Авиация Второй мировой

Home English

E13K

E13K1
  • Гидросамолет-разведчик
  • Первый полет: 1938
  • Каваниси

В 1937 году Императорский флот Японии подписал контракты с фирмами Аичи и Каваниси на проектирование и постройку дальних разведывательных гидросамолетов, способных использоваться как с катапульт кораблей, так и с береговых баз.

На фирме Каваниси начали работы уже в марте этого же года. Первый из двух прототипов взлетел 28 сентября 1938 года. Это был трехместный цельнометаллический низкоплан, оснащенный четырнадцатицилиндровым двигателем воздушного охлаждения Mitsubishi Kinsei 3-Kai мощностью 910 л.с. Вооружение самолета состояло из одного оборонительного 7,7 пулемета Type 92 в задней кабине и одной 250-кг бомбы под фюзеляжем или четырех бомб до 60 кг на узлах подвески под крылом.

В октябре под обозначением E13K1 (трехместный самолет-разведчик) самолет передали для испытаний на базу флота вместе с Аичи E13A1. В ходе испытаний E13K1 превзошел соперника в большинстве характеристики (кроме максимальной скорости), но оказался более сложен в эксплуатации и обслуживании. Победителем был признан гидросамолет фирмы Аичи.

Вскоре первый прототип был разрушен в результате аварии, а второй исчез в ходе испытательного полета.

Летно-технические данные E13K1
Экипаж 3
Размеры
Длина самолета, м 11,73
Высота самолета, м 4,45
Размах крыла, м 14,49
Площадь крыла, м² 34,00
Силовая установка
1 × ПД Mitsubishi Kinsei 3-Kai, мощностью л.с. 1 × 1910
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2170
Нормальнаяя взлетная 3550
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 350
Крейсерская скорость, км/ч 222
Практический потолок, м 6690
Практическая дальность, км
Вооружение
Пулемет задний калибра 7,7 мм, шт 1
Бомбовая нагрузка, кг 1 × 250
или 4 × 60
Фото Описание
E113K1 Схема E13K1

E15K "Сиюн"

E15K1
  • Гидросамолет-разведчик
  • Первый полет: 1941
  • Каваниси

В 1939 году Императорский японский флот поручил Kawanishi Aircraft Company разработать двухместный скоростной разведывательный гидросамолет, имевший достаточную скорость для избежания перехвата сухопутными истребителями. Планировалось новыми гидросамолетами оснастить новый класс крейсеров - флагманов для групп подводных лодок с целью поиска целей для их атак. Первый такой новый крейсер, Ōyodo также был заказан в 1939 году.

Каваниси разработала одномоторный гидросамолет, оснащенный 14-цилиндровым радиальным двигателем Mitsubishi MK4D Kasei мощностью 1460 л.с. (1090 кВт) с приводом двух двухлопастных противовращающихся винтов, впервые произведенный в Японии и призванный устранить реактивный момент, существенно усложняющий взлет и посадку гидросамолетов. Для достижения высоких скоростей был выбран ламинарный профиль крыла, разработанный профессором токийского университета Ичиро Тани. Гидросамолет имел один основной несущий поплавок под фюзеляжем и два стабилизирующих поплавка под крылом. Стабилизирующие поплавки были спроектированы так, чтобы убираться в крыло, а центральный поплавок должен был иметь возможность сброса в случае чрезвычайной ситуации, давая достаточное, порядка 50 узлов (90 км/час), увеличение скорости для ухода от истребителей противника.

Наличие многих новых разработок сильно затянуло реализацию проекта, первый прототип, получивший в короткой системе обозначений ВМФ - E15K1, совершил первый полет 5 декабря 1941 года. Еще пять прототипов произвели в 1941-42 годах. Проблемы возникали с убирающимися стабилизирующими поплавками, что привело к нескольким авариям, когда поплавки не выпускались для посадки, и от их уборки пришлось отказаться, зафиксировав в выпущенном положении.

Результаты заводских летных испытаний были удовлетворительными: самолет продемонстрировал неплохие пилотажные качества. Однако выявились проблемы с управлением шагом вращающихся в противоположных направлениях соосных винтов.

В целом самолет имел цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки элеронов и рулей, для улучшения продольной устойчивости самолет оснастили дополнительным подфюзеляжным килем.

В таком виде К-10 был принят на вооружение как "Скоростной разведывательный гидросамолет Тип 2 "Сиюн" (Фиолетовое облако) Модель 11" (Е15К1 Модель 11). В начале 1944 года партия из пяти машин вместе с прототипом была отправлена на остров Палау - для испытания в боевых условиях. Вскоре все машины были сбиты истребителями союзников. Система сброса центрального поплавка в полете не работала, из-за чего Е15К1 не мог использовать свой главный козырь - высокую скорость и становился легкой добычей для истребителей противника. Интересная идея, для реализации которой и был разработан гидросамолет, оказалась не воплощенной. Отсутствие бронезащиты кабины пилота, применение непротектированных топливных баков и слабое оборонительное вооружение (один 7,7-мм пулемет) ещё более усугубляли ситуацию.

Правда, фирма Каваниси приступила к серийному производству усовершенствованного варианта Е15К1 Модель 12. Для компенсации возросшего лобового сопротивления из-за неуборки стабилизирующих поплавков пришлось применить более мощный двигатель Mitsubishi MK4S Kasei 24 мощностью 1825 л.с. Новыми машинами планировалось оснастить ряд боевых кораблей, но в феврале 1944 года из-за неудачных результатов боевого применения серийный выпуск самолетов Е15К1 был прекращен.

Летно-технические данные E15K1
Американское условное наименование Norm
Экипаж 2
Размеры
Длина самолета, м 11,59
Высота самолета, м 4,95
Размах крыла, м 14,00
Площадь крыла, м² 30,0
Нагрузка на крыло, кг/м² 136,7
Силовая установка
1 ПД Mitsubishi МК4S Kasei 24 1850 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 3165
Нормальная взлетная 4100
Максимальная взлетная 4900
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч на H 5700 м 468
Крейсерская скорость, км/ч 296
Подъем на высоту 6000м, мин 10
Практический потолок, м 9836
Практическая дальность, км 3373
Вооружение
Пулемет тип 92 калибра 7,7 мм, шт 1
Бомбовая нагрузка, кг 2×60

Всего было построено 15 машин этого типа, включая 6 прототипов. Низкая живучесть, ненадежность силовой установки, сложность системы сбрасывания и уборки порплавков привели к полному провалу проекта создания гидросамолета, способного уходить от истребителей.

Фото Описание

Схема E15K1-1 Mitsubishi МК45 Косей

E15K1 с убранными поплавками

E15K1 с выпущенными поплавками

Источники

  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О.В. Дорошкеквич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/