Авиация Второй мировой

Home English

N1K "Shiden"

Каваниси N1K2-J
  • Истребитель
  • Первый полет: 1942
  • Каваниси

Истребитель «Шиден» («Лиловая молния») начал разрабатываться проектной группой фирмы «Каваниси» в 1941 году как вариант оказавшегося очень удачным истребителя N1K1 «Кефу». Первый из пяти прототипов поднялся в воздух в декабре 1942 года, за этим последовал довольно долгий период испытательных программ, после чего была построена серия из 998 самолетов N1K1-J в трех вариантах, отличавшихся различным вооружением.

Истребитель N1K1-J был очень ненадежен в эксплуатации и труден в обслуживании из-за усложненного шасси и капризного двигателя, уже в середине 1943 года было принято решение о разработке его значительно улучшенного варианта, обозначенного N1 K2-J «Шиден-КАИ» (КАИ - модернизированный). Основной целью работ являлось упрощение конструкции машины. В соответствии с этим количество деталей крыла уменьшили, а в конструкции фюзеляжа использовали панельные элементы обшивки. Стойки шасси укоротили путем применения схемы низкоплана и ликвидировали механизм их двойной уборки. Аэродинамику самолета несколько улучшили за счет изменения формы капота и хвостового оперения. Вооружение выполнили по образцу N1 К1 -Jb. К сожалению, двигатель «Хомаре» 21 заменить не удалось, и в дальнейшем он оставался главным источником неприятностей для пилотов и механиков. В результате описанных доработок вес пустого истребителя понизился на 240 кг, что положительно сказалось на летных характеристиках машины.

Первый полет опытного образца N1K2-J, изготовленного на заводе в Наруо, состоялся 31 декабря 1943 года, а уже в марте следующего года было решено начать серийное производство самолета, не дожидаясь окончания его государственных испытаний. К июню 1944 года завод построил еще семь опытных машин, а затем сборочную линию предприятия начали покидать серийные «Сидены-КАИ», носившие также обозначение «морской истребитель-перехватчик модель 21».

Самолет N1K проявил себя достаточно эффективным истребителем, хотя и комплектовался не очень надежным двигателем. Всего заводы в Нарую и Химейе построили около 1000 самолетов N1K1-J разных версий.

Характеристики
N1K1-J N1K2-J
Экипаж, чел 1 1
Размеры
Размах крыла, м 12 11,99
Площадь крыла, м² 23,5 23,48
Длина самолета, м 8,88 9,34
Силовая установка
18-цилинлровый радиальный NK9H Homare-21, Nakajima, л.с. 1820 1820
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2897 2657
Максимальная взлетная 3900 4000
Летные данные
Скорость, км/ч максимальная 580 594
на высоте, м 5900 5600
время набора высоты 6000м, мин 7,8 7,35
Практический потолок, м 12500 10760
Дальность полета, км 1400 1700
Вооружение
Две 20-мм крыльевых пушки и два 7,92-мм пулемета; бомб на внешней подвеске, кг 500 500
Фото Описание
Схема N1k2-J
«Кефу» N1K1, Каваниси.
«Шиден» («Лиловая молния») N1K1-J, Каваниси.
«Шиден-КАИ» («Лиловая молния-модернизированный») N1K2-J, Каваниси.
N1K Shiden

J6K1 (проект)

Каваниси J6K1
  • Истребитель-перехватчик
  • Каваниси

В начале 1942 года фирма "Каваниси", специализировавшаяся до этого в основном на строительстве поплавковых самолётов и летающих лодок большого водоизмещения, в инициативном порядке приступила к разработке одноместного истребителя-перехватчика для флота, способного противостоять новым американским истребителям типа "Hellcat" и "Corsair".

За основу был взят перспективный проект поплавкового истребителя N1K1 "Кефу" ("Порыв Ветра"), впоследствии воплощённый конструкторами, но не ставший таким прославленным, как его младшие родственники. Истребители N1K1-J "Сиден" ("Фиолетовая Молния") и N1K2-J "Сиден-Каи" ("Фиолетовая Молния модифицированный"), разработанные на базе этого проекта станут одними из лучших в Японском императорском флоте.

В отличие от первого, второй проект разрабатывался в соответствии с техническим требованиям спецификаций флота типа 17-Си Оцу (тип Б) и 18-Си Оцу (тип Б), получившего впоследствии обозначение "экспериментальный одномоторный истребитель-перехватчик флота" и кодовое обозначение союзников J3K1, был остановлен на достаточно ранних этапах проектирования, как бесперспективный. Возможно, что в первоначальном варианте этот самолёт должен был оснащаться двигателем фирмы "Накадзима" Ха 43 тип 21, развивавшим мощность до 1700 л с, а затем предпочтение было отдано более мощному "Мицубиси" МК9А мощностью до 2200 л с, однако работы по этому проекту были прекращены.

Почти год упорной работы потратили специалисты "Каваниси" на разработку этого истребителя, получившего в дальнейшем обозначение J6K1 - "экспериментальный одномоторный истребитель-перехватчик флота" и довольно популярное имя "Зинпу" ("Шквал"). Самолёт был оснащён новым, радиальным двигателем воздушного охлаждения фирмы "Накадзима" Хомаре 42, развивавшим мощность до 2200 л. с. К сожалению, почти готовый прототип так и не был закончен. "Каваниси", вопреки взятым на себя обязательствам полностью прекратила работы и по этому проекту, в связи с тем, что все конструкторские и производственные мощности были брошены на строительство более перспективного N1K2-J "Сиден-Каи". Успешные испытания этого самолёта заставили флотских специалистов пересмотреть требования к истребителю-перехватчику берегового базирования и отказаться от дальнейшего развития флотских спецификаций типа 17-Си Оцу (тип Б) и 18-Си Оцу (тип Б). N1K2-J полностью удовлетворял потребности флота в самолётах подобного класса.

Каваниси J3K1
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 12,50
Площадь крыла, м² 26,00
Длина самолета, м 10,12
Силовая установка
1 × ПД Nakajima Homare 42, мощностью л.с. 1 × 2200
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета
Нормальная взлетная 4370
Летные данные
Максимальная скорость на высоте, км/ч 685
Практический потолок, м 13600
Практическая дальность, км
Вооружение
Две 30-мм пушки и два 13-мм пулеметака Ho-204, легкие бомбы.
Фото Описание
J6K1

Схема J6K1

Источники

  • Самолеты Японии Второй мировой войны /Дорошкевич О.В./
  • J3K(J6K) Junpu (Санкт-Петербург, 2003 год) /Андрей Суворов/
  • Japanese Aircraft of the Pacific War /Rene J Francillion./