Авиация Второй мировой |
Четыре пишем, два в уме.Очень многие воздушные победы оплотов Люфтваффе не выдерживают объективной проверки.Александр МардановВ то время как «харрикейны» вели бой с истребителями, тройка «киттихауков» подполковника Сафонова вышла в район движения судов каравана PQ-16. В 106 километрах от береговой черты летчики заметили, что несколько «юнкерсов» начали пикировать на транспорты. Все бомбы упали мимо, очевидно, немцам помешали прицелиться два Пе-3, атаковавшие бомбардировщиков с высоты 2500 метров. После выхода «юнкерсов» из пике на высоте 300-400 метров группа подполковника Сафонова настигла противника и начала преследование. Каждый из летчиков зашел в хвост «Юнкерсу» и открыл огонь. Борис Сафонов последовательно атаковал три Ju 88, доложив по радио о том, что подбил два из них. После третьей атаки в эфире прозвучали слова: «Мотор подбит, иду на вынужденную». Нет сомнений в том, что «Киттихаук» Сафонова был поврежден воздушным стрелком. В оперативной сводке 2-го ГКАП за 30 мая 1942 года так и отмечено: «Подполковник Сафонов ... подбит в воздушном бою». Однако, согласно официально опубликованной версии, у самолета Сафонова отказал двигатель. С кораблей моряки видели, как один «Киттихаук» под углом врезался в воду и утонул вместе с пилотом. Помочь ему не успели. Тем временем, старший лейтенант Покровский сверху-сзади вел огонь по третьему Ju 88 (вероятно, это был тот же «Юнкере», которого повредил Борис Сафонов). Выпустив весь боезапас, Покровский сделал вираж и увидел горящий на воде бомбардировщик. Капитан Орлов до дистанции 30 метров стрелял по «Юнкерсу», у которого загорелся левый двигатель и подбитый самолет стал сбавлять скорость. Проскочив вперед, Орлов развернулся, но противника в воздухе уже не увидел. По немецким данным, в этот день Люфтваффе на Севере лишились трех Ju 88. В ходе атаки конвоя PQ-16 погиб вместе со всем экипажем «Юнкере» Ju 88A-4 №1760 из 4-го отряда 2-й группы II/KG30. Еще один Ju 88D-5 №430244 из раз-ведотряда 1 .(F)/124 разбился при посадке на аэродроме «Хебуктен» (100% повреждений). Вероятно, он был подбит истребителем дальнего охранения Пе-3 лейтенанта Стрельцова. Третий Ju 88A-4 из I/KG30 №142068 разбился в ходе выполнения боевого вылета с аэродрома «Банак» (80% повреждений), летчик погиб, два члена экипажа получили ранения. Вполне возможно, что этот самолет также был подбит в воздушном бою в районе конвоя группой «киттихауков» и Пе-3. В дальнейшем в течение дня истребители 2-го ГКАП, 78-го ИАП, 27-го ИАП и 20-го ГИАП прикрывали конвой, сменяя друг друга в воздухе. Дальние истребители Пе-3 вечером и ночью 31 мая продолжили сопровождение второй группы из семи транспортов, направившейся в Архангельск. Но воздушных атак по конвою немцы больше не предпринимали, и в этом была немалая заслуга советских истребителей. Так завершилась операция по проводке PQ-16, но борьба за конвой еще не закончилась. 2 июня немцы предприняли два налета на мурманский порт, пытаясь уже там уничтожить транспортные суда и доставленные ими грузы. В 11:20 была объявлена воздушная тревога, а через 12 минут загрохотали залпы зенитных орудий. Сразу после обнаружения самолетов противника с аэродрома «Ва-енга-2» взлетели 13 истребителей 78-го ИАП: пять И-16 из 3-й эскадрильи старшего лейтенанта Адонки-на и восемь «харрикейнов» из 1-й и 2-й эскадрилий во главе с командирами старшим лейтенантом Сгибневым и капитаном Дижевским. «Ишаки» группы Адонкина вступили в бой с четырнадцатью Me 109F, прилетевшими за две-три минуты до подхода основной ударной группы. Эти «мессершмитты» имели задачу отвлечь на себя внимание советских перехватчиков для обеспечения беспрепятственной работы бомбардировщиков. Однако «мессеров» самих связали боем «старички» И-16. А «харрикейны», тем временем, удачно атаковали группу Ju 87 и преследовали ее до озера Килпъявр, пока на выручку «юнкерсам» не подоспели «мессершмитты» из 6-го отряда. Капитан Дижевский первым атаковал Ju 87 на встречном курсе. Затем, развернувшись, он открыл огонь по той же машине из пулеметов и пушек с дистанции 50-100 метров прямо в хвост. После четырех очередей «лаптежник» упал возле реки Лавна. Дижевский зашел в хвост второму «Юнкерсу» и подбил его,.но дальше преследовать не смог из-за налетевших сзади «мес-сершмиттов». Еще пять Ju 87 были атакованы старшим лейтенантом Сгибневым, лейтенантами Бершанским, Николаевым, Коломийцем и сержантом Пи-липенко. Лейтенант Николаев с близкой дистанции точно бил по мотору «Штуки» и зажег его, а после посадки обнаружилось, что его «Харри-кейн» весь забрызган маслом с подбитого вражеского самолета. Согласно оперативной сводке 78-го ИАП, разведка результатов воздушного боя подтвердила обнаружение обломков трех сбитых 2 июня немецких самолетов: двух Ju 87 и Me 110. Германские данные подтверждают гибель в воздушном бою двух Ju 87R-1: №5545 (L1+EW) и №5485 (L1+LW) вместе с экипажами. Потеря Me 110 не подтверждается. Очевидно, найденный советскими разведчиками самолет был сбит раньше. Этот воздушный бой летчиков 78-го ИАП считался образцовым при отражении налета вражеской авиации и приводился командованием в качестве примера на будущее. Факты | Документы | Моторы | Асы | РТЭ и РЛЭ | НИИ ВВС КА | Документы 1938 1938.12.15 | 1940.04.14 | 1940.10.02 | 1940.11.05 | 1941.06.18 | 1941.06.19 | 1941.06.20 | 1941.07.28 | 1941.08.19 | 1942.07.28 | 1942.09.09 | 1943.05.14 | 1943.06.09 | 1943.07.07 | 1943.10.08 | 1943 Тактика | Сборник №7 Сборник 7 | |