Бомбардировщики, штурмовики и истребители Германии и её противников.
1939-1945 годы. Тактические и оперативные показатели и критерии.
Константин Иванов и Владимир Георгиев, Болгария, 2013.
Эфффективность вооружения "воздух-воздух"
Критерием М - эффективности вооружения "воздух-воздух" учитывается:
a) Количество вооружения различных видов и типов;
b) Количество ракет в одном ракетном залпе;
c) Критерии q1 и q2 эффективности отдельного оружия соответственно на нормальной и на короткой боевой дистанции.
Критерий q1 пропорционален выражению
e • i • A 20,
а критерий q2 - выражению e • i,
где e - критерий разрушительной энергии одного снаряда, одной пули или одной ракеты ;
i - наибольшая скорострельность;
A 0 - начальная скорость снаряда, пули или ракеты.
Точность попадания снаряда, пули или ракеты и, соответственно, эффективность вооружения на нормальной боевой дистанции пропорциональна A 20 (критерий q1). На короткой боевой дистанции (иногда 15-20 м) точность попадания почти стопроцентовая и критерий q2 от A 20 практически не зависит. Есть критерии М для нормальной и критерий М для короткой боевой дистанции, учитывающие соответственно q1 и q2.
Критерии q1 и q2 также введены впервые в этом справочнике. Они весьма значимы для оценки эффективности вооружения и оценки боевой эффективности самолета.
Рассмотрим примеры:
- немецкая пушка MG FF калибра 20 мм имеет: e=73,5, i=500 выстр/мин, A 0=600 м/сек, q1=8,57, q2=23,8 ;
- немецкая пушка MG 151/20 калибра 20 мм имеет: e=80, i=800 выстр/мин, A 0=800 м/сек, q1=24,6, q2=38,4 ;
- немецкий пулемет MG17 калибра 7,92 мм имеет: e=5,93, i=1200 выстр/мин, A 0=785 м/сек, q1=2,68, q2=4,27 ;
- советский пулемет УБ калибра 12,7 мм имеет: e=34,2, i=860 выстр/мин, A 0=1000 м/сек, q1=q2=17,7 ;
- советский пулемет ШКАС калибра 7,62 мм имеет: e=4,91, i=1800 выстр/мин, A 0=825 м/сек, q1=3,61, q2=5,31 ;
На основании этих данных следует:
- На нормальной боевой дистанции советский пулемет УБ имеет в 17,7 : 8,57=2,07 раз (!) большую эффективность, чем немецкая пушка MG-FF. Кто мог бы подумать, что пулемет калибра 12,7 мм окажется в два с лишним раза эффективнее, чем пушка калибра 20 мм! ;
- На нормальной боевой дистанции советский пулемет ШКАС имеет в 3,61 : 2,63=1,37 раз большую эффективность, чем немецкая пушка MG-17.
Вот почему на нормальной боевой дистанции стрелковое вооружение советского истребителя МиГ-3 (один УБ и два ШКАС) имеет бОльшую эффективность, чем стрелковое вооружение немецкого истребителя Ме 109 Е-7 (два MG FF и два MG-17), хотя в это трудно поверить.
На нормальной боевой дистанции пушка MG 151/20 имеет в 24,6 : 8,57=2,87 раз бОльшую эффективность, чем пушка MG FF, стреляющая теми же снарядами - на практике одна пушка MG 151/20 равняется трем пушкам MG FF !
d) Степень подвижности стрелкового вооружения и его расположение:
- неподвижные орудия, направленные вперед, которые могут быть смонтированы в крыле или в носу фюзеляжа; у самолетов с одним двигателем и винтом впереди фюзеляжное орудие может быть синхронизировано с двигателем, или несинхронизировано с ним;
- неподвижные орудия, направленные круто вверх, или круто вниз;
- неподвижные орудия, направленные назад;
- подвижное стрелковое вооружение, невмонтированное в башни;
- подвижное стрелковое вооружение, вмонтированное в неповоротные башни;
Расположение орудий "воздух-воздух" также весьма важно для эффективности вооружения и боевой эффективности самолета, что подтверждается следующими конкретными примерами:
- подвижное стрелковое оружие бомбардировщика, вмонтированнное в полноповоротной башне, имеет в два раза большую эффективность, чем то же оружие, смонтированное стационарно;
- неподвижное, направленное круто вверх, стрелковое вооружение истребителя, предназначенное для борьбы с бомбардировщиками, имеет в 1,5 раза большую эффективность, чем то же вооружение, неподвижно направленнное вперед;
- из-за различных колебаний крыла в полете, вооружение в крыле имеет, в среднем, на 10% меньшую точность попадания и соответственно - на 10% меньшую эффективность, чем вооружение, смонтированное в фюзеляже;
- стрелковые орудия, синхронизированные с двигателем, имеют в среднем на 10% меньшую скорострельность и, соостветственно, - на 10% меньшую эффективность, чем несинхронизированные орудия (при уменьшении оборотов двигателя падает и скорострельность);
e) Вид воздушного боя
При различных видах воздушного боя одно и то же вооружение может иметь существенно различную эффективность. Например, стрелковое вооружение истребителя, вмонтированное в полноповоротной башне (истребитель RAF Defiant, истребитель USAAF P-61 Black Widow) имеют в воздушном бою на виражах в четыре (!) раза бОльшую эффективность, чем в воздушном бою на вертикалях.
Живучесть самолета
Критерием R выносливости на обстрел (критерий живучести) учитываются:
a) Количество двигателей самолета.
Многомоторные самолеты гораздо выносливее на обстрел, чем одномоторные. Чтобы сбить одномоторный истребитель, надо вывести из строя его единственный двигатель, в то время, как на четырехмоторном бомбардировщике придется уже остановить три из четырех двигателей - на двух двигателях (даже с одной стороны) самолет уверенно держится в воздухе и даже может набирать высоту, если бомбы уже сброшены.
b) Система охлаждения и расположение цилиндров в поршневых двигателях.
Поршневой двигатель воздушного охлаждения с звездообразным расположением цилиндров имеет около 1,5 раз большую выносливость на обстрел, чем двигатель жидкостного охлаждения с V-образным расположением цилиндров:
- звездообразный двигатель имеет гораздо меньшую длину и представляет меньшую цель;
- если при обстреле охлаждающая жидкость вытечет, поршни двигателя жидкостного охлаждения перегреются и заклинят в цилиндрах;
- иногда двигатель воздушного охлаждения продолжал работать с 1-2 оторванными снарядом цилиндрами;
с) Степень броневой защиты двигателей.
d) Количество пилотов, умеющих управлять самолетом. Очевидно, что самолет с двумя летчиками более живуч, чем с одним.
e) Степень броневой защиты членов экипажа самолета
f) Расположение топливных баков. Баки, расположенные в фюзеляже, примерно в 1,5 раза выносливее на обстрел, чем баки, расположенные в крыле, где они представляют превосходную мишень.
g) Степень защиты топливных баков (бронирование, протектирование, заполнение инертным газом).
h) Размеры самолета. При одинаковых других условиях самолет с большими размерами очевидно имеет и бОльшую живучесть.
i) Конструкция и материал изготовления крыла, фюзеляжа, хвостового оперения и рулей. Цельнометаллический самолет очевидно более выносливее на обстрел, чем деревянный.
Дата публикации на сайте: 07 06 2013
|