Авиация Второй мировой

Home English

Bf 108 Тайфун
Многоцелевой тренировочный самолет
Мессершмитт

Me 108

Первый прототип Bf 108V1 был облётан 13 июня 1934 г. Самолет представлял собой свободнонесущий низкоплан с убирающимися основными опорами шасси и хвостовым костылем, закрытой четырехместной кабиной. Самолеты первой партии, названные Bf 108А, комплектовались 8-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения Hirt НМ 8U (225 л. с.) - за исключением одного экземпляра, получившего 6-цилиндровый двигатель Argus As 17В (220 л. с.).

Поставки предсерийных Bf 108В-0 начались в июле 1935 г., серийных - в декабре. На модификации «B» устанавливался 8-цилиндровый V-образный перевёрнутый поршневой двигатель Argus As 10С воздушного охлаждения, мощностью 240 л. с.. Был увеличен размах крыла, хвостовой костыль заменялся на колесо. С 1939 года стала выпускаться только военная модификация B-2 со складывающимся крылом (первоначально выпускался и гражданский вариант B-1).

Характеристики Bf.108B
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 10,50
Площадь крыла, м² 16,40
Длина самолета, м 8,30
Высота самолета, м 2,30
Силовая установка
1 × ПД Argus As 10C 1 × 240
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 300
Крейсерская скорость, км/ч 262
Практический потолок, м 4800
Практическая дальность, км 950
Полезная нагрузка, пассажиров 3

В Люфтваффе самолеты Bf 108B/D применялись, главным образом, в качестве связных. Самолеты придавались группам и эскадрам боевой авиации, штабам Люфтваффе различных уровней. Для применения в Северной Африке часть самолетов была модифицирована в вариант Bf 108B-2/trop. Также Bf 108 служили в составе, так называемой, "Немецкой авиаслужбы" (Deutsche Luftdienst), где применялись в различных вспомогательных целях. Встречались "Тайфуны" и в авиашколах, но там их использовали чаще всего, как связные, а не учебные.

Bf 108 довольно широко экспортировались. 6 Bf 108В-1 заказали ВВС Венгрии, в ходе войны против СССР Венгрии поставили ещё несколько "Тайфунов". 12 Bf 108В-1 получила Югославия. ВВС Швейцарии получили 12 Bf 108В-1 в 1939 г., эксплуатируя их до начала 50-х гг.

10 Bf 108В-1 "в пакете" с истребителями Bf 109Е в 1940 г. поставили Румынии. На таких же "пакетных" условиях в 1941 г. получила 6 Bf 108В в 1941 г. Болгария.

Для испытаний в 1936 г. один Bf 108В купила Япония, а в 1940 г. - два самолета поставили в СССР. США в 1939 г. купили (или арендовали) три Bf 108В для нужд своих военного и военно-морского атташе в Берлине (они получили обозначение XC-44). После вступления США в войну в декабре 1941 г. эти машины были конфискованы Германией. Один Bf-108В с 1939 г. до начала 50-х гг. служил в ВВС Чили.

4 Bf 108В, эксплуатировавшиеся в Великобритании, после начала Второй мировой были конфискованы британским правительством и некоторое время эксплуатировались в RAF под обозначением "Мессершмитт" "Элдон". Однако, от них пришлось отказаться из-за опасности спутать "Элдоны" с Bf 109. Из-за общей схожести вместо "мессера" "Тайфуны" часто можно было видеть в послевоенных фильмах.

Фото Описание
Схема Bf.108 B

Схема Bf.108 B

Me 208

Messerschmitt Nord 1100
  • Многоцелевой вспомогательный самолет
  • Первый полет: 1943
  • Messerschmitt, Nord

Во время Второй мировой войны производство Bf.108 Taifun перенесли на оккупированную территорию Франции, на завод Nord Aviation (SNCAN) в Ле Мюро, недалеко от Парижа.

В 1943-1944 годах компания "Nord" построила два прототипа Messerschmitt Me.208V-1, отличавшегося от Bf 108 убираемым трехстоечным шасси. Самолеты получили бортовые номера "GK+RZ" и "KR+BZ". Первый полет Me.208 состоялся в июле 1943 года.

После окончания испытаний прототипов планировался выпуск модификаций V-2 и V-3, но они так и остались на бумаге.

Лишь один самолет ("KR+BZ") уцелел до освобождения Франции, и ему было присвоено обозначение Nord 1100 Noralpha. Машина стала базой для создания вариантов Nord 1101 и Nord 1102 с двигателями Renault 6Q 10 и 6Q 11.

Выпуск самолетов продолжался до начала 1944 г. Общее количество построенных в Германии (и оккупированной Франции) оценивается в 885 единиц, (из них 285 изготовили после войны во Франции как Норд 1000 «Пингвин», фр. Nord 1000 Pingouin.).

Характеристики Me.208V-1
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 11,50
Площадь крыла, м² 17,40
Длина самолета, м 8,85
Высота самолета, м 3,35
Силовая установка
1 × ПД Argus As 10C 1 × 240
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 305
Крейсерская скорость, км/ч 275
Практический потолок, м 5900
Практическая дальность, км 1200
Полезная нагрузка, пассажиров 3
Фото Описание
Схема Me.208

Схема Me.208

Источники

  • Messerschmitt Me 208 / Luftarchiv.de./
  • Авиация Люфтваффе /В.Н. Шунков/
  • Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия /Дональд Д./