Число подразделений асов с большим числом сбитых самолетов росло благодаря многочисленным победам, обер-лейтенант Антон Хакл (Anton Hackl) правильно определил одну из двух его жертв, как Як-1 (это была его 54-я из 180 побед – всего он заявил 5 побед Як-1/7). Обер-лейтенант Зигфрид Фрайтаг (Siegfried Freytag) заявил четыре победы, один из которых был Як-1 и другой ЛаГГ-3 - последний был почти наверняка тоже Як. Они довели его счет до 39 сбитых самолетов, и он закончил войну с 89 победами. Наконец, фельдфебель Вильгельм Эрнст-Рейнер (Ernst-Wilhelm Reinert ) также уничтожил два истребителя (это его 52-я 53-я победы), который он заявил, как ЛаГГ-3 и МиГ-1, на самом деле являющимися Як-1. Он закончил войну с 168 победами (12 из которых были определены как Як-1).
Официально по документам ВВС КА, согласно записей, с 25 мая по 1 июля 1942 года, 3-я ИАД, защищавшая Севастополь, потеряла в воздушных боях 53 самолета, 28 из которых были Як-1.
Еще 16 самолетов были указаны в качестве пропавших без вести. Среди причин, объясняющий неблагоприятный исход этой битвы на этом театре военных действий в это время, отмечалась высокая доля асов, летавших в JG 77. В дополнение к упомянутым ранее, в этот список можно добавить
Гордона Голлоба (Gordon Gollob, 146 побед, в том числе восемь Як-1/7), Курт Уббен (Kurt Ubben, 93 победы, в том числе шесть над Як-1/7) и Эмиль Омерт (Emil Omert, 55 побед, в том числе над одним Як-1). Напротив, наиболее успешные пилоты Як-1 Черноморского Военно-морского ВВС имели от семи до десяти побед.
Кроме того, немецкие истребители Bf 109F, сталкивающиеся в боях с советскими истребителями, обладали лучшими лётными качествами, что подчеркивалось в следующем отрывке из отчёта, составленного в 62 ИАБ (истребительной авиационной бригады) ВВС Черноморского Военно-морского флота:
На средних высотах наши истребители отстают от Bf 109 с точки зрения скорости, особенно в вертикальной плоскости, таким образом на Яке довольно трудно вести воздушный бой, и это приводит к дополнительным потерям. Бой, почти в каждом случае, происходит в горизонтальной плоскости, что больше похоже на оборонительный круг. Здесь Як-1 обладает намного лучшими летными характеристиками, но он также отстает от Me 109F.
Действия и потери в первой половине 1942 года могут быть суммированы и подведены итоги путем изучения майской Харьковской операции, проведенной на юго-западе.
Накопив мощный кулак сухопутных войск для наступления, Красная Армия стремилась защитить свои войска путем предоставления им существенного прикрытия с воздуха. Более 900 советских самолетов приняли участие в операции, в том числе шесть Як-1 из 296 ИАП (от 6 ИАК), семь Як-1 из 146 ИАП (от 3-го САД), 16 Як-1 из 273 ИАП (от 4 РАГ), 18 Як-1 из 6 ИАП и 18 Як-1 из 186-й ИАП. В это время на этом участке фронта от Люфтваффе было всего 150 боевых самолетов из 4-го Воздушного флота, хотя дополнительно 360 самолетов были быстро переведены в первые дни наступления, когда дела для ВВС КА пошли наиболее успешно. Тем не менее, командование Люфтваффе оперативно укрепило свои силы, что позволило 4-му Воздушному флоту осуществлять больше вылетов истребителей. В результате немецкого наступления на Харьковском выступе, большая группировка советских войск была отрезана и 239000 советских солдат и офицеров попали в плен. Несмотря на это, по сообщениям из различных штабов, до 250 вражеских самолетов были уничтожены, потеряв при этом 76 советских машин. В самом деле, многие подразделения ВВС КА, такие как 273-й ИАП, получили благодарность за свои усилия со стороны советского командования. Было отмечено, что, приняв этот полк только перед наступлением, майору И.Т. Кошевому, в кратчайшие сроки удалось превратить его в хорошо взаимодействующую боевую единицу, которая с 11-15 мая совершила 129 боевых вылетов и уничтожила десять самолетов врага в воздухе и больше 19 на земле. При штурмовке полк уничтожил 46 танков, 26 автомобилей и много других транспортных средств. За время боев полк сам потерял семь Яков.
Штаб 4-го Воздушный флота выпустил свою собственную оценку кампании, которая утверждала, что между 12 и 29 мая было сбито 596 советских самолетов и 19 уничтожено на земле, 229 танков были повреждены, 3038 автомобилей и 22 железнодорожных поезда были уничтожены, а также было нанесено много других разрушений. Собственные потери самолетов были названы в количестве 49 штук, в том числе 19 Bf 109. Многие немецкие асы впоследствии увеличили свои боевые счета во время наступления на Харьков, лейтенант Адольф Дикфилд (Adolf Dickfeld) из III/JG 52 сбил 11 самолетов на один день, повысив свой счет до 73 побед. Идентичность этих самолетов неизвестна. Заявив 132 сбитых самолетов к концу войны, он сбил не менее 15-ти Як-1.
Лейтенант Герман Граф (Hermann Graf) из того же подразделения за это время оказался еще более плодовитым снайпером, хотя ни одна из его побед не была определена как Як-1.
Несмотря на трагические результаты всей Харьковской операции, оставшиеся в живых советские летчики использовали накопленный опыт, для улучшения своих возможностей в воздушном бою. Два таких летчика, как ст. л-нт Алексей Решетов и л-нт Фотий Морозов, впоследствии стали результативными асами после их перехода из 6-го в 273-й ИАП в результате трагического окружения под Харьковом. Летом 1942 года их новый полк начал специализироваться на полетах в разведку за линию фронта противника. Пилоты обычно проводят такие вылазки в парах, и это было благоразумно, потому что на Як-1 было больше шансов уклониться от атак Bf 109, чем при традиционных видах разведки. Если воздушный бой становился неизбежным, пилоты на Яках могли на равных сражаться со своими немецкими противниками.
Как лучший летчик-разведчик в своем подразделении, Решетов один раз выполнил личную команду командира подразделения, ген T.T. Хрюкина, который попросил его найти окруженное советское сухопутное подразделение и сбросить им знамя. В конце войны и Решетов и Морозов, которые часто летали на боевые вылеты вместе, были удостоены звания Героев Советского Союза.
Их результаты были впечатляющими. Решетов совершил 821 боевой вылет и уничтожил 35 самолетов лично и еще восемь совместно с другим пилотом. Морозов, который совершил 857 боевых вылетов, наибольшее количество, совершенных советским летчиком-истребителем, сбил 16 вражеских самолетов лично, и еще пятью поделился с другим лётчиком. Помимо летних месяцев 1941 года, оба героя пролетали на Яках всю войну.