Авиация Второй мировой

Home English

Е7К

Е7К2
  • Гидросамолет-разведчик
  • Первый полет: 1933
  • Каваниси

В начале 1930-х годов Кайгун Коку Хомбу разработал программу- развития морской военной авиации на базе отечественных моделей самолетов, которые должны были обладать очень высокими тактико-техническими характеристиками. В рамках этой программы были сформулированы требования 7-Си на трехместный разведывательный гидросамолет бипланной схемы. В марте 1932 года спецификация была передана фирмам «Аичи», «Каваниси» и «Накадзима».

Конструкторский коллектив «Каваниси» под руководством Ейи Секигучи разработал предварительный проект гидросамолета, который получил фирменное обозначение Тип J и был передан заказчику для оценки. Свои проекты предложили также конкуренты: «Аичи» (АВ-6) и «Накадзима» (E~N1). Проект компании «Накадзима» был отвергнут, а два оставппкся было решено осуществить на практике.

Первый прототип гидросамолета фирмы «Каваниси». получивший флотское обозначение E7K1. поднялся в воздух 6 февраля 1933 года. Он представлял собой двухпоплавковый гидросамолет-биплан, оснащенный W-образным двигателем жидкостного охлаждения Хиро Тип 91 Модель 1 (620 л. с) с деревянным двухлопастным воздушным винтом. Три члена экипажа располагались по тандемнои схеме в отдельных открытых кабинах. Посте окончания заводских летных испытаний на самолете было установлено вооружение из трех 7,7-мм пулеметов Тип 89. Один их них неподвижно монтировался в фюзеляже над двигателем, а два остальных (их обслуживал стрелок/радиооператор) находились на подвижных установках под и над фюзеляжем. Под центропланом могли подвешиваться четыре бомбы массой по 30 кг или две бомбы по 60 кг.

В мае 1933 года прототип Е7К1 был передан в Йокосука Кокутай для проведения сравнительных испытаний с машиной Аичи E7A1 (АВ-6). Тестирование выявило, что гидросамолет E7K1 превосходит конкурента как по техническим характеру стикам. так и по пилотажным качествам, но окончательного решения пришлось ждать еще несколько месяцев. Лишь в мае 1934 года после испытаний второго прототипа Кайгун Коку Хомбу отдал распоряжение о запуске самолета фирмы «Каваниси» в серию. Он получил официальное обозначение «Разведывательный гидросамолет Тип 94 Модель 1» (Е7К1 Модель 1). Первая партия серийных машин была оснащена такими же моторами, что и прототипы, но на более поздних самолетах их сменили двигатели Хиро Тип 91 Модель 2 мощностью 750 л. с, которые вращали новые деревянные четырехлопастные воздушные винты постоянного шага.

В линейных частях гидросамолеты Е7К1 быстро завоевали любовь экипажей. Этим они были обязаны простоте в управлении, а также прочности и надежности конструкции. Е7К1 поступили на вооружение большинства крупных военных кораблей и плавучих баз гидросамолетов. Кроме того, ими оснастили большое чисто подразделений сухопутного базирования. Они использовались в основном для ведения разведки и патрулирования прибрежных вод.

В середине 1930-х годов новый японский гидросамолет привлек к себе повышенное внимание, когда на одном из Е7К1 лейтенант Никитта совершил беспосадочный перелет из Йоко-суки в Бангкок. По тем временам это был большой успех, особенно если учесть, что он был достигнут японской авиацией, которая повсеместно считалась безнадежно устаревшей.

В 1937 году фирма «Каваниси» приступила к выпуску самолетов модернизированного варианта, на которые устанавливался звездообразный двигатель воздушного охлаждения Мицубиси МК2А Зуйсей 11 (850 л. с.) с двухлопастным металлическим винтом. Первый опытный самолет этой модификации был облетан в августе 1938 года, а через три месяца началось его серийное производство. Новая машина получила обозначение «Разведывательный гидросамолет Тип 94 Модель 2» (Е7К1 Модель 2), которое позднее бьио изменено на Е7К2 Модель 12. Производство машин нового варианта продолжалось до 1941 года. Всего же было выпущено 530 экземпляров Е7К, из них 57 — на заводе фирмы «Ниппон Хикоки КК».

Гидросамолеты Е7К1 впервые были использованы в Китае во время необъявленной японско-китайской войны. Они вели разведку и патрулирование, оказав неоценимые услуги по блокаде побережья Китая. На начальном этапе конфликта они применялись даже в роли бомбардировщиков и штурмовиков. К моменту начала войны на Тихом океане самолеты Е7К1 уже были сняты с вооружения частей первой линии. Однако многие из них несли службу в патрульных и вспомогательных подразделениях. Самолеты варианта Е7К2, несмотря на свою устаревшую конструкцию, по-прежнему состояли на вооружении некоторых военных кораблей и плавучих авиабаз.

На начальном этапе войны они использовались для ведения разведки, сопровождения морских конвоев и обнаружения подводных лодок противника. Они получили у союзников кодовое обозначение «Эльф». Позднее Е7К2 применялись в качестве патрульных, связных и учебно-тренировочных машин. В последние месяцы войны уцелевшие гидросамолеты Е7К1 и Е7К2 использовались пилотами-камикадзе.


Характеристики Е7К2
Экипаж 3
Размеры
Длина самолета, м 10,50
Высота самолета, м 4,74
Размах крыла, м 14,00
Площадь крыла, м² 43,60
Силовая установка
1 × ПД Mitsubishi MK2A Zuisei 11 875 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1984
Нормальная взлетная 3020
Максимальная взлетная 3300
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 276
Крейсерская скорость, км/ч 185
Максимальноя скороподъемность м/мин 330
Практический потолок, м 7500
Практическая дальность, км 2463

Вооружение. Один 7,7-мм синхронный пулемет Виккерс Е (как правило, не устанавливался), один 7,7-мм подвижный пулемет Тип 92 в задней кабине и один 7.7-мм пулемет Тип 92 в нижней люковой установке.

Общий боекомплект 13 дисковых магазинов по 69 патронов, четыре 30-кг или две 60-кг бомбы на внешних узлах. В перегрузочном варианте 1 × 250-кг бомба.

Конструкция. Конструкция крыла Е7К оказалась настолько удачной, что позднее ее использовали на самолетах E10K и B4Y. Крылья Е7К, как и фюзеляж, имели тканевую обшивку. Фюзеляж самолета имел металлическую конструкцию с полотняной обшивкой.

14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Мицубиси МК2А Зуйсей 11 мощностью 850 л.с. пришел на смену устанавливавшемуся на самолетах варианта E7К1 мотору жидкостную охлаждения.

Фото Описание
Схема Е7К2

Схема Е7К2

Источники

  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О.В. Дорошкеквич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/