корабль на место падения самолета. О том, что упал самолет Сафонова, знали не только наши, но и старший конвоя, у него рация все время была включенной. Однако разрешения на выход корабля из ордера не последовало. Запросили вторично, подчеркнули, что сбит именно Сафонов. И снова отказ.."

Последним самолетом, на котором летал и погиб Борис Сафонов, был «Киттихаук»* Р-40Е (Серийный номер 41-13531). Самолет был изготовлен 17.01.42 в Буффало.

Казалось бы, вопрос можно считать закрытым, но...
Факт действительно остаётся фактом - в то утро приблизительно в одно и то же время в воздухе действительно находились:
пара Пе-3 из 95-го ИАП ВВС, тройка Р-40 из 2-го ГКАП (Сафонов, Орлов, Покровский), шестёрка «харрикейнов» из того же полка, пара МБР-2, разведчик Ju88, группа бомбардировщиков Ju88 и пятёрка Bf-109F из JG5 Eismeer, в состав которой входил и фельдфебель Рудольф Мюллер.

Не может ли так получиться, что действительно Мюллер добил повреждённую машину гв. Подполковника и таким образом действительно одержал победу над знаменитым асом-североморцем?

Для того, чтобы прояснить эту ситуацию, необходимо ответить всего на один вопрос – где и в какое время находились все перечисленные выше самолёты?

Вернёмся к событиям 30.05.1942 г.
Итак, разберёмся ЕЩЁ РАЗ со временем - кто когда, к кому вылетел:

"...Почти одновременно с группой Сафонова на перехват самолетов противника в район между полуостровом Рыбачий и островом Кильдин вылетели шесть «харрикейнов» 2-го ГКАП. Вскоре эта группа обнаружила пять Me 109F, атаковавших наши летающие лодки МБР-2..."

То есть, "мессершмиты" JG5 УЖЕ ДАВНО были в воздухе и атаковали ЛЕТАЮЩИЕ ЛОДКИ. Учитывая время подлёта к цели с немецкой территории (порядком дальше, чем с аэродромов ВВС СФ), немцы поднялись ДО взлёта ОДНОМОТОРНЫХ истребителей ВВС СФ. Они о них просто не знали.
Единственные истребители, о которых могли знать немцы - "...пара Пе-3 старшего лейтенанта Пузанова и лейтенанта Стрельцова...", вылетевшие в 09.00 и атаковавшие разведчик Ju88, а через полчаса - первую четвёрку бомбардировщиков Ju88 (В ходе боя безусловно потерян Ju 88D-5 №430244 из разведотряда 1 .(F)/124 разбился при посадке на аэродроме «Хебуктен» (100% повреждений). Вероятно, он был подбит истребителем дальнего охранения Пе-3 лейтенанта Стрельцова).
Четвёрка Сафонова поднялась только в 09.20, а немцы вызвали прикрытие после атаки "пешек".

Поэтому ни о каких ".. их подняли именно на перехват этих истребителей.." применительно к Сафонову и "харрикейнам" говорить не приходится.
 

"...Долг тяжелее горы, тогда как смерть легче пёрышка.." (Рескрипт императора Мэйдзи 4.02.1882 г.)
IP записан
 
Ответ #3 - Февраль 1, 2009 :: 6:53pm

Ljr_V   Вне Форума
Junior Member
Авиация Второй
мировой
Псков

Пол: male
Сообщений: 92
**
Цитировать 
Теперь второе.
"Мессершмиты" вели бой ИМЕННО с "харрикейнами" и в весьма определённом районе: "..между полуостровом Рыбачий и островом Кильдин.." Это вход в Кольский залив.
Известны и места вынужденной посадки сбитых "харрикейнов":
"..«Харрикейн» старшего лейтенанта Амосова был подбит и, не дотянув до берега, совершил вынужденную посадку на море у мыса Летинский. ..Лейтенанту Панову на подбитом «Харрикейне» также пришлось садиться на вынужденную на острове Кильдин.
Это - восточная оконечнось устья Кольского залива, причём точки эти имеют вполне определённые географические координаты:
- мыс Летинский. 69°17,7' с.ш. и 33°34,8' в.д.
- мыс Бык (зап. оконечность о.Кильдин): 69°21' с.ш. и 33°58' в.д.

Известно и точное место гибели Б.Ф.Сафонова:
Баренцево море 69°51' с.ш. и 34°42' в.д.
Это - севро-восточнее ВОСТОЧНОЙ оконечности о.Кильдин. ОЧЕНЬ далеко от входа в Кольский залив. Оба боя происходили по разные стороны о. Кильдин. Откройте карту и посмотрите:
Однако будем конкретнее и посмотрим на цифры - насколько это далеко друг от друга:

1) Соотносим мыс Летинский (69*17,7' с.ш. и 33*34,8' в.д.) и место гибели Б.Ф.Сафонова (69°51' с.ш. и 34°42' в.д.).
Всё просто - 1 минута = 1,8523 км. Высчитываем разницу, строим прямоугольный треугольник с двумя известными катетами (разница широты и долготы в минутах, переведённая затем в км) и по известной со школы формуле высчитываем гипотенузу - расстояние между двумя точками по кратчайшей прямой. Она равна 209 (!) км.
2) Соотносим мыс Бык (69*21' с.ш. и 33*58' в.д.) и место гибели Б.Ф.Сафонова (69°51' с.ш. и 34°42' в.д.).
Аналогичные построения и вычисления. Итог - 166 (!) км. А это - самая крайняя точка боя "мессершмитов".
Итак, мы имеем следующее:

- "мессершмиты" JG5 в момент взлёта действительно вылетали на перхват советских истребителей, но... для перехвата атаковавших разведчик и первую четвёрку Ju88 пары Пе-3. Они не знали о взлёте одномоторных "харрикейнов" и Р-40 ВВС СФ.
- Более того, они ввязались в бой с МБР, а затем сами были атакованы "харрикейнами" в устье Кольского залива, между м. Летинский и о. Кильдин, в 200 (!) км от места прохода конвоя.
- В ходе боя ВВС СФ потеряли 2 харрикейна и 2 были подбиты. Немцы заявили 4 победы над "харрикейнами". Полное совпадение количества пострадавших машин и их типов.
- В ходе боя над конвоем НИКТО НЕ ВИДЕЛ и не упоминал в радиопереговорах "мессершмитов". В воду упал 1 (один) одномоторный самолёт - Р-40 "Сафонова".

Ещё более интересные факты открываются при анализе вопроса  «а мог ли Мюллер всё-таки долететь до конвоя?»

- По окончании зимы 1942 г. 6/JG5 перебазировался на вновь построенный аэродром "Луостари". Его координаты: 69°26' сш 31°00' вд. К 30 мая 1942 г. "штаффель" пересел на Bf-109F. с полётной дальностью 880 км (на крейсерской скорости в экономичном режиме, в бою расход топлива значительно возрастает).

- Расстояние от места боя "харрикейнов" (возьмём самую близкую к немцам точку - м.Летинский (69*17,7' с.ш. и 33*34,8' в.д.) составляет 285 км, если взять м. Бык, то будет за 300 км.
При самом элементарном подсчёте только на полёт "туда-обратно" в экономическом режиме УЖЕ уходит 600(!)км и около 2 ч. полёта.
Это без боя, в который немцы вступили ещё до подхода "харрикейнов".

- Бой, когда расход горючего, повторюсь, возрастает многократно, продолжился и немцы повредили 4 машины, 2 из которых сели на вынужденную в указанных выше местах.

Как вы считаете, фельдфебель Р.Мюллер участвовал в бою вместе со своими "камрадами", или сразу бросил их и в одиночку (!), на экономическом режиме (!) взял курс на северо-восток, пересёк о.Кильдин и, намотав на винт" ещё 200 (!) км вышел в точку прохода конвоя?
Там, однако, он очень умело скрывался (потому как его никто так и не увидел над конвоем), хитро следил по радару (ах, их не было на "мессерах"?.. кошмар, а как же это он тогда вообще нашёл конвой и, самое главное, "одинокий дымящийся самолёт" Сафонова?) и выжидал...
Потом, как коршун бросился на подбитый Р-40, опознал его как "харрикейн", дострелил (так, что его опять никто не видел), а затем... ("следите, что называется, за руками")!
А затем он навернул 200 км до места боя основной группы JG5 и ещё 300 км до "дома"..
А, простите, что вы говорите, бензин кончился? Как?
Ах да.. 300 км до МБР-ов, 200 км до конвоя и Р-40 Сафонова, затем назад 200 км до места боя с МБР-ами и ещё 300 км до дома..
Забавно, 1000 км получается. На 120 км превосходит дальность его "фридриха" в экономическом (!) режиме.. Нестыковочка.
Скажите, топливный бак подвесной мог нести.. А нёс ли? Да и, если нёс, то насколько они увеличивают дальность полёта, не подскажете? И в бой тогда он вступить точно не мог - горючки бы не хватило, т.е. он заранее, специально летел до конвоя, где специально искал "одинокий дымящийся самолёт" Сафонова, сразу нашёл, ни секунды не медля (т.е. вышел ровно в то время, когда он был подбит, но ещё не упал, и прямо на него, без радара (фантастическая навигация!), сразу же добил в "экономическом режиме" и тут же (незамеченный (!) в том же режиме полетел назад и на последних каплях бензина, с сухими" баками сел в Луостари.
 

"...Долг тяжелее горы, тогда как смерть легче пёрышка.." (Рескрипт императора Мэйдзи 4.02.1882 г.)
IP записан
 
Ответ #4 - Февраль 1, 2009 :: 7:26pm

Ljr_V   Вне Форума
Junior Member
Авиация Второй
мировой
Псков

Пол: male
Сообщений: 92
**
Цитировать 
Вот это да! Каков расклад!
Получается, весь это вылет группы JG5 был спланирован исключительно ради устранения Б.Ф.Сафонова, а в качестве исполнителя выбран фельдфебель Р.Мюллер.
Остальные машины группы выполняли роль отвлекающего прикрытия и специально, ТАК И НЕ ДОЛЕТЯ до гибнущих "юнкерсов", на полпути ввязались в бой с.. корытами-МБРами.
Немцы знали, что именно две группы самолётов поднимут русские (по спутниковому телефону, поди с аэродрома 2-го ГКАП спецагент звонил, а у лётчиков в кабинах такие же были - радаров-то мощных с такой дальностью у немцев не было, а "харрикейны" взлетали ПОСЛЕ взлёта немцев, когда те УЖЕ обстреливали МБРы), и большая из них пойдёт к МБРам на помощь, а меньшая, с Сафоновым, полетит к конвою.
Там его Р-40 будет подбит, и тут-то его фельдфебель Р.Мюллер, по спецпеленгатору, в кабине его "мессера", пеленгующему маячок, установленный в "киттихауке" подполковника тем же спецагентом моментально найдёт и сразу же добьёт (иначе просто горючки даже с баком не хватит).
Блестящая комбинация!
Куда там Киану Ривзу из "невыполнимой миссии".. Он нервно курит в сторонке вместе со всем Голливудом..

Бред?

А то. Но это именно то, что единственное получается, если пытаться притянуть Мюллера и Сафонова в том бою.
ЛЮБЫЕ другие версии вообще НЕВОЗМОЖНЫ.

Ещё раз, спокойно по полочкам:
- "Харрикейны" и Р-40 2-го ГКАП поднялись в воздух ПОСЛЕ вылета немцев, т.к. те УЖЕ были в воздухе и даже ВЕЛИ БОЙ с МБРами.
Немцев никак НЕ МОГЛИ поднять на перехват группы Сафонова - она тогда ещё не взлетела.
А что там наговорил Мюллер и что услышал и понял Ю.Рыбин, это совсем другое дело.. Один мог сказать, перепутав, а второй просто на карту не смотрел, когда писал.
- Немцы вступили в бой с МБРами, а затем с "харрикейнами" НЕ ДОЙДЯ ДО КОНВОЯ 200 (!) КМ. И Мюллер явно был с ними.
- Немцы заявили 4 победы над "харрикейнами". У нас пострадало 4 "харрикейна".
- Никто не видел над конвоем немецких одномоторных истребителей.
- Ни один разумный лётчик не бросит своих "камрадов" в бою и не полетит за 200 км (!), без сопровождения неизвестно куда.
И для чего? Чтобы ОДНОМУ оказаться среди вражеских истребителей и не иметь возможности вступить с ними в бой (иначе он просто не долетит до дома ДАЖЕ с подвесным баком)?!
Он что, самоубийца, или идиот?
Р.Мюллер ни тем ни другим не был. Ни мячков/пеленгаторов, ни спецагентов на аэродроме 2-го ГКАП и спутниковых телефонов у немцев не было.

Поэтому есть ТОЛЬКО ОДНА версия того боя - официальная:

Разведчик Ju 88D-5 №430244 из разведотряда 1 .(F)/124 обнаружил конвой и тут же был сам атакован и фатально повреждён парой Пе-3 старшего лейтенанта Пузанова и лейтенанта Стрельцова из 95-го ИАП ВВС СФ, которые поднялись коло 9 часов для прикрытия конвоя.
Немцы успели вызвать прикрытие - ту самую пятёрку из JG5.
Пока они взлетали, "пешки" отогнали первую четвёрку Ju88 и сами вызвали подмогу.
В 09.20 взлетела группа Сафонова и сразу же шесть "харрикейнов" 2-го ГКАП.
К тому времени, пройдя 300 км от базы и не дойдя 200 км до конвоя доблестные "айсмееръягеры" наткнулись на летающие корыта-МБРы и, ничтоже сумнящесь, наплевав на гибнущих в бомбардировщиках товарищей, ради защиты которых их, в принципе, и подняли (ну их, сами отобъются, а здесь такая возможность увеличить личный счёт!), атаковали их. К месту боя подошла шестёрка "харрикейнов" и бой продолжился. Эксперты оказались на высоте и действительно повредили 4 "харрикейна", 2 из которых сели на вынужденную (с полным соответствием заявок реальности).

Тем временем бой над конвоем шёл своим чередом и группа Сафонова (3 Р-40) атаковала группу Ju88, пикировавшие на корабли конвоя.

"..Атака производилась при выходе из пике Ю-88. Гв.подполковник Сафонов первый Ю-88 пропустил, а второй начал атаковать. Третий Ю-88 вошел в хвост "Киттихаука" Сафонова, которого начал атаковать гв.лейтенант Покровский. Четвертый Ю-88 зашел в хвост "Киттихаука" Покровского, который начал атаковать гв.капитан Орлов.
После первых атак, атакованные самолеты Ю-88 Покровским и Орловым, отвернули влево на 30 градусов от курса первых самолетов.
Таким образом Покровский и Орлов во время атак уклонились от гв.подполковника Сафонова и после боя никто из них не видел Сафонова.."

Это и не удивительно - бой был скоротечен, и пока Орлов и Покровский преследовали "свои" Ju88, "киттихаук" гв. подполковника Б.Ф.Сафонова уже врезался в воду.

Согласно переговорам, последними словами Сафонова были: ""Подбил третьего. Сам подбит, тяну к кораблям", или "«Мотор подбит, иду на вынужденную».
"..С кораблей.. видели, как один «Киттихаук» под углом врезался в воду и утонул вместе с пилотом..Нет сомнений в том, что «Киттихаук» Сафонова был поврежден воздушным стрелком.
В оперативной сводке 2-го ГКАП за 30 мая 1942 года так и отмечено: «Подполковник Сафонов.. подбит в воздушном бою».

По немецким данным, в этот день Люфтваффе на Севере лишились кроме Ju 88D-5 №430244 из раз-ведотряда 1 .(F)/124 потерянного при атаке конвоя Ju 88A-4 №1760 из 4-го отряда 2-й группы II/KG30. Третий Ju 88A-4 из I/KG30 №142068 разбился в ходе выполнения боевого вылета с аэродрома «Банак» (80% повреждений), летчик погиб, два члена экипажа получили ранения."
 

"...Долг тяжелее горы, тогда как смерть легче пёрышка.." (Рескрипт императора Мэйдзи 4.02.1882 г.)
IP записан
 
Ответ #5 - Февраль 1, 2009 :: 8:00pm

Ljr_V   Вне Форума
Junior Member
Авиация Второй
мировой
Псков

Пол: male
Сообщений: 92
**
Цитировать 
Итог двух боёв - 3:3, если не считать, конечно, что в бою погиб ГСС гв. п-пк Б.Ф.Сафонов.

Вот, собственно и всё.

А Мюллер.. Мюллер, как и вся группа из JG5 после напряжённого и трудного боя с шестёркой "харрикейнов", в которой они одержали заслуженную победу, но ничем не помогли трём сбитым Ju88 и их экипажам (7 погибло, 2 ранено, атака конвоя сорвана, корабли не пострадали), вернулись на аэродром Луостари и механики добавили на стабилизаторы их Bf-109 очередные 4 "абшуссбалкен"...


Всё вышеперечисленное любому здравомыслящему человеку позволяет с уверенностью говорить, что обстоятельства боя, приведённые выше соответствуют действительности.
Любые попытки притянуть за уши иные версии смотрятся смешно и не выдерживают объективной критики.

Измышления, основанные на последних "идеях" Ю.Рыбина (в своих предыдущих произведениях он не пытался фантазировать по поводу "харрикейна" №38 за 30.05.1942 г. (Expertenstaffel за Полярным кругом, "Авиамастер." /№5 1998/) лишь медвежья услуга, очередная попытка мифологизировать ненуждающихся в общем-то в этом германских пилотов.
Что-то аналогичное приписке Г.У.Руделю "Минска", "Стерегущего", 4-х бронепоездов...

Это лишь очередная попытка создать новый миф о "подвигах рыцарей Геринга". Но они не нуждаются в этом.
Р. Мюллер, даже если подтверждается всего около 26 -30 его личных и порядка 20-30 групповых побед всё равно останется одним из самых результативных лётчиков-истребителей Севера, выдающимся мастером боя.
Неуклюжая попытка приписать ему ещё и победу над Сафоновым лишь придаёт его личности в глазах тех, кто поверит этому сначала, но потом решит проверить, очень сильный душок скандальности.
Люди начнут КО ВСЕМ его победам относиться так же, как к этой мифической..

В заключение я хотел бы заметить, что пишу это для тех, у кого, возможно, ещё не сформировалось собственное мнение о тех события, для тех, кто только начинает знакомство с ТОЙ войной. Они хотят знать. И им, полагаю, интересны факты...
Правда и то, что излагают подобные «историки» - две разные вещи.
А фанатичное преклонение перед "иконками" "рыцарей Рейха" действительно внушает некое ощущение... неприятное, в общем ощущение.
Я бы понял, если бы этих людей звали, скажем, Гюнтер  Ведель, Ганс фон Бюлов, например.
Но русское имя и фамилия... и псалмы перед образами героев Люфтваффе...

С уважением.  

Максим Гореленко.

Литература, источники:

- журнал  "Авиамастер." /№1 2006/. А. Марданов. «Четыре пишем, два в уме…»
- "Авиамастер." /№4 1998/. Юрий Рыбин. «Expertenstaffel за Полярным кругом
  ...история 6-й эскадрильи 5-й истребительной эскадры (JG5) Eismeer».
- журнал "Авиамастер" /№5 2003/, Юрий Рыбин "Размышления об И-16 Бориса Сафонова"
- "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
- "Драться как Сафонов ..." /История авиации № 28. Юрий Рыбин/
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
- CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
- warheroes.ru "Герои страны"
- Википедия.
 

"...Долг тяжелее горы, тогда как смерть легче пёрышка.." (Рескрипт императора Мэйдзи 4.02.1882 г.)
IP записан
 
Ответ #6 - Февраль 1, 2009 :: 8:16pm

Forum Admin   Вне Форума
YaBB Administrator
Admin

Сообщений: 266
*****
Цитировать 
Спасибо за пост. Некоторые замечания, при рассчете расстояний следует учитывать, что в градусе 60 минут (вы привели рассчет для 100, проверил для первой величины в 209 км).
Второе, расстояние по широте в морскую милю для минуты будет верно только для экватора. Из-за схождения меридианов в высоких широтах расстояния между градусами по широте будет существенно меньше, если быть точным, то нужно умножить на косинус угла широты.
(Для Северного полюса косинус 90 градусов будет равен нулю.)
 
IP записан
 
Ответ #7 - Февраль 1, 2009 :: 8:33pm

Pit   Вне Форума
Junior Member
Авиация Второй
мировой

Сообщений: 58
**
Цитировать 
Коллеги, кому не лень посчитать, какими будут реальные расстояния с учётом поправок админа? Или хотя-бы прикинуть по карте (подробной карты того р-на под рукой нет, а инете лень искать)?
А вообще:
1. Материал интересный, спасибо, прочитал с удовольствием.
2. Приведённый перечень источников показывает, что использованы не все доступные материалы. Статья "Драться, как Сафонов" была по доброй традиции журнала ИА растянута чуть не на десяток номеров, и в конце-концов превратилась в подобее форума на авиа.ру (где кстати, главный редактор ИА не редкий гость) с поливанием собеседников помоями.
 
IP записан
 
Ответ #8 - Февраль 1, 2009 :: 8:50pm

Forum Admin   Вне Форума
YaBB Administrator
Admin

Сообщений: 266
*****
Цитировать 
Ну давайте прикинем, 34 град 42 мин-33 град 34,8 мин=67,2 мин, умножив это на 1, 853 и косинус 69 град (0,358 ) получим 44,6 км.
Вторая сторона этого треугольника по меридиану будет 69град 51мин-69град17,7мин=33,3 мин, что соответствует 61,7км.
При этих значениях гипотенуза будет всего 76 км (вместо 209)

( Если в верхней строке вместо 67,2 мин принять 107,2 мин и не умножать на косинус "фи", то получим  расстояние между точками=208 км. Также очевидно, что речь идет о локсодромии, прямой линии, а не о дуге сферы. )
 
IP записан
 
Ответ #9 - Февраль 1, 2009 :: 9:23pm

Ljr_V   Вне Форума
Junior Member
Авиация Второй
мировой
Псков

Пол: male
Сообщений: 92
**
Цитировать 
Спасибо за уточнение, косинус я, действительно не принял во внимание и, как результат - значительная погрешность.
Однако, смею заметить, то, что в градусе 60 минут, а не 100 - это я учитывал (перепроверил сейчас).


При пересчёте с условием косинуса, достаточно точным приближением будет просто умножение всех приведённых мною величин на 0,358 - тот самый косинус 69.

Таким образом мы получаем:

- Соотносим мыс Летинский (69*17,7' с.ш. и 33*34,8' в.д.) и место гибели Б.Ф.Сафонова (69°51' с.ш. и 34°42' в.д.) = 76 км (моя цифра в 209 км при "грубой" редукции её с косинусом превращается в 74,8 км, что свидетельствует о допустимости подобного приближения и правильности количества минут в градусе)

- Соотносим мыс Бык (69*21' с.ш. и 33*58' в.д.) и место гибели Б.Ф.Сафонова (69°51' с.ш. и 34°42' в.д.) = 55,6 км (при "грубом" приближении с простой поправкой косинуса получаем 59,4 км).

- Соотносим "Луостари" (69°26' сш 31°00' вд) и м. Летинский (69*17,7' с.ш. и 33*34,8' в.д.) = 103,6 км (при "грубом" приближении получаем 102,3 км).


Вынужден признать, что географические выкладки оказались ошибочными, и 100 км до МБРов это, конечно, не 300, как и 76-56 км - не 209-166 км.

Ёмкости топливных баков у "фридриха" Мюллера безусловно хватило бы, что бы добраться "туда-обратно" даже без подвесного.

Однако, этот факт не отменяет остальной части моих выкладок. Даже 70-ти километровое расстояние, от места боя с МБР до конвоя по другую сторону острова Кильдин, хоть и выглядит менее впечатляющим, чем 200-ти километровое, тем не менее является весьма значительным даже для воздушного боя. Это в совокупности с уже идущим серьёзным боем пятёрки JG5 с шестёркой "харрикейнов" 2-го ГКАП исключает "тайное" присутствие истребителя Мюллера в районе прохода конвоя во время падения "киттихаука" Сафонова.
Дополнительное доказательство тому - отсутствие прямой визуализации участниками одного боя участников другого. Оба боя походили изолированно друг от друга, что подтверждается всеми доступными источниками.

Ещё раз приношу извинения читателям за допущенную ошибку.
И выражаю благодарность Администратору за своевременные коррективы.

P.S. Отвечая на замечание Pit: безусловно, в списке литературы приведены не все доступные источники. Их достаточно много. Я указал лишь ряд наиболее использованных.
 

"...Долг тяжелее горы, тогда как смерть легче пёрышка.." (Рескрипт императора Мэйдзи 4.02.1882 г.)
IP записан
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Ответить Добавить Опрос Послать Тему Печать