Авиация Второй мировой |
Четыре пишем, два в уме.Очень многие воздушные победы оплотов Люфтваффе не выдерживают объективной проверки.Александр МардановПозже по данным наземных наблюдательных постов трем нашим летчикам - старшему лейтенанту Покровскому, лейтенанту Обувалову и сержанту Лещенко был записан как групповая победа один сбитый Me 110, но немцы не подтверждают потерю в тот день самолета данного типа. В 14 часов четыре «харрикейна» из 2-го ГКАП атаковали разведчик Ju 88 и старший лейтенант Курзенков в паре с капитаном Шведовым подбили его. В целом потери 2-го гвардейского авиаполка за первый день наступления были тяжелыми: погибло четверо летчиков, сбито четыре «харрикейна», а еще два - подбиты и повреждены на вынужденных посадках. Немцы в тот день потерь в истребителях не имели. Люфтваффе потеряли разведчик Ju 88D-5 №430237, очевидно, подбитый Курзенковым и Шведовым, который разбился на своей территории при возвращении с боевого задания. Его пилот, унтер-офицер Тигмеер погиб, а остальные три члена экипажа получили ранения. Второй метеоразведчик из 5-го метеоотряда Не 111Н-3 №5636 получил серьезные повреждения (30%) при посадке на аэродром «Хебуктен». Унтер-офицер Мюллер 28 апреля записал на свой боевой счет четыре «харрикейна», что крайне маловероятно, так как общее число «сбитых» немецкими пилотами в этот день истребителей данного типа достигло 12 штук, а реальные потери советской стороны составляли всего четыре машины (плюс две поврежденных). Если бы у немцев существовало понятие «групповая победа», все победы Мюллера 28 апреля объективно следовало бы отнести к этой категории. Успешное продвижение 12-й бригады морской пехоты создавало угрозу открытому левому флангу немецко-фашистских войск. Германское командование срочно перебрасывало резервы. Там же отмечалась наивысшая активность немецкой авиации: за день наступающие части Северного флота трижды подвергались воздушным налетам. 29 апреля боевые действия в небе над Пикшуевым начались рано утром. С рассветом для штурмовки вылетели шесть И-153 27-го ИАП и шесть «харрикейнов» 2-го ГКАП. «Чайки» с пикирования сбросили 12 осколочных бомб АО-25, после чего обстреляли РСами и пулеметным огнем автомашины противника. Летчики наблюдали большой взрыв и дым, вероятно, взорвался грузовик с боеприпасами. Зенитные пулеметы и автоматические пушки противника открыли огонь, но для наших все обошлось благополучно. В 05:30 летчики 2-го ГКАП провели успешный воздушный бой, сбив два «мессершмитта-110». Восемь «харрикейнов» и один МиГ-3 получили задание прикрыть десант 12-й ОБМП и вылетели в район мыса Пик-шуев. Примерно через полчаса в небе появились три Me 110 в сопровождении четверки «стодевятых». «Харрикейны» на встречных курсах атаковали Me 110 реактивными снарядами и пулеметным огнем. В результате один двухмоторный «Мессершмитт» рухнул на землю, а остальные спешно развернулись и улетели, не приняв боя. Советские летчики бросились за ними и на догонном курсе расстреляли еще один «мессер». Падение Me 110, сбитого в лобовой атаке старшим лейтенантом Курзенковым, наблюдали летчики 78-го ИАП, патрулировавшие в близлежащем районе. Второй Me 110, сбитый сержантом Чепурновым в преследовании, подтверждал участник боя старший лейтенант Амосов. Интересно, что командующий флотом контр-адмирал Головко лично позвонил в штаб ВВС СФ и сообщил о сбитом в районе десанта Me 110. Падение другого немецкого самолета наблюдали посты ПВО. Наши в ходе этого боя потерь не имели. Вечером, в 17:20 шестерка «томагавков» во главе со старшим лейтенантом Горелышевым вылетела на прикрытие 12 «харрикейнов» из 760-го ИАП, штурмовавших вражескую пехоту. Во время штурмовки появились одномоторные и двухмоторные «мессершмитты», но наши истребители вовремя заметили противника и вступили с ним в бой. Старшие лейтенанты Го-релышев и Хлобыстов сбили один Me 110, упавший в расположении советских войск. Немецкие источники подтверждают потерю двух Bf 110 из 10.(Z)/ JG5, разбитых на вынужденных посадках. Это были Bf 110Е-2 №2547 и Bf 110С-2 №3528, получившие повреждения на 60% и 50% соответственно. Экипажи не пострадали, но самолеты, судя по данным о ежемесячном боевом составе отряда, были списаны или отправлены в капитальный ремонт. В 13:25 того же дня на штурмовку вылетели шесть И-153 из 27-го ИАП и 12 «харрикейнов» 2-го ГКАП и 78-го ИАП. «Харрикейны», выдерживая эшелон 1000 метров, прикрывали шедшие на малой высоте «чайки». При подходе к линии фронта ударную группу атаковали 12 Me 109, что вынудило «чаек» сбросить бомбы и вступить в бой. К ним на помощь спикировала шестерка «харрикейнов» из группы прикрытия. В это время к Пикшуеву на малой высоте подошли еще восемь Me 109 и завязали бой со второй шестеркой «харрикейнов». Немцам удалось сбить три «чайки», погиб сержант Кожевников, лейтенанты Игнатьев и Афанасенков получили ранения. Пилот «Харри-кейна» старший лейтенант Николаев из 78-го ИАП также получил пулевое ранение и совершил вынужденную посадку на нашей территории. После этого боя нашим летчикам засчитали шесть сбитых Me 109, но надо признать, что реальные потери немцев были гораздо меньше. Германские сводки говорят только об одном Bf 109Е №3266 из 3-й группы III/JG5, севшем на вынужденную с повреждениями в 25%. Факты | Документы | Моторы | Асы | РТЭ и РЛЭ | НИИ ВВС КА | Документы 1938 1938.12.15 | 1940.04.14 | 1940.10.02 | 1940.11.05 | 1941.06.18 | 1941.06.19 | 1941.06.20 | 1941.07.28 | 1941.08.19 | 1942.07.28 | 1942.09.09 | 1943.05.14 | 1943.06.09 | 1943.07.07 | 1943.10.08 | 1943 Тактика | Сборник №7 Сборник 7 | |