Авиация Второй мировой

Home English

Bf-109E

Bf 109E-4
  • Истребитель
  • Мессершмитт

Основной немецкий истребитель начала Второй мировой войны. Bf 109E обеспечил успех "Люфтваффе" над Польшей, Скандинавией и Северо-Западной Европой в период между сентябрем 1939 года и июнем 1940 года. Его недостатки выявились лишь тогда, когда этим самолетам пришлось совершать дальние рейды против британских истребителей в "Битве за Англию". Поступивший на вооружение в конце 1938 года и выпущенный в количестве более 4000 машин, Bf-109E ("Эмиль") представлял собой тот же Bf-109D, но с более сильным двигателем DB-601 и пушечным вооружением.

DB 601 имел почти те же размеры, что и DB 600. Цилиндры и поршни остались без изменений. Карбюратор первого был заменен на непосредственный впрыск топлива на втором. Степень сжатия увеличили с 6,5 до 6,9, наддув усилили, а нагнетатель получил автоматическую систему регулирования наддува при помощи гидромуфты. Непосредственный впрыск топлива снижал его расход, позволял использовать бензин с меньшим октановым числом и в отличии от карбюратора позволял мотору долго работать при отрицательных перегрузках.

Из ранних вариантов этого самолета основными были Bf 109E-1 со 1075-сильным двигателем DB 601A-1, Bf 109E-3 с более мощным двигателем, улучшенным бронированием и местом для 20-мм орудия в развале цилиндров двигателя, а так же Bf-109E-4 (без мотор-пушки). Пилоты считали "Эмиль" одной из лучших моделей Bf 109, как минимум равной ранним моделям "Спитфайра".

Вооружение: Ме 109Е - две 20-мм крыльевые пушки MG/FF с боекомплектом 60 патронов и 2 × 7,92-мм пулемета MG-17 с боекомплектом 500 патронов на пулемет.

Во время вторжения в СССР в июне 1941 «Эмиль» уже снимался с вооружения, остается фактом, что несколько месяцев над СССР летали и Bf 109E. Известно, например, что JG 54 и штурмовая эскадра SG 1 воевали на этом театре на Bf.109E.

Bf 109E-1 of 5./JG77 Black 4 of Anton Hacki Kristiansand Kjevik, Norway, June 1940

Bf 109E-1 of 5./JG77, чёрная 4 Антона Хаки, Kristiansand Kjevik, Норвегия, июнь 1940 г.


Характеристики Bf 109E
Мессершмитт Bf 109 E-1 E-3 E-4
Геометрия
Длина самолета, м 8.76 8.76 8.76
Размах крыла, м 9.90 9.90 9.90
Площадь крыла, м² 16.35 16.35 16.35
Массы, кг
Взлетный вес 1975 2060  
Силовая установка
Мотор DB601A-1 DB601Aa DB601N
Мощность, л.с. 1075 1175 1200
Лётные данные
Max скорость, км/ч у земли 458 467  
на высоте 555 560  
м 5000 4440  
Скороподъемность, м/сек 16.7 17.8  
Практический потолок, м 10972 11000  
Дальность полета, км 560 560  
Вооружение
Пулеметы
Пушки
MG-17 7,92-мм 4 2 2
MG-FF 20-мм - 2-3 2
Бомбовая нагрузка, кг 4×50,
1×120
4×50,
1×120
4×50,
1×120
Фото Описание
Схема Bf 109E-1

Схема Bf 109E-1

Схема Bf 109E-3

Схема Bf 109E-3

Bf 109E-1 из 1./JG20

Bf 109E-1 из 1./JG20

Bf 109E в полете

Bf 109E в полете

Bf 109E-7 из состава 'Киркенесской эскадрильи' (1./JG77), 1941

Bf 109E 7 из состава "Киркенесской эскадрильи" (1./JG77), аэродром Хёбуктен, июнь-июль 1941 г.

Подробно

Модификации самолета Bf 109E

  • Bf 109Е-1 — выпущенная в 1939 году серия из 1540 самолетов новой модификации с двигателем ДВ-601А и с усиленным вооружением (2 х 7,92-мм пулемета и 2 х 20-мм пушки). Имелся вариант истребителя-бомбардировщика Bf 109Е-1/В, способного нести до 250 кг бомб.
  • Bf 109Е-3 — использовавшаяся в «Битве за Англию» модификация истребителя с двумя 7,92-мм пулеметами и тремя 20-мм пушками. Выпущено 1868 машин.
  • Bf 109Е-4 — выпускавшаяся в 1940 году модификация истребителя бомбардировщика с двигателем ДВ-601N (1200 л.с.). Вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов и двух 20-мм пушек. Имелся вариант ночного истребителя Bf 109E-4/N.
  • Bf 109 Е-5, 6, 9 — модификации истребителя-фоторазведчика.
  • Bf 109Е-7 — штурмовая модификация с дополнительным бронированием двигателя, выпускалась в 1941 году для использования в Северной Африке.
  • Bf 109Е-8 — дальнейшее развитие Е-1 с дополнительным топливным баком под фюзеляжем.
  • Bf 109Т — вариант Bf 109Е, предназначенный для базирования на авианосце «Граф Цеппелин».

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Война в воздухе "/№ 37, 62/
  • "История авиационного вооружения "/А.Б. Широкорад/