Авиация Второй мировой |
Четыре пишем, два в уме.Очень многие воздушные победы оплотов Люфтваффе не выдерживают объективной проверки.Александр МардановЕще более любопытно выглядит сопоставление немецких и советских отчетов за 29 августа. По нашим данным, в этот день никак действий авиации противника замечено не было. А по немецким сведениям 13-й отряд Me 110 в сопровождении 6-го отряда Me 109 атаковал аэродром «Ва-енга». При этом фельдфебелю Мюллеру опять-таки засчитали два «сбитых» самолета, хотя ни один советский самолет в этот день не только не был потерян, но и вообще не участвовал в боевых действиях. Очередной (на этот раз - реальный) налет на аэродром «Мурмаши» состоялся утром 2 сентября. На перехват взлетели девять истребителей ВВС 14-й армии. На высоте 4500 метров они натолкнулись на вражескую группу прикрытия - 11 Me 109F. Бой длился 15 минут. Вскоре к немцам подошло подкрепление - еще семь «мессершмиттов». Противнику удалось сбить «Харрикейн» капитана Павлова, которому пришлось прыгать с парашютом. А результат бомбардировки аэродрома оказался «нулевым». Истребители-бомбардировщики Me 110, встреченные советскими истребителями, сбросили 20 250-кг бомб мимо цели. Ближе к полудню 13 Ju 87 в сопровождении Me 109F из 7-го отряда на высоте 4000 метров подошли со стороны Ура-губы на береговые батареи полуострова Рыбачий и сбросили бомбы. Результаты удара оказались незначительными: осколки бомбы повредили лейнер одного из орудий. Действия пикировщиков обеспечивали несколько групп истребителей из 6-го и 8-го отрядов. В районе аэродрома «Мурмаши» Me 109F напали сверху на только что взлетевшие истребители 14-й армии. Четверка Р-40, три «аэрокобры» и четыре «харрикейна» около 15 минут сражались с одиннадцатью «мес-сершммиттами», обладавшими преимуществом в высоте. По советским данным, были сбиты два Me 109F, один из которых засчитали командиру эскадрильи капитану Кутахову, второй -группе летчиков. Немецкие источники говорят только о получившем тяжелое пулевое ранение в ногу унтер-офицере Штольце из 6-й эскадрильи. Летчик все же сумел сесть на своем аэродроме, но надолго выбыл из строя. Наши потери - один сбитый Р-40, пилот которого - сержант Силаев спасся на парашюте. Еще два истребителя были подбиты и совершили вынужденные посадки с убранными шасси на своих аэродромах. Обе машины подлежали ремонту. Тем временем, в бой вступили 12 истребителей ВВС Северного флота: пять ЛаГГ-3 255-го ИАП, два «харрикейна» 78-го ИАП и пять И-16 27-го ИАП. Они также понесли потери - был подбит И-16 сержанта Емельянова, разбившийся на вынужденной посадке вне аэродрома (летчик выжил). Второй И-16 получил незначительные повреждения при посадке с убранными шасси на своем аэродроме. Интересна немецкая версия этого сражения: 8-й, а затем и часть 6-го отрядов 5-й эскадры (8./JG5 и 6./JG5) около полудня вступили в бой с пятнадцатью советскими истребителями. Пилоты 6-го отряда заявили о девяти сбитых самолетах противника. По одной победе засчитали унтер-офицеру Дебриху, фельдфебелю Мюллеру и унтер-офицеру Штольцу. Пилотам 8-го отряда были засчитаны восемь «сбитых» истребителей: Бартельсу - три; Кайзеру - два, Герцогу, Норцу и Кун-цу - по одному. Таким образом, 6-й и 8-й отряды, реально уничтожившие два советских истребителя и повредившие еще три, записали на свои счета 17 самолетов. Кстати, командование ВВС СФ довольно объективно оценило результаты боев, отметив, что немецкие истребители не понесли серьезных потерь и признав за ними успешные действия. Зато третий воздушный бой, проведенный в этот день советскими армейскими истребителями, можно считать поражением немцев. В 15:55 пять истребителей-бомбардировщиков Me 110 в сопровождении четверки Me 109 из-за облаков повторно бомбили аэродром «Мурмаши», но снова не причинили никакого вреда. Взлетевшие на перехват семь истребителей ВВС 14-й армии (два Р-40, две «аэрокобры» и три «харрикейна») на отходе от цели догнали противника и тяжело повредили два «стодесятых». Bf 110F-2 №4560 оберфельдфебеля Френцеля почти долетел до «Хебуктена», но упал и разбился, чуть-чуть не дотянув до ВПП. Не вызывает сомнений, что причиной его гибели этого явились боевые повреждения. Согласно В.Гирбигу, автору книги Jagdgeshwader 5 «Eismeerjager», второй подбитый Me 110 вернулся из боя на одном моторе, но пилоту этого самолета Теодору Вайссен-бергеру все же удалось совершить посадку. Немецкие летчики по возвращении заявили, что вели воздушный бой с 20 советскими истребителями, хотя против них дрались всего семь наших самолетов. Кстати, Эрик Момбек в своей книге Eismeerjager. Zur Geschichte des Jagdgeschwader 5. Band 1 сообщает, что унтер-офицер Дебрих из 6-го отряда доложил о двух якобы уничтоженных им «харрикейнах», но, поскольку среди участников боя не нашлось ни одного свидетеля, который подтвердил бы его слова, заявки Дебриха отклонили. Таким образом, Момбек вольно или невольно дает понять, что немецким летчикам сбитые самолеты порой засчитывались при наличии подтверждения всего одного свидетеля, причем этим свидетелем выступал участник того же самого боя! Стоит ли говорить, какие широкие возможности для приписок открывала такая система. Тот же Эрик Момбек пишет, что 2 сентября немецкие истребители заявили в общей сложности о 25(!) сбитых самолетах, из которых им засчитали 17 (а реально, напомню, было сбито два советских истребителя и повреждено еще три). Германские штабы доложили о новой большой победе истребителей 5-й эскадры, но правда была намного скромнее и гораздо прозаичнее. Ни один из трех совершенных 2 сентября налетов на советские объекты не увенчался успехом. Факты | Документы | Моторы | Асы | РТЭ и РЛЭ | НИИ ВВС КА | Документы 1938 1938.12.15 | 1940.04.14 | 1940.10.02 | 1940.11.05 | 1941.06.18 | 1941.06.19 | 1941.06.20 | 1941.07.28 | 1941.08.19 | 1942.07.28 | 1942.09.09 | 1943.05.14 | 1943.06.09 | 1943.07.07 | 1943.10.08 | 1943 Тактика | Сборник №7 Сборник 7 | |