Авиация Второй мировой

Home English

K9W

K9W1
  • Учебно-тренировочный самолет
  • Первый полет: 1942
  • Кюсю

В 1938 г немецкая авиакомпания Бюккер флюгцойгбау ГмбХ привезла в Японию для демонстрации два учебных самолета: двухместный самолет для начальной летной подготовки Bu 131В и одноместный акробатический Bu 133С. Летные данные этих машин приглянулись японскому флоту, который решил испытать Юнгманн с двигателем Хирт HМ 504 в 11 кокутае Ренго. Самолет оказался легок в управлении, а обслуживающий персонал отмечал простоту конструкции и обслуживания. В результате в 1939 г флот заказал на Бюккере еще дюжину машин, получивших обозначение - самолет начальной подготовки морской экспериментальный тип Вu (КХВu1). Эти машины были использованы в работе летных школ, которые были полностью удовлетворены самолетом - только инструкторы жаловались, что самолет слишком легок в управлении.

В 1939 г флот выдал Ватанабе (будущая Кюсю) задание 14-Си на учебный самолет по образцу Юнгманна. Ватанабе предложила два разных самолета, оба под двигатель Хитачи Тип 1 мощностью 110 лс - один был бипланом, а второй монопланом. Опытные самолеты каждого из вариантов, а также конкурирующий самолет разработки Хитачи были готовы в 1941 г. Hо при сравнительных испытаниях японские машины уступили все тому же Вu 131. В результате было решено просто приобрести лицензию на Юнгманн. В августе 1942 г переговоры успешно были завершены, и Вu 131 был запущен в серийное производство на Ватанабе под обозначением - самолет начальной подготовки морской тип 2 модель 11 К9W1. Он имел сварную металлическую конструкцию с дюралевой и тканевой обшивкой. Двигатель был установлен 4-цилиндровый рядный Хитачи GК4А Хацуказе 11 воздушного охлаждения. Вскоре он стал стандартным учебным самолетом флота. Всего было выпущено 339 К9W1.

Характеристики K9W1
Экипаж 2
Размеры
Длина самолета, м 6,62
Высота самолета, м 2,64
Размах крыла, м 7,34
Площадь крыла, м² 14,20
Силовая установка
1 × ПД Хитачи GК4А Хацуказе, мощностью л.с./на высоте 110
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 409
Нормальная взлетная 639
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 180
Крейсерская скорость, км/ч 120
Практический потолок, м 3880
Практическая дальность, км 600

Конструкция самолета. 4-цилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Хитачи GK4A Хацуказе 11, мощностью 110 л.с. вращал деревянный двухюпастный воздушный винт постоянного шага диаметром 2,18 м.

Конструкция крыльев бипланной коробки — деревянная с полотняная обшивкой. Верхнее крыло соединено с нижним с помощью двух I-образных стоек и проволочных растяжек. Верхнее крыло состояло из прямоугольного центроплана и двух консолей, характеризующихся одинаковой стреловидностью по обеим кромкам.

Фюзеляж K9W представлял собой каркас из стальных труб со смешанной металло-полотняной обшивкой. Под ним на бомбодержателе могла подвешиваться одна 100-кг учебная бомба.

Фото Описание
Схема K9W

Схема K9W1

K10W

K10W
  • Учебно-тренировочный самолет
  • Первый полет: 1941
  • Кюсю

В 1937 г "Мицубиси юкоге К.К." приобрела у "Hорт Америкэн авиаэйшен инк." два самолета повышенной летной подготовки МА-16. В сентябре 1937 г в Японию прибыл первый из них - NА-16-4R, оснащенный двигателем Пратт & Уитни мощностью 450 л.с. и трехлопастным винтом, а второй -МА-16-4RW с двигателем "Райт" и двухлопастным винтом - через три месяца. Самолеты тут же попали в распоряжение флота, который присвоил им обозначение "экспериментальный переходной учебный самолет морской тип А" КХА1 и КХА2.

После успешного проведения испытаний флот приобрел через посредников права на лицензионное производство самолета. Производство было решено организовать на Ватанабе после внесения в самолет необходимых доработок. Ватанабе по заданию 14-Си изготовила первый самолет, получивший обозначение К10W1 в 1941 г.

Машина достаточно существенно отличалась от американской, хотя и сохранила ту же конструктивную схему. K10W представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом, аналогичным американскому самолету. Но в отличие от предшественника имел неубирающееся шасси с хвостовым колесом, совершенно новое хвостовое оперение и оснащался звездообразным двигателем Nakajima Kotobuki 2 Kai мощностью 600 л.с. Самолет так же отличался новым килем. Вскоре было решено запустить самолет в серию под обозначением "переходной учебный самолет морской тип 2".

После изготовления 26 К10W1 к ноябрю 1942 г, Ватанабе передала все оборудование и чертежи на "Hиппон хикоки К.К.", которая с февраля 1943 г по март 1944 г выпустила еще 150 самолетов. Во флоте К10W1 заменил в качестве учебного самолета К5W1.

Характеристики K10W1
Экипаж 2
Размеры
Длина самолета, м 8,84
Высота самолета, м 2,84
Размах крыла, м 12,36
Площадь крыла, м² 22,30
Силовая установка
1 × ПД Nakajima Kotobuki 2 KAI, мощностью л.с. взлетная/на высоте 600/460
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1476
Нормальная взлетная 2033
Максимальная взлетная 2093
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 280
Крейсерская скорость, км/ч 220
Практический потолок, м 7300
Практическая дальность, км 1060

Конструкция самолета. Трехлопастный металлический воздушный винт изменяемого шага. На большинстве самолетов Kl10W устанавливались двухлопастные деревянные винты постоянного шага.

Просторная двухместная кабина с большой площадью остекления. На некоторых самолетах, предназначенных для подготовки бортстрелков, в задней ее части монтировался подвижный 7,7-мм пулемет Тип 92.

9-цитндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Накадзима Котобуки 2KAI 1 мощностью 600 л.с.

Основные стойки шасси в полете не убирались. Для уменьшения аэродинамического сопротивления колеса прикрывались обтекателями, но иногда их снимали, особенно при эксплуатации самолетов в непогоду. Хвостовое колесо было выполнено неубираемым.

Фюзеляж К10W имел металлическую конструкцию со смешанной обшивкой. В передней части она была выполнена из дюралюминия, в центральной и хвостовой — из полотна.

Низкораспаюженное крыло K10W, как и у NA-16 состояло из прямоугольного центроплана, составлявшего единое целое с фюзеляжем, и трапециевидных консолей. Конструкция крыла цельнометаллическая, за исключением полотняной обшивки элеронов.

Фото Описание
Схема K10W

Схема K10W1

K11W Shiragiku

K11W
  • Учебный бомбардировщик
  • Первый полет: 1942
  • Кюсю

Концепция обучения будущих экипажей бомбардировщиков "в куче", в составе одного летающего учебного класса, в общем-то, не нова. В предвоенные годы многие страны имели в составе своей авиации учебно-тренировочные самолеты, предназначенные для комплексной подготовки экипажа многоместных бомбардировщиков - британский Эйрспид "Энвой", американский Бичкрафт модель 18, немецкий Фокке Вульф FW-58 "Вейхе" и ряд других.

Такой стиль обучения позволял получать в итоге уже сработанный между собой экипаж пилота, штурмана, бомбардира, стрелков, способных взаимодействовать между собой в полете, что было немаловажно в бою.

Японская флотская авиация с начала 30-х годов использовала в этом качестве учебно-тренировочный самолет К3М фирмы Мицубиси. Пятиместный одномоторный моноплан-парасоль, он строился большой серией и являлся школьной партой для всех первоклассных экипажей морских бомбардировщиков предвоенной подготовки.

Но в 30-е годы прогресс в авиации шел семимильными шагами, устаревание авиатехники происходило очень быстро. И к середине 30-х годов флот задумался над заменой "Пайна" - такое обозначение у союзников в будущей войне получили учебные самолеты К3М.

В 1936 году было сформулировано техзадание 11-Си, согласно которому той же фирмой Мицубиси был разработан новый учебный самолет, известный как К7М. По сравнению с К3М объем фюзеляжа был значительно увеличен, что позволяло одновременно обучать 6-7 человек курсантов для подросших экипажей новых бомбардировщиков G3M. Исходя из этих задач была выбрана двухмоторная компоновка машины. Но в итоге это и сгубило, в общем-то, удачный проект. Флот отказался от запуска в серию достаточно дорогой и высокотехнологичной машины, ограничившись выпуском новых модификаций старого проверенного К3М.

Следующий подход к поиску замены "Пайна" произошел в 1940 году, когда технический отдел штаба флота - Кайгун Коку Хомбу в очередное техзадание 15-Си включил разработку нового учебно-тренировочного самолета. Концептуально машина должна была повторять 5-местную одномоторную компоновку К3М.

Поскольку в 1940 году Япония все более и более втягивалась в боевые действия в Китае, с перспективой вступления в войну с Западом, все именитые авиастроительные брэнды были заняты разработкой и производством самолетов первой линии - истребителей, бомбардировщиков, палубных машин. По этой причине конкурса проектов было решено не проводить, и разработку учебного самолета флота поручили Фукуокской металлургической компании Ватанабе Текко-джо, имевшей в своем составе небольшое авиастроительное подразделение, к тому времени уже получившей опыт производства целого ряда учебно-тренировочных самолетов, включая и вышеупомянутый К3М.

Характеристики K11W1
Экипаж 5
Размеры
Длина самолета, м 10,24
Высота самолета, м 3,10
Размах крыла, м 14,98
Площадь крыла, м² 30,50
Силовая установка
1 × ПД Хитачи Теппу модель 21, мощностью л.с. 515
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1677
Нормальная взлетная 2570
Максимальная взлетная 2800
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 175
Практический потолок, м 5620
Практическая дальность, км 1180

Вооружение. Один 7,7-мм пулемет тип 92, на подвижной установке назад или фотопулемет Тип Хайсу, две 30-кг учебные бомбы либо 2х60-кг глубинные бомбы

Конструкция самолета. Свободнонесущее хвостовое оперение классической конструкции. Цельнометаллический фюзеляж K11W характеризовался большой площадью поперечного сечения в центральной части, где под крылом располагалась кабина с рабочими местами инструктора и двух курсантов: штурмана и бомбардира.

В закрытой общим фонарем верхней кабине размещались пилот и стрелок/радиооператор, обслуживавший установленный в задней ее части подвижный 7,7-мм пулемет Тип 92.

9-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Хитачи GK2B Амаказе 21 развивал мощность 515 л.с. Двухлопастный металлический воздушный винт фиксированного шага диаметром 2,71 м.

Низкорасположенное крыло K11W имело металлическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки элеронов, и трапециевидную форму со стреловидной передней кромкой.

Фото Описание
Схема K11W1

Схема K11W1

В июне 1941 года разработка новой машины на Ватанабе была поручена инженеру Ноджири Кодзо. Первый прототип самолета был готов в ноябре 1942 года. Он представлял собой цельнометаллический моноплан, оснащенный радиальным 9-цилиндровым двигателем Хитачи "Темпу" модель 21 взлетной мощностью 515 л.с при номинальной 480 л.с. Широкий пузатый фюзеляж прямоугольного сечения с алюминиевой обшивкой имел два уровня для размещения экипажа. Вверху располагалась застекленная общая кабина для пилота и стрелка-радиста, на нижнем уровне были места для бомбардира, штурмана и инструктора. С правой стороны фюзеляжа располагалась входная дверь на "нижнюю палубу". Летчик и стрелок попадали на свои места через сдвижные секции фонаря. Характерно, что в зависимости от программы обучения состав оборудования и расположения мест могло легко меняться.

Крыло располагалось в средней части фюзеляжа, обшивка его была фанерной. Управляющие поверхности обшивались полотном. Шасси были выполнены неубирающимися, прикрытыми обтекателями. Под крылом располагались два бомбодержателя для подвески 30-кг бомб, предназначенных для обучения бомбометанию.

Испытания новой машины прошли относительно гладко. Несмотря на выявленную некоторую путевую неустойчивость, в апреле 1943 года самолет был принят на вооружение авиации флота под обозначением "Киджо Сагё Реншуки", что дословно можно перевести как "учебный самолет одного экипажа" и собственное имя "Сирагику" - "Белая хризантема". Также было присвоено короткое наименование K11W1. Традиционного для японского флота "Типа" конструкции самолету не присваивалось. Характерно, что ко времени принятия на вооружения K11W в 1943 году, авиастроительное отделение фирмы Ватанабе было выделено в отдельное предприятие Кюсю хикоки КК, в городе Касуга, близ головного офиса.

K11W1. Боевое применение

С осени 1943 года "Белые Хризантемы" начали массово поступать в учебные полки японской флотской авиации. Среди пользователей самолетов K11W1 были "Цукуба", "Йатабе" и "Хякурихара" кокутаи для обучения экипажей базовой бомбардировочной авиации; "Судзука" и "Ои" кокутай - для подготовки экипажей разведывательной авиации; "Уса" кокутай - для подготовки экипажей палубных бомбардировщиков, разведчиков и торпедоносцев; "Омура" кокутай - для палубных бомбардировщиков и разведчиков. Также числились "Хризантемы" в составе "Кочи", "Токусима", "Комацуджима", "Шинчику", "Шанхай", "Цучиура", "Кагошима", "Миэ", "Михо", "Мацуяма", "Синозаки", "Таруми", "Каноя No.2" и "Фудзисава" кокутай.

Значение самолетов "Сирагику" для японской флотской авиации сложно недооценить. Обстановка на фронтах во второй половине войны складывалась для Японии таким образом, что экипажи бомбардировщиков гибли сотнями, время на подготовку новых постоянно сокращалось и учебной партой для них являлся этот пузатый кургузый самолет с красивым именем. Использование "Сирагаку" происходило далеко от линии фронта, поэтому о его существовании американская разведка узнала только в самом конце войны, и традиционного кодового обозначения у союзников он не получил.

В марте 1944 года в серию пошла новая версия "Хризантемы", в котором было ликвидировано место инструктора. Эта модель, K11W2, предназначалась к использованию в качестве легкого транспортного самолета. Ограниченно применялся K11W2 также и как противолодочный. Никакого поискового оборудования, по всей видимости, на нем не устанавливалось, лишь на подкрыльевых бомбодержателях подвешивались пара 60-кг глубинных бомб. Эти машины на завершающем этапе войны использовались для патрулирования прибрежных вод у берегов метрополии, но, по всей видимости, особыми успехами не отметились.

Тем не менее, повоевать Хризантемам все же довелось, записав в свой актив несколько славных страниц.

8 января 1945 года приказом по флоту стандартная подготовка летчиков морской авиации была прекращена, и все усилия были брошены на подготовку летного состава отрядов "Специальных атак" токкотай. В этой связи высвобождавшиеся материальные ресурсы учебных кокутаев флота выделялись для формирования новых частей камикадзе. Не был обойден вниманием и учебный самолет "Сирагику", количество которых в строю позволяло сформировать из них несколько ударных отрядов.

Предварительно предназначенные "на убой" "Хризантемы" проходили модернизацию. Первоначально планировалось внутри салона разместить две 250-кг бомбы, но в итоге остановились на стандартной наружной подвеске двух таких боеприпасов под крылом. Подвеска была жесткой, не предусматривавшей сброса в полете. Предохранитель взрывателя бомбы выводился на приборную панель пилота. Предполагалось, что смертник-камикадзе непосредственно перед тараном будет снимать бомбы с предохранителя. Кроме того, штатный запас топлива в 480 литров был увеличен до 700 литров за счет установки дополнительного бензобака в задней кабине самолета. Таким образом, экипаж "Сирагику" сокращался до одного человека. В результате этой модернизации взлетный вес самолета увеличился до 3 тонн, что сделало весьма сложным взлет его. И без того не высокая скорость уменьшилась до 180 км/ч.

Понятно, что тихоходному невооруженному учебному самолету сложно было бы на что-то рассчитывать в дневных самоубийственных атаках на американский флот, посему была определена концепция боевого применения "Хризантем" в ночное время, когда у них были хоть какие-то шансы на успех.

С начала февраля 1945 года началось формирование первых частей Токкотай, оснащенных "Сирагику". На базе "Токусима" кокутай был сформирован отдельный ударный отряд "Токусима-Сирагику-тай". На базе "Кочи" кокутай был сформирован ударный отряд "Кикусуй бутай Сирагику-тай". Чуть позднее на базе "Ои" кокутай появился ударный отряд "Ойяшима-тай", на базе "Судзука" кокутай - ударный отряд "Вака кикутай".

В бой "Белые Хризантемы" пошли в разгар грандиозной битвы за Окинаву, когда американский флот оказался в пределах досягаемости авиации с баз в метрополии.

Первый боевой вылет группы K11W "Токусима-Сирагику-тай" против американского флота состоялся в ночь с 24 на 25 мая 1945 года. 14 груженых бомбами машин стартовали с авиабазы Кушира, одной из основных баз камикадзе в префектуре Кагошима.

Впрочем, вскоре 11 из стартовавших машин вынуждены были вернуться из-за технических неполадок, но трем "Хризантемам" удалось приблизиться к американским кораблям радиолокационного дозора. Штаб авиации 5-го флота, командовавший силами "Специальных атак" в битве у Окинавы перехватил американское радиосообщение, о том, что эсминцы ВМС США засекли вражеские самолеты, приближавшиеся со скоростью 150-160 км/ч. Один из японских офицеров, услышав это сообщение, горько пошутил, что "американский эсминец гонится за Белыми Хризантемами", на что один из идеологов создания отрядов Токко, адмирал Угаки возразил: "Ночью у кроликов тоже есть рога".

Впрочем, в ту ночь американцам удалось уничтожить все три самолета до момента начала атаки.

Следующая атака "Хризантем" состоялась в ночь с 27 на 28 мая. В атаке участвовали 9 "Сирагику" из состава ударного отряда "Токусима", вылетевших с небольшим интервалом двумя группами по 7 и 4 машины и еще 9 машин из состава ударного отряда "Кикосуй бутай". Целью атаки стали эсминцы радиолокационного дозора "Дрекслер" и "Лоури". Первые две "Хризантемы" появились около 7 утра 28 мая. Один камикадзе был подожжен патрульным "Хеллкетом" и добит зенитным огнем эсминцев. Второму удалось прорваться. Зенитчики "Дрекслера" сбили его уже в непосредственной близости от корабля, японский самолет, падая, срикошетил от воды и врезался в кормовую часть эсминца, взорвался, перебив паропровод и залив палубу "Дрекслера" горящим бензином. Корабль лишился хода и горел в нескольких местах. Впрочем, это не помешало ему вести точных зенитный огонь, сбив еще три "Сирагику". В 7.03 обездвиженный горящий корабль был поражен вторым K11W, врезавшимся в правый борт корабля. "Дрекслер" опрокинулся и затонул меньше, чем за минуту, унеся с собой 158 человек экипажа.

На следующее утро 29 мая атаке двух "Хризантем" подвергся эсминец "Шабрик" (DD-639). Взрыв одного из них вызвал детонацию глубинных бомб на эсминце, в результате 35 человек экипажа были убиты и 25 ранены. И хотя корабль удалось удержать на плаву, он больше не восстанавливался и после войны отправился на слом.

21 июня 1945 года группе из пяти K11W из "Кикусуй бутай" и трех из состава "Токусима" удалось потопить старый эсминец флэшдеккер "Барри", к тому времени уже серьезно поврежденный предыдущими атаками, и средний десантный корабль LSM-59. В тот же день жертвой "Хризантем" стал еще один десантный корабль LSM-213, который, не смотря на тяжелые повреждения, все же удалось спасти.

К концу боев за Окинаву подразделения специальных атак, вооруженные учебными "Сирагику" использовали в самоубийственных атаках в общей сложности 108 машины, 56 из состава "Токусима-Сирагику-тай и 52 из состава "Кикусуй бутай Сирагику-тай". Любопытно, что одним из пилотов специальных атак в составе ударного отряда "Токусима" был 22-летний Акира Нисимура, в будущем, известный японский киноактер, снявшийся в ряде фильмов Куросавы. Нисимура был одним из немногих, кому удалось остаться в живых, вернувшись на базу из-за неисправности самолета.

К моменту капитуляции Японии уцелело 370 "Хризантем" из 798 выпущенных в годы войны. Большая часть из них была сосредоточена в подразделениях камикадзе "Ойяшима-тай" и "Вака кикутай", которые находились в оперативном резерве, ожидая высадки союзников на Японские острова.

Большая часть из них отправилась на свалку. Некоторое количество победители использовали в качестве транспортов. Перекрашенные в белый цвет с зелеными крестами на месте Хиномару, "Белые Хризантемы" развозили по отдаленным частям приказы о капитуляции Японии.

В самом конце войны в проекте была модификация "Сирагику", предназначенная для противолодочной обороны. Машина обозначалась Q3W1 "Hанкай" (Южное море). "Hанкай" был двухместным самолетом, внешне отличавшимся от К11W более "квадратным" килем и цельнодеревянной конструкцией. Судьба этого проекта до конца не ясна. По одним источником "Нанкай" так и не был построен, по другим совершил только один испытательный полет, закончившийся посадкой на брюхо.

Источники

  • Авиация Японии /Евгений Аранов/
  • Самолеты Японии Второй мировой войны. /О.В. Дорошкеквич/
  • Энциклопедия военной техники /Aerospace Publising/