Авиация Второй мировой

Home English

Ha 139 ✙ Langstreckenaufklärer
Дальний морской разведчик
Blohm und Voss

Ha 139

В 1935 г. компания «Люфтганза» опубликовала технические требования к морскому самолету, необходимому для ее новой трансатлантической почтовой службы. Он должен был взлетать и садиться на волны, быть пригодным к запуску с катапульты и способен перевозить груз весом не менее 500 кг на расстояние 5000 км с крейсерской скоростью 250 км/ч. «Гамбургер Флюгцойгбау» — дочерняя компания «Блом и Фосс» — провела ряд конструкторских разработок, включавших проект Р. 15, в соответствии с которым позднее поступил заказ на создание трех прототипов такого самолета. Выбранная силовая установка представляла собой специально разработанный дизельный двигатель «Юнкерс» Jumo 205, удельный расход топлива которого был почти на 25% меньше, чем у соответствующих бензиновых двигателей.

Были построены только 3 машины этого типа:

  • Ha 139 V1 Nordmeer (номер гражданской регистрации D-AMIE, заводской номер 181);
  • Ha 139 V2 Nordwind (D-AJEY, зав. ном. 182);
  • Ha 139 V3 Nordstern (D-ASTA), несколько увеличенная версия, получившая обозначение Ha 139 B.

Первый прототип На 139V1 совершил пробный полет осенью 1936 г., а к марту 1937 г. первые два самолета были поставлены «Люфтганзе» для полетов между Хортой (Азорские острова) и Нью-Йорком. Несколько увеличенный и утяжеленный третий самолет, названный На 139В, появился в рамках данной программы в середине 1938 г.

Позднее, в 1939 г., эти три самолета На 139 и их экипажи перешли в ведение люфтваффе, причем третий прототип был модифицирован для выполнения разведывательных задач. Для обеспечения лучшего обзора носовая часть была удлинена и остеклена, и соответственно было увеличено вертикальное хвостовое оперение. В носовой части в остекленной гондоле на установке «Икариа» размещался пулемет MG 15, второй пулемет, обслуживаемый радистом, помещался в люке в верхней части кабины, еще два MG 15 могли устанавливаться в боковых отверстиях в нижней части фюзеляжа. Получивший название На 139B/U (Umbau — реконструированный), этот прототип совершил первый полет 19 января 1940 г., стартовав с катапульты вспомогательного судна «Фризенланд» авиакомпании «Люфтганза». После испытаний Ha I39B/U был поставлен 1-й эскадрилье 406-й группы берегового базирования (l./Kustenfliegerguppe 406), которая эксплуатировала его наряду с другими морскими самолетами при выполнении транспортных задач и для разведки погоды во время норвежской кампании. Два других прототипа претерпели аналогичные изменения и также были направлены в Норвегию. Поступив в распоряжение 108-й морской боевой группы особого назначения, они в основном использовались как транспортные самолеты, снабжавшие наземные части, размещавшиеся вдоль изолированных фьордов.

Нехватка запасных частей препятствовала более широкому применению Ha 139 в люфтваффе, тем не менее в 1942 г. V3 был переоборудован в самолет для обезвреживания мин, названный На 139B/MS. Большой обод катушки генератора магнитного поля тянулся от носа к концам крыла и хвостовому стабилизатору. Неизвестно, использовался ли этот самолет минерами, — позднее вместе с двумя другими машинами он был списан.


Blohm und Voss Ha 139
Ha 139 Ha 139B
Экипаж 2-4
Размеры
Размах крыла, м 27 29,50
Длина, м 19,50 20,10
Высота, м 4,8
Площадь крыла, м² 117 125,9
Масса
Пустого, кг 10360
Макс. взлетный вес, кг 17500 19000
Силовая установка
4×ДД Junkers Jumo 205C, л.с. 600 (447 кВт)
Летные данные
Max V, км/час над уровнем моря 315 286
Крейсерская скорость, км/час 260 237
Максимальная дальность, км 5300 4920
Практический потолок, м 3500 5000
Вооружение на Ha 139B
4 × 7,92-мм пулемета МG-15
Фото Описание
Схема Ha.139B (v3)
Ha 139 V1 Nordmeer после полета. Установка гидросамолета на якорные буи, на остекление кабины экипажа накинут защитный чехол.
Ha 139 (V2) Nordwind. Воздухозаборники радиаторов выведены под крыло, попадание морской воды в старой версии V1 вызывало их коррозию.
Ha 139 B/MS. Окончательный вариант На 139 V3, получивший название На 139B/MS. Огромный обод катушки генератора магнитного поля для обезвреживания мин требовал очень надежного крепления.

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Боевые самолеты Люфтваффе" /под редакцией Дэвида Дональда/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/