Авиация Второй мировой

Home English

Ki-36
Многоцелевой штурмовик
Tachikawa

Tachikawa Ki-36

Tachikawa Ki-36 - цельнометаллический низкоплан с двигателем взлетной мощности около 500 л.с. На разработку и постройку первого прототипа ушло лишь четыре месяца и 20 апреля 1938 года (по другим данным 22 апреля) самолет поднялся в воздух. К концу апреля был готов и второй прототип.

В середине июля 1938 года от армейского командования поступило указание улучшить маневренность самолета в части скорости и радиуса поворота, а также оснастить самолет разведывательным фотооборудованием и вооружением. В том же месяце поступил заказ на изготовление к сентябрю еще двух дополнительных прототипов.

На первых двух прототипах был установлен двигатель "Tempu" Но-13 мощностью 300 л. с. На третьем и четвертом прототипах установили усовершенствованный На-13а мощность которого была увеличена до 480 л. с.

В октябре 1938 года приемо-сдаточные испытания завершились и самолет признали годным для службы. С точки зрения его маневренных, динамических и взлетно-посадочных характеристик самолет идеально подходил для использования на линии фронта.

Ki-36 был способен держаться в воздухе до трех часов на рабочей высоте 1000 - 3000 метров, держа крейсерскую скорость 220 км/ч. Продолжительность полета при максимальной загрузке топлива могла быть увеличена до 6 часов. Самолет сохранял устойчивость и управляемость до скорости 150 км/ч. Радиус разворота его на такой скорости не превышал 15 метров!

Также был отмечен отличный обзор из кабины, которая обеспечивалась смещенной вперед кабиной экипажа и большой стреловидностью крыла по передней кромке, не закрывавшей обзор вниз. В деревянном полу кабины стрелка-наблюдателя было сделано большое окно.

По результатам испытаний самолет был принят на вооружение как "Самолет тактической разведки Тип 98" или сокращенно 98-Chokkyô.

Ki-36 представлял собой цельнометаллический низкоплан с неубирающимися шасси в обтекателях. Обшивка дюралевая, лишь управляющие поверхности обшивались полотном. Оригинальным был капот двигателя, не имевшим традиционных створок. Только по обеим сторонам капота были выведены два выхлопных коллектора. Двигатель воздушного охлаждения 9-цилиндровый радиальный На-13а был собственной разработкой фирмы Tokio Gasu Denki или сокращенно "Gusuden". Двигатель под собственным именем "Tempû" или иначе - "Amakaze", что означает "Сильный ветер", с 1939 года производился фирмой "Hitachi". Безредукторный двигатель объемом 17.9 литров при 2300 об/мин выдавал 480 л.с. на взлетном режиме и 450 л. с. на номинальном. Винт двухлопастный, металлический изменяемого шага. Для плавного регулирования шага винта первые в японской авиации был применен вариатор.

Крыло двухлонжеронное со стреловидностью по передней кромке 13 градусов.

Вооружение составляли два пулемета. Один, неподвижный 7,7-мм Тип 89 - копия английского Виккерса-Е, размещался с правой стороны под капотом двигателя. Казенная часть пулемета была выведена под приборную панель, и летчик имел возможность обслуживать пулемет в полете. Боекомплект пулемета составлял 200 патронов в ленте. Часто боекомплект увеличивался до 400 патронов. Пулемет допускал практический темп стрельбы до 900 выстр./мин. Эффективная дальность составляла 820 метров.

С правой стороны кабины устанавливался телескопический прицел Тип 89.

В кабине стрелка-наблюдателя изначально был предусмотрен 7,92-мм пулемет Тип 98 - лицензионная копия немецкого MG-15. В походном положении пулемет крепился на кронштейне с правой стороны кабины стрелка. В случае отражения атаки противника задняя часть фонаря кабины стрелка сдвигалась к хвосту по рельсовым направляющим, средняя - к носовой части, а пулемет устанавливался на шкворень дугообразной турели. Также предусматривалась установка спаренного 7,7-мм пулемета Тип 89 с секторными магазинами, впрочем, на практике этот тип пулемета, по всей вероятности, не использовался ввиду его большого веса и габаритов. Основным вооружением стрелков Ki-36 всю войну оставался переносной турельный пулемет Те-4 калибра 7,7-мм. Боекомплект его обычно составлял четыре дисковых магазина по 70 патронов. Пулемет был эффективен на дистанциях до 800 м., весил 9.3 кг и допускал ведение огня с технической скорострельностью до 730 выстр./мин.

Стандартным бомбовым вооружением машины были 10 бомб Тип 92 массой 15 кг, которые подвешивались по пять под каждое крыло. В учебных целях на тех же подвесках использовались 12.5 кг бомбы. Иногда, для выполнения отдельных миссий самолеты модифицировались под подвеску 30-кг и 50-кг бомб. В конце войны Ki-36 используемые в миссиях токкотай - "специальных атаках" камикадзе были модифицированы под подфюзеляжную подвеску 250-кг бомбы.

Фотооборудование в случае использования машины в качестве разведчика было представлено стационарной 18- или 25-см камерой Тип 96, установленной на полозьях, смещенных к правому борту кабины. Камера могла быть легко сдвинута к нижнему окну в полу кабины, через которое производилась съемка. Также в распоряжении наблюдателя была ручная 18-см камера Тип 96 или Тип 100.

Tachikawa Ki-55. Вскоре, после принятия на вооружение разведчика Ki-36, самолет был адаптирован для выполнения задач повышенной лётной подготовки. Из задней кабины было удалено вооружение и фотооборудование, вместо откидного сиденья появилось стандартное пилотское кресло с набором приборов и второй комплект пилотского оборудования, чаще всего удалялось радиооборудование и, соответственно, мачта антенны.

Самолет, получивший обозначение "Тренировочный, повышенной подготовки Тип 99" или короткое Ki-55, был запущен в серию параллельно с основной боевой моделью. Ki-55 стал одним из самых массовых учебно-тренировочных самолетов в японской армейской авиации. Он находился на вооружении практически во всех армейских лётных школах.


Tachikawa Ki-36 (Ki-55)
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 11,80
Площадь крыла, м² 20,00
Длина самолета, м 8,00
Высота самолета, м 3,64
Силовая установка
1 × ПД Nakajima Ha-115Hitachi Ha-13a
(Армейский тип 98 модель 9), мощн. взл/пол., л.с.
1 × 510/470
Массы и нагрузки, кг
Пустого самолета 1247 (1292)
Максимальная взлетная 1660 (1721)
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 285 (349)
Крейсерская скорость, км/ч 220 (235)
Скороподъемность, м/мин 448 (454)
Практический потолок, м 8150 (8200)
Практическая дальность, км 1235 (1060)

Вооружение. Один 7,7-мм синхронный пулемет "тип 89" и в задней части кабины - 7,7-мм Те-4 или 7,92-мм Тип 98, до 150 кг бомб.

Пилотирование самолетами Ki-36 было предельно комфортным. Взлетная дистанция оптимально загруженного самолета составляла 140 м при использовании отклоненных на 20 градусов закрылков и около 200 м. без использования закрылков. Скорость отрыва составляла 110 км/ч. При наборе высоты 100 м и скорости 180 км/ч рекомендовалось убрать закрылки и перевести шаг винта в крейсерское положение.

Оптимальной скоростью при наборе высоты средненагруженного самолета считалось 170 км/ч, однако, пилотам рекомендовалось держать на 5-10 км/ч больше.

Рекомендовалось также не превышать 2300 об/мин двигателя во избежание его перегрева. При таком режиме могла быть достигнута максимальная скорость около 285 км/ч. Рекомендованной крейсерской скоростью считалось 210 км/ч на высоте 1000 м при 1600 об/мин. Наиболее экономичной с точки зрения расхода топлива считалась скорость 140 км/ч при 1300 оборотах двигателя с выпущенными на 5 градусов закрылками. Стандартный расход топлива составлял 50 - 70 литров в час.

Посадочная скорость при выпущенных закрылках составляла 150 км/ч, длина пробега с использованием тормозов составляла 170 метров.

Серийный выпуск разведчиков-штурмовиков Ki-36 по японским меркам был довольно массовым. С ноября 1938 по январь 1944 года, когда выпуск самолетов Ki-36 прекратили, было построено 1334 самолета, из них 872 - на заводе фирмы Tachikawa в пригороде Токио и еще 472 - на заводе фирмы Kawasaki. Столь же большими сериями выпускался учебный вариант Ki-55. С сентября 1939 по декабрь 1943 года было изготовлено 1389 самолетов Ki-55 (1078 - на заводе Tachikawa и 311 - на заводе Kawasaki).

В 1942 году был разработан новый самолет, получивший обозначение Ki-72, с убирающимися шасси и более мощным 600-сильным двигателем Hitachi Ha-38, который, впрочем, не был построен.

Фото Описание

Схема Tachikawa Ki-36

Схема Tachikawa Ki-55

Боевое применение

Источники

  • Армейский ближний разведчик/легкий штурмовик Tachikawa Ki-36 (98-Chokkyo)/Евгений Аранов/
  • Авиация Японии. /Андрей Фирсов/
  • Авиация Японии Второй мировой /Олег Дорошкевич/