Авиация Второй мировой

Home English

Q1W "Токай"

Q1W1
  • Патрульный противолодочный самолет
  • Первый полет: 1943
  • Кюсю

На начальном этапе войны на Тихом океане командование авиации военно-морского флота Японии не придавало особого значения патрулированию водных просторов. Оно выполнялось частями второй линии, оснащенными устаревшей техникой, в основном выведенными из боевых подразделений бомбардировщиками Мицубиси G3M и различного типа разведывательными гидросамолетами. На первых порах такой подход был оправдан, но со временем, по мере увеличения активности подводных лодок противника, потери японского транспортного флота стали роста и вскоре приобрели просто катастрофические масштабы.

Над Японией нависла угроза быть отрезанной от источников стратегического сырья. Осознавая серьезность положения, в 1942 году Кайгун Коку Хомбу разработал требования 17-Си на специализированный патрульный самолет, реализация которых была поручена фирме «Ватанабе». В соответствии со спецификацией, новая машина должна была иметь большую продолжительность полета при сравнительно малой крейсерской скорости и допускать сброс глубинных бомб в пикировании. Оборонительное вооружение ограничивалось одним пулеметом — предполагалось, что самолет будет действовать в глубине подконтрольных районов, где вероятность встретить истребитель противника будет невелика. Для повышения его эффективности планировалось оснастить средствами активного обнаружения вражеских кораблей, например, детекторами магнитных аномалий или поисковыми радарами.

По заданию 17-Си конструкторами фирмы «Ватанабе», вскоре изменившей название на «Кюсю Хикоки КК», во главе с инженером Нодзири был спроектирован двухмоторный низкоплан. Он характеризовался хорошим обзором за счет применения смещенной вперед просторной кабины с большой площадью остекления, в которой располагались рабочие места всех троих членов экипажа — по образцу немецкого бомбардировщика Юнкерс Ju 88 А-4, закупленного японским флотом в одном экземпляре. Цельнометаллическая конструкция самолета отличалась простотой, технологичностью и как следствие — дешевизной. В качестве силовой установки были выбраны экономичные 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Хитачи Амаказе 31 мощностью 610 л. с. Самолет должен был оснащаться новым компактным высокочастотным радиолокатором, но его неготовность вынудила установить довольно примитивный и громоздкий локатор Тип 3, дополненный размещенным в задней части фюзеляжа магнитным детектором. Штатное вооружение включало один 7,7-мм пулемет, в будущем предполагалось в носовой части монтировать одну или две 20-мм пушки Тип 99 Модель 2, но на практике это никогда не осуществлялось. Бомбовая нагрузка состояла из двух глубинных бомб массой по 250 кг каждая.

Сборка первого прототипа, получившего обозначение Q1W1, была закончена в декабре 1943 года. Сразу же начались летные испытания, которые прошли довольно успешно. Новый самолет был легок в управлении, а его характеристики в целом соответствовали требованиям спецификации 17-Си. Он был направлен в серийное производство под обозначением «Патрульный самолет «Токай» (Восточное море) Модель 11» (Q1W1 «Токай» Модель 11). Начиная с весны 1944 года Q1W1 начали поступать в боевые части. Они действовали с баз, расположенных на Японских островах, на Тайване и в Китае и применялись в основном для прикрытия морских конвоев, перевозивших из Голландской Ост-Индии и Малайского полуострова нефть и другое сырье.

До конца войны было выпущено 153 экземпляра Q1W, небольшое число из которых было выполнено в вариантах Q1W1a (с дополнительной 20-мм пушкой) и Q1W2 (с деревянной хвостовой частью). Кроме того, был построен один цельнодеревянный Q1W1-K «Токай Рен», его планировали использовать для подготовки радиооператоров.

Боевая эффективность «Токаев» оказалась очень ограниченной. Несовершенное бортовое оборудование не позволяло добиться серьезных успехов, а слабое вооружение и малая скорость делали Q1W легкой добычей для истребителей противника, особенно во второй половине 1944 года, когда активность американской морской авиации над западными районами Тихого океана значительно возросла и патрульные Q1W оказались в зоне боевых действий. У союзников они получили кодовое обозначение «Лорна».

Конструкция. 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Хитачи GK2C Амаказе - 31 мощностью 610 л с. приводил во вращение трехлопастный воздушный винт изменяемого шага диаметром 2,5 м. Трехместная кабина Q1W имела большую площадь остекления и была спроектирована по образцу немецкого бомбардировщика Юнкерс Ju 88 А-4.

Узкий цельнометаллический фюзеляж Q1W, как и кабина, был сконструирован по образцу Ю-88 А-4, но при этом он был предельно упрощен - чтобы облегчить процесс производства.

Цельнометаллическое низкорасположенное крыло состояло из прямоугольного центроплана, под которым подвешивались две глубинные бомбы массой по 250 кг, и двух трапецевидных консолей с закругленными законцовками.

При уборке основных опор шасси колеса убираются в мотогондолы не полностью, хвостовое колесо не убираемое.

Характеристики Q1W1
Экипаж 3
Размеры
Длина самолета, м 12,09
Высота самолета, м 4,10
Размах крыла, м 16,00
Площадь крыла, м² 38,20
Силовая установка
2 × ПД GK2C Хитачи Амаказе - 31, мощностью л.с. 2 × 610
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 3102
Нормальная взлетная 4800
Максимальная взлетная 5318
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 320
Крейсерская скорость, км/ч 240
Максимальная скороподъемность, м/мин 230
Практический потолок, м 4490
Практическая дальность, км 1340

Вооружение. Один 7,7-мм пулемет Тип 92 или одна 20-мм пушка Тип 99-1 (на версии Q1W1a). 500 кг бомб или глубинных бомб.

Фото Описание
Схема Q1W1

Схема Q1W1 "Токай"

Источники

  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О.В. Дорошкевич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/