Авиация Второй мировой

Авиация Второй мировой

На главную English
Британский союзник. 17 декабря 1944 г.

ИХ НАЗЫВАЮТ «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕМ»

Выступление по радио майора авиации Джона Стрэчи

Потопление «Тирпица» на якорном стоянке близ Тромсе 20 «Ланкастерами» британской авиации дальнего действия поразило весь мир.

За последние пятьдесят лет линкоры были основой военного могущества. Каждый линкор стоит много денег, на строительство его требуется несколько лег. Экипаж такого корабля насчитывает полторы тысячи высококвалифицированных специалистов — офицеров и рядовых. Линкор буквально начинен сложными механизмами.

Дальнобойность орудий главного калибра — 24 километра. Вес снаряда — одна тонна. Борты и палубы покрыты солидной броней. Все флоты мира, вместе взятые, никогда не насчитывали в своем составе более ста кораблей этого класса.

Как ни важно потопление германского линкора, не следует забывать, что до последнего времени наша авиация дальнего действия нанесла ряд ударов, имеющих большее значение, нежели уничтожение «Тирпица». В самом деле. поскольку дело касается Германии, потеря «Тирпица» на данном этапе войны является скорее всего серьезным ударом по ее моральному состоянию.

«Тирпиц» был потоплен в результате третьего налета «Ланкастеров». Но до них он подвергался ударам сначала подводных лодок - «малюток» а позднее авиации, базирующейся на авианосцах.

Вероятно, нельзя найти в истории этой войны действий, которые превосходили бы по своему блеску и отваге операции наших моряков против германского линкора. Им каждый раз удавалось выводить «Тирпиц» из строя на много месяцев.

В последнем налёте «Ланкастеры» приняли каждый по одной 5,5-тонной бомбе специального назначения. Бомбы эти образно названы «Землетрясение». Потопление «Тирпица» — пример мощи этого замечательного оружия.

Конструктор бомбы г-н Уоллис принимал участие в создании первого действительно эффективного британского бомбардировщика «Веллингтон». Он же сконструировал специальные мины, разбившие плотины Мене и Эдер.

Уоллису — человеку ясных и точных идей — пришлось пройти через испытания, обычные для каждого конструктора в военное время. Ныне его идеи нашли всеобщее признание. А в них много нового. Бомбы, которыми наши летчики потопили «Тирпиц», не только очень велики, но и абсолютно обтекаемы.

Эта последняя черта в значительной мере повысила точность попадания и скорость падения бомб, превышающую скорость распространения звука. Таким образом, вы слышите звук ее приближения уже после ее падении. В этом она похожа на вражеские ракеты дальнего действия «Фау-2». Между бомбой Уоллиса и гитлеровскими ракетами происходит своеобразный поединок. В течение всей весны и лета 1943 года британские разведывательные самолеты доставляли фотоснимки таинственных строек, которые немцы вели на побережье вдоль Лa Манша.

Участки, на которых происходили эти работы, значительно превосходили стартовые станции «летающих бомб». Таких станций противник построил примерно сотню, и мы их основательно бомбили.

Американским «летающим крепостям» удалось разрушить в Ваттене одну из таинственных строек, прежде чем немцы ввели ее в эксплуатацию. В ряде других мест, и частности в Визерне н Мимоэке, строительные роботы продолжались несмотря на наши удары. Вскоре немцы возобновили и строительство в Ваттене.

В конце концов воздушные разведчики доставили нам очень подробные фотоснимки всех трех объектов. Установлено было, что они абсолютно не похожи один на другой.

***

Так один объект имел железобетонные стены толщиной в 8 метров. Стены уходили под землю на 30 метров. Толщина перекрытий составляла также 8 метров. Другие объекты имели тоннели, проложенные в скалах французского побережья Па де Кале и прикрытые бетонными куполами.

Мы сильно подозревали, что эти сооружения связаны с каким-то новым видом оружии дальнего действия, которое враг собирается использовать против нас.

День, назначенный для вторжения союзных армий на континент приближался. Перед нами стояла важная задача — оттянуть вступление в строй этих чудовищ до того времени,. пока британские и американские войска не окажутся во Франции.

Для решения этой задачи мы и использовали бомбы г-на Уоллиса. Только они и могли повредить 8-метровую стену из железобетона. Очень возможно, следовательно, что именно эти бомбы сыграли решающую роль в оттяжке вступления в строй стартовых станций германских ракет дальнего действия.

Если это действительно так, то те нас, кто живет в южных районах страны, возможно, многим обязаны г-ну Уоллису и всем работавшим с ним над созданием бомбы, а также всем экипажам самолетов, громивших стартовые станции ракет дальнего действия.

Заняв территорию станций, мы обнаружили там огромные склады электрооборудования. На ряде станций сохранились отверстия в перекрытиях, через которые, как предполагалось, должны были вылетать ракеты. Эти отверстия имеют зловещий вид. Враг выпускает теперь свои «Фау-2» с передвижных стартовых станций, расположенных на пока еще контролируемой им территории.

Применение ракет дальнего действия дало еще меньший эффект, чем «летающие бомбы». Количество выпускаемых немцами ракет невелико.

Картина была бы совершенно иной, если бы немцам удалось ввести в строй стартовые станции ракет дальнего действия на побережье Ла Maнша до того, как мы освободили Францию.

***

Самолеты авиации дальнего действия «Летающие крепости» и «Либерейторы» 8-го американского авиационного корпуса трижды наносили удары по каналам Дортмунд—Эмс и Миттельланд.

Бомбардировщики разбили высокие стены, ограждавшие оба канала от окружающей их лежащей ниже территории. Вода из каналов ушла, заливая окружные поля. Баржи остались лежать на дне.

Не успели еще немцы восстановить поврежденные участки канала Дортмунд—Эмс, как американцы разрушили канал Миттельланд, являющийся своего рода продолжением канала Дортмунд—Эмс в Центральной Германии. Как только немцы начали восстанавливать канал Миттельланд, британская авиация дальнего действия обрушилась на канал Дортмунд—Эмс, и именно на тот его участок, где она уже однажды побывала.

Вот это и есть то, что мы называем стратегическими бомбардировками. Дело в том, что каналы Дортмунд—Эмс и Миттельлланд играют в экономической жизни Германии значительно более существенную роль, чем любой канал в нашей стране.

Исключая удары по германской нефтепромышленности, это самая крупная операция, выполненная стратегической авиацией в осенние месяцы 1944 года.

В первый день генерального наступления союзников на Западе свыше тысячи американских бомбардировщиков и такое же число британских получили задание взаимодействовать с нашими наземными частями непосредственно на поле боя.

Осуществление такого задания в это время года связано с серьезными трудностями. При отсутствии лётной погоды, а ее фактически в ноябре никогда не бывает, всегда некоторое количество бомб упадет в расположение собственных войск.

Армейские командиры, конечно, понимают это. Но они придают исключительно большое значение поддержке тяжелых бомбардировщиков, взламыванию ими обороны врага, так как это снижает потери наших наземных войск, и поэтому, когда обстановка оправдывает риск, командиры идут на него. К счастью, в данном случае все обошлось благополучно.

Но независимо от того или иного специального задания, стратегическая авиация продолжала выполнение своей основной работы. Снова и снова 8-й и 15-й американские авиационные корпусы и британская авиация дальнего действия бомбили германские заводы стратегического горючего и нефтеперегонные предприятия. С ухудшением погоды удары по этим объектам становятся все более трудными.

Очень часто, выходя на цель, летчики находят объект закрытым облаками. Им приходится вести бомбардировку вслепую, по приборам. Значительно труднее становится самолетам-разведчикам фотографировать объекты, с тем, чтобы установить степень их повреждения и необходимость новых ударов.

***

Операции продолжаются. За последние несколько дней фотодокументы свидетельствуют о некотором ослаблении лихорадочных усилий немцев восстановить поврежденные предприятия.

Когда метеорологические условия не позволяют вести прицельное бомбометание по отдельным объектам, например, по предприятиям нефтеперегонной промышленности, синтетического горючего или каналам, союзные тяжелые бомбардировщики оперируют над главнейшими германскими промышленными центрами и крупными железнодорожными узлами.

В октябре они сбросили на Германию 100000 тонн бомб. Хочется вспомнить, как два года назад в некоторых докладных записках штаба ставилась задача сбрасывать ежемесячно на Германию 35 000 тонн бомб. А мы сейчас сбрасываем по 100000 тонн в месяц.

Тяжелые бомбардировщики стали нашим оружием современной войны. Они топят линкоры и разрушают каналы. Они ставят минные заграждении и сбрасывают боеприпасы и оружие партизанам: громят стартовые станции ракет дальнего действия и взаимодействуют с наземными войсками непосредственно на поле боя; уничтожают заводы жидкого горючего и наносят сокрушительные удары по промышленным центрам.

Союзная тяжёлобомбардировочная авиация горда тем, что оказалась способной справиться с полученными ею заданиями. Мы заплатили за эти успехи дорогой ценой — жизнью десятков тысяч героев-летчиков. Английский народ этого никогда не забудет.

Дата размещения на сайте 20 декабря 2014 г.


Источники

  • «Британский союзник» № 51 от 17 декабря 1944 г.