Авиация Второй мировой

Home English

Aichi H9A

Aichi H9A
  • Учебная летающая лодка
  • Aichi

H9A Учебная летающая лодка. Проектирование велось с мая по декабрь 1939 года, первый экземпляр взлетел и был испытан в сентябре 1940 года, однако по результатам испытаний имел много нареканий. Посадка и само управление лодкой оказалось слишком сложным. Кроме того, на воде Н9А вел себя отвратительно, зарывался носом в волну и был практически неуправляем при маневрировании.

Конструктивно летающая лодка, получившая впоследствии название H9А, представляла собой моноплан-паpасоль с двумя двигателями воздушного охлаждения Nakajima Коtobuki-41 Кai 2 мощностью по 710 л.с. Самолёт имел металлическую конструкцию с фанерной и тканевой обшивкой. Штатный экипаж состоял из двух пилотов, наблюдателя, боpтинженеpа и радиста. Также были предусмотрены места ещё для трех курсантов. Для подготовки стрелков предусматривалась установка 7,7-миллиметровых пулеметов в носовой и средней части лодки. Для отработки противолодочных заданий имелась возможность подвески до двух 250 кг глубинных бомб.

Самолет имел трехопорное убирающееся шасси с носовым колесом, но строго говоря, амфибией ее назвать было нельзя. Шасси было слишком слабым и не годилось для взлета и посадки на аэродромах, а использовалось лишь для выкатки самолета из воды на слип и спуск обратно в воду.

Для решения проблем двигатели были опущены почти под крыло, изменена форма закpылков, а площадь кpыла выросла с 58,62 до 63,3 м². Размах при этом увеличился с 21 до 24 м. Также были установлены новые двигатели Nakajima Коtobuki-42 той же мощности, но более надежные.

Aichi H9A выпускались с 1942 по 1943 г., однако, несмотря на все изменения, летные и эксплуатационные данные летающей лодки оставались неудовлетворительными и "универсала" из нее не получилось. Поэтому новую летающую лодку решено было выпускать ограниченной серией только в учебном варианте, тем более, что и выпуск боевых тяжелых летающих лодок Н6К и Н8К, экипажи которых предполагалось готовить на Н9А, был практически штучный.


Aichi H9A1
Экипаж 5-8
Размеры
Размах крыла, м 24,00
Площадь крыла, м² 63,30
Длина самолета, м 10,83
Высота самолета, м 5,25
Силовая установка
2 × ПД Hакадзима Котобуки 42 или 43
Мощность, л.с. 2 × 710
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 4900
Нормальная взлетная 7000
Максимальная взлетная 7500
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 315
Крейсерская скорость, км/ч 220
Максимальная скороподъемность, м/мин 270
Практический потолок, м 67800
Практическая дальность, км 2150

Вооружение. По одному 7,7-мм пулемету тип 92 в носовой и средней части лодки; до двух 250 кг бомб.

Летающие лодки Aichi Тип 2 H9A начали поступать на вооружение в начале 1943 года. Все выпущенные летающие лодки этого типа поступали в учебный центр специально созданного 1 июня 1943 года Takuma kokutai в местечке Ниихама рядом с Куре.

Учебный Takuma kokutai был сформирован специально для обучения экипажей гидросамолетов. С 1943 года по сентябрь 1944 Takuma kokutai жил спокойной жизнью учебного подразделения, исправно выпуская сотни строевых морских летчиков, штурманов и стрелков. В сентябре 1944 года, когда война вплотную приблизилась к берегам метрополии Takuma kokutai прошел переформирование, слившись с остатками Yokohama kokutai, вооруженного летающими лодками Kawanishi H8K "Emily" и поплавковыми разведчиками Aichi E13A "Jake". На базе этой части было решено сформировать боевое подразделение, ставшее крупнейшей в Японии базой гидроавиации. С осени 1944 года основными функциями части стали подготовительные работы по обороне "домашней территории" с вылетами на боевое патрулирование. Не остались в стороне и немногочисленные летающие лодки Н9А, благо возможности подвески пары 250-кг бомб в ней были заложены изначально.

С февраля 1945 года на базе Takuma kokutai стали формировать отряды "Специальных атак" для противодействию вторжению союзников на Окинаву. В частности была сформирована Специальная эскадрилья камикадзе "Kotohira Suishin", укомплектованная гидропланами. В апреле 1945 года в четырех самоубийственных атаках на американский флот вторжения у Окинавы почти весь состав Takuma kokutai был уничтожен. Вычленить успехи тихоходных гидросамолетов и летающих лодок из нескольких десятков попаданий в корабли союзников довольно сложно. Союзники особо не забивали себе головы идентификацией типа атакующего камикадзе, а с японской стороны, по понятным причинам, рассказать об успехах было, как правило, некому. Скорее всего подавляющее большинство гидросамолетов Takuma kokutai была сбита американскими истребителями, не дав им даже приблизиться к своему флоту. В этих атаках погибли как минимум 20 летающих лодок Aichi Н9А. Уцелевшие летающие лодки этого типа в конце войны были рассеяны по японскому побережью. Один из них был обнаружен на авиабазе Омура. Шесть разбитых летающих лодок Aichi Н9А были обнаружены на близ Кагошимы, о. Кюсю, две из которых с номерами Т-25 (см. фото вверху) и Т-53 были в приемлемом состоянии и были захвачены американцами после капитуляции Японии. Наличие этого типа летающей лодки в составе японской морской авиации вплоть до этого момента было для союзников тайной, поэтому это был единственным из серийных японских самолетов, который не получил у союзников традиционного кодового имени. Летающие лодки были тщательно изучены победителями, но интереса не вызвали и закончили свою жизнь на свалке трофейной японской авиатехники в Сасебо.

Фото Описание

Схема Aichi H9A1

Источники

  • "Поплавковые самолеты Японии" /Евгений Аранов/
  • "Авиация Японии" /Андрей Фирсов/
  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/