Авиация Второй мировой

Home English

G3M Rikko

G3M Rikko
  • Дальний бомбардировщик-торпедоносец
  • Mitsubishi

В начале тридцатых годов прошлого века возникла необходимость в дополнение к палубной авиации ВМС Императорской Японии авиации создать дальнюю авиацию берегового базирования, имеющую в своем составе дальние торпедоносцы* и призванную компенсировать британское и американское превосходство на море. Спецификация 9-Си, определяющая тактико-технические данные нового торпедоносца, была передана фирме «Mitsubishi». Построенный прототип, получивший фирменное обозначение Ка-9 и войсковое G1М1, впервые поднялся в воздух в апреле 1934 года. Новый торпедоносец представлял собой цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Бомбоотсек отсутствовал — боевая нагрузка размещалась на внешней подвеске. Оборонительное вооружение размещалось в выдвижных башенках и боковых блистерах. Самолет имел чистые аэродинамические формы, обладал хорошей управляемостью и маневренностью и имел высокий потенциал в плане улучшения летных данных при увеличении мощности силовой установки. Следующий прототип Ka-15, созданный на основе Ka-9, превзошел по своим характеристикам большинство существовавших в мире на тот момент самолетов такого же класса.

G3M1 (96-1-1). Решение о серийном производстве нового торпедоносца под строевым шифром «96-1-1» (заводской G3M1) было принято летом 1936 г. На первых 34 самолетах устанавливались двигатели «Kinsei-3» воздушного охлаждения. Часть торпедоносцев «96» первых серий под тем же шифром были переоборудованы в военные и гражданские транспортные самолеты. На модификации «96-2-1» была увеличена ёмкость баков, и установлена силовая установка «Kinsei-4-1» повышенной мощности, на модификациях «2-2» и «2-3» было усилено бортовое вооружение. Скорость на высоте 4200 м не превышала 348 км/час.

G3M2-1 (96-2-1). Первая по-настоящему массовая модификация, в период с 1937 по 1939 год изготовлено 343 экземпляра. Машины этого варианта оснащались двигателями Mitsubishi Kinsei-4-1 или 4-2 мощностью 1075 л. с., благодаря которым максимальная скорость выросла до 376 км/ч. Кроме того, самолеты отличались от предшественников увеличенным с 3805 до 3874 л запасом топлива и более обтекаемой формой надфюзеляжных стрелковых башен. После вывода из частей первой линии некоторое количество машин этой модификации было переоборудовано в учебно-тренировочные и разведывательные, им присвоили обозначения G3M2-K и G3M2-KAI соответственно.

G3M2-2 (96-2-2) - модификация, разработанная с учетом опыта боевых действий в Китае. Выпускалась на заводе фирмы «Mitsubishi» (с 1939 по 1941 год - произведено 238 машин), а затем на заводе фирмы «Nakajima» (с 1941 по 1942 год). На самолеты этой модификации устанавливались обладавшие лучшими высотными характеристиками двигатели Kinsei-4-5 той же мощности (1075 л.с.). Вооружение было усилено и состояло из 20-мм пушки Tип 99 Модель 1, которая размещалась в неубираемой надфюзеляжной башне удлиненной формы, и трех 7,7 мм пулеметов Tип 92 (один в передней верхней выдвижной башне и два в выпуклых боковых блистерах за задней кромкой крыла). На самолетах поздних выпусков устанавливался дополнительно четвертый пулемет, огонь из которого можно было вести из боковых окон кабины штурмана, располагавшейся позади сидевших рядом пилотов (см. компоновочную схему). Остальные изменения касались в основном вспомогательного оборудования и на характеристиках машины не отразились.

Некоторое количество бомбардировщиков G3M2 было переоборудовано в своего рода «огневые точки», предназначенные для сопровождения обычных G3M. Они не несли бомбовой нагрузки, зато имели усиленное за счёт установки четырех дополнительных 7,7 мм пулеметов.

G3M3 (96-2-3) - последняя серийная модификация, выпускавшаяся на заводе «Nakajima» с июня 1942 по февраль 1943 года. Самолеты этого варианта имели самую высокую среди машин серии G3M максимальную скорость (416 км/ч) и наибольшую дальность полета (4680 км, с дополнительными баками - 6230 км). Такие показатели были достигнуты за счет установки 1300-сильных двигателей Mitsubishi Kinsei-5-1 и увеличения объема топливных баков (с 3874 до 5182 л). Примерно двадцать машин было переделано в патрульные самолеты G3M3-Q. Они были оснащены магнитным детектором и добились немалых успехов в борьбе с подводными лодками противника, записав на свой счет 20 потопленных субмарин. На базе бомбардировщиков G3M специалистами 1-го авиационного арсенала в Йокогаме был разработан транспортный вариант L2Y.

Самолеты ВТА. Учитывая хорошие летные данные и сравнительно высокую грузоподъемность, G3M был переработан в транспортный самолет. В 1939 г. ВМС, испытывавшие недостаток в штабных ЛА управления приняли решение о переоборудовании части торпедоносцев в грузопассажирские машины. На передаваемых в транспортную авиацию торпедоносцах было демонтировано вооружение, установлены внутрифюзеляжные топливные баки и пассажирская кабина на 10 мест. Вариант ВТА ВМС получил строевой шифр Транспортный самолет «96». Во время войны часть транспортных самолетов «96» использовалась командованием ВМС для фронтовой выброски парашютных десантов.

Всего было построено 1048 самолетов всех модификаций.

G3M in action

Боевое применение. G3M ВМС Императорской Японии массово применялись с лета 1937 г. в небе Китая, нанося удары по целям на расстоянии 2 тыс. км от аэродрома базирования. Самолет, созданный для ударов по вражеским кораблям, совершенно неожиданно оказался неплохим стратегическим бомбардировщиком, нанося удары первоначально по аэродромам, а позже - и по практически беззащитным китайским городам.

Наибольшую известность береговые торпедоносцы получили после потопления 10 декабря 1941 г. британского линкора «Prince of Wales» и линейного крейсера «Repulse» в составе соединения «Z». Всего, вместе с обоими кораблями, в этот день погибло 870 человек.

Однако при немалых успехах, самолеты несли большие потери из-за слабости оборонительного вооружения и установки непротектированных топливных баков, характерная черта всех японских самолетов начального периода Второй мировой войны.

Дальние торпедоносцы G3M с успехом применялись Императорской Японией на протяжении всей войны на Тихом океане, но с 1943 года, в основном, были переведены в части второй линии. Последний раз авиация ВМС Японии широко применяла береговые торпедоносцы в начале 1944 г. во время стратегической оборонительной операции у архипелага Марианских островов.

Самолет прошел испытания временем, пережив множество модификаций и оставался в строю практически всю войну, найдя применение в самых разных качествах. У союзников самолет получил кодовое обозначение «Nell», в варианте транспортного самолета - «Тina».

* - В авиации ВМС Японии торпедоносцы обозначались термином «ударный ЛА» (в авиации Сухопутных войск использовавшегося в значении «штурмовик»), в то время, как термин «бомбардировщик» в авиации ВМС служил для обозначения самолетов-пикировщиков.


Mitsubishi G3M1
96-1-1
G3M2
96-2-2
G3M3
96-2-3
Экипаж 5 7
Размеры
Размах крыла, м 25,00
Площадь крыла, м² 75,10
Длина самолета, м 16,45
Высота самолета, м 3,685
Силовая установка
Mitsubishi 2×ПД Kinsei-3 Kinsei-4 Kinsei-5
Мощность, л.с. 2×910 2×1125 2×1300
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 4800 5000 5250
Нормальная взлетная 7000 7800 8000
Летные данные
Max. скорость, км/ч
на высоте, м
348
4200
370
4200
416
6000
Практический потолок, м 7500 9000 10300
Практическая дальность, км 2800 4400 6200
Вооружение
стрелковое, мм 3×7,7 1×20, 4×7,7
подвесное, кг - 12×60
торпедное, кг - 1×800
Фото Описание

Схема дальнего морского бомбардировщика G3M2

Компоновочная схема дальнего морского бомбардировщика G3M

G3M1 в полете

L3Y - транспортная версия бомбардировщика Mitsubishi G3M

L3Y (草津 Kusho) являлся транспортной версией бомбардировщика Mitsubishi G3M Navy Type 96. Транспортник выпускался в двух вариантах, оба из которых появились перед вступлением Японии во Вторую мировую войну.

Первая версия - L3Y1 Type 96 Land Transport Model 11 была произведена в Дай-Ичи Кайгун Кокушо (Первый военно-морской арсенал) в Касумигауре, более известном как Кушо. Из узкого фюзеляжа G3M1 демонтировали оборудование убирающихся стрелковых башен и по бокам фюзеляжа разместили ряды кресел по пять человек с каждого борта, что обеспечивало пассажировместимость на 10 человек. По внешнему виду L3Y мог быть идентифицирован по рядам узких иллюминаторов вдоль фюзеляжа и дверью на левом борту.

В 1939 году вслед за L3Y1 был выпущен L3Y2, переоборудованный из G3M2 и получивший при этом более мощные двигатели Kinsei 45. Самолет переоборудовали по аналогии с предыдущей моделью, однако за счет более мощной силовой установки транспортник стал более скоростным.

L3Y использовался воздушной эскадрильей отряда Императорского флота, военно-морским испытательным центром Йокосука, штаб-квартирой военно-морского флота в Токио и с 1942 года 11-м транспортным флотом. Это последнее подразделение использовалось для поддержания жизнедеятельности новых островных завоеваний Японии, и L3Y частенько видели перелетающим в Рабаул и обратно. Конец этой службы в апреле 1944 года ознаменовал окончательную изоляцию японской базы.

L3Y не была первой транспортной версией бомбардировщика G3M. В конце 1930-х годов ряд G3M1 был преобразован в военный транспортный самолет с модификацией G3M1-L, с установленными более мощными двигателями Kinsei 45 мощностью 1075 л. с. каждый. В это же время немногим более двадцати G3M2 были преобразованы в Mitsubishi Twin-Engined Transports и использовались Nippon Air Lines (Nippon Koku K.K.) и его преемником Greater Japan Air Lines (Dai Nippon Koku K.K.). В 1939 году один из этих гражданских авиалайнеров совершил кругосветное путешествие (Nippon J-BACI), преодолев 32850 миль за 194 летных часа*.

* - в связи с начавшейся войной маршрут через Европу пришлось изменить на Южную Америку и Африку, протяженность пройденного пути составила 52860 км (длина экватора Земли около 40075 км).

Источники

  • "Авиация Японии." /А. Фирсов/
  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/