Do-217
Тяжелый бомбардировщик-разведчик
Dornier
Dо-217 проектировался фирмой "Дорнье" по техническому заданию 1937 года как боевой самолет большого радиуса действия, тяжелый и пикирующий бомбардировщик. Do-217 стал увеличенной версией Do-215, который в свою очередь был вариантом модели Do-17. Первый полет новой машины состоялся в августе 1938 года.
Первой серийной моделью стал Do-217E; 800 этих самолетов были выпущены в вариантах от Do-217E-0 до Do-217E-4 и оснащались радиальными двигатеями BMW-801. Затем были изготовлены 950 ночных бомбардировщиков Do-217K.
Чтобы застраховать себя на случай непоставки двигателей BMW, "Дорнье" приспособила модель К к двигателям DB 603A, выпустив вариант Do-217M. Оба самолета показали близкие характеристики и производились параллельно.
Кроме того, были созданы прототипы и предсерийные машины бомбардировщика Do-217C. высотного разведчика Do-217P и самолета-ракетоносца Do-217R. Часть моделей Do-217E и Do-217K несла противокорабельные ракеты Hs-293 и "планирующие" бомбы "Фриц-Х".
По своим тактико-техническим характеристикам Do-217 превосходил He-111.
Всего было выпущено 1541 бомбардировщиков и 346 разведчиков. Фирмой «Дорнье» было разработано и выпущено около сорока модификаций и вариантов Do-217, основные из которых перечислены ниже.
|
Do217E-1/3 |
Do217E-2 |
Do217K-1 |
Do217M-1 |
Do217J-2 |
Do217N |
Геометрия |
Длина самолета, м |
17.25 |
17.25* |
17.12 |
17.12 |
17.67** |
17.67** |
Размах крыла, м |
48.5 |
48.5 |
48.5 |
48.5 |
48.5 |
48.5 |
Площадь крыла без фюзеляжа, м² |
48.5 |
48.5 |
48.5 |
48.5 |
48.5 |
48.5 |
Площадь крыла включая фюзеляж, м² |
56.7 |
56.7 |
56.7 |
56.7 |
56.7 |
56.7 |
Высота в линии полета, м |
4.8 |
4.8 |
4.8 |
4.8 |
4.8 |
4.8 |
Массы, кг |
Вес пустого, кг |
8590 |
8855 |
- |
9065 |
8730 |
10270 |
Вес полетный |
15290 |
16465 |
- |
16790 |
13180 |
13200 |
Силовая установка |
Мотор (два) |
BMW 801MA |
BMW 801ML |
BMW 801D |
DB603A |
BMW 801ML |
DB603A |
Мощность л.с. |
взлетная |
1580 |
1580 |
1700 |
1750 |
1580 |
1750 |
на высоте |
1460 |
1380 |
1440 |
1620 |
1380 |
1850 |
м |
5000 |
4600 |
5700 |
5700 |
4600 |
2100 |
Лётные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
на высоте |
497 |
515 |
515 |
560 |
489 |
515 |
м |
5600 |
5200 |
4000 |
5700 |
5500 |
6000 |
Крейсерская скорость, км/ч |
на высоте |
410 |
415 |
- |
400 |
465 |
470 |
м |
5200 |
5200 |
- |
|
|
5400 |
Скороподъемность |
мин |
- |
- |
- |
6.7 |
3.5 |
9 |
на высоту, м |
- |
- |
- |
2000 |
1000 |
4000 |
Потолок, м |
7000 |
7500 |
- |
7350 |
9000 |
8900 |
Дальность, км |
2400 |
2300 |
- |
2150 |
2050 |
1755 |
Вооружение |
7,92-мм пулеметы |
5-7 |
3 |
3*** |
3*** |
4 |
4 |
13-мм пулеметы |
нет |
2 |
2/3 |
2/3 |
2 |
2 |
15/20-мм пушки |
1 |
1 |
нет |
нет |
4 |
4 |
бомбы, кг в бомбоотсеке |
2500 |
2500 |
2500 |
2500 |
нет |
400 |
бомбы, кг всего |
3000 |
4000 |
4000 |
4000 |
нет |
400 |
* - без хвостового воздушного тормоза.
** - без радарных антенн.
*** - носовой 7,9-мм сдвоенный пулемет MG 81Z нередко заменялся 13-мм MG 131.
- - нет данных.
Do-317
Высотный бомбардировщик
Летом 1944 года появились пять бомбардировщиков Дорнье, имевших обозначение Do 217R. Самолеты поступили в III группу KG 100, расположенную в Орлеан-Бриси, для прохождения полевых испытаний. Несмотря на обозначение, эти бомбардировщики были в действительности не очередной модификацией Do 217, а пятью из шести прототипов нового тяжелого высотного бомбардировщика Do 317А. В ходе предшествующих этому событию испытаний Do 317 VI была выявлена непригодность герметичных кабин, и от них решили отказаться, превратив самолет в обычный носитель радиоуправляемых крылатых бомб Hs 293А. Самолет мог нести две такие бомбы под крылом. Но в августе 1944 года III/KG 100 была выведена из боев, а ее личный состав направлен для переобучения на истребители. Поэтому вряд ли Do 217R успели принять участие в боевых действиях.
Разработка Do 317 шла параллельно созданию Do 217. Поэтому самолеты мало отличались друг от друга. В 1940 году стало ясно, что предпочтение отдано прототипу бомбардировщика фирмы Арадо, и работы над "триста семнадцатым" прекратились. Но усилия фирмы Дорнье не пропали даром. Многие технические и конструктивные решения первоначального проекта Do 317 использовались затем при создании высотного разведчика-бомбардировщика Do 217Р. В 1941 году конструкторы Дорнье вернулись к оставленному было проекту. Но теперь Do 317 предъявлялся в качестве более совершенной замены серийному Do 217. В 1943 году был построен и приступил к летным испытаниям прототип будущего бомбардировщика Do 317V-1 (бортовое обозначение VK+IY).
А вскоре появилась первая опытная серия из пяти Do 317А. От своих теоретических предшественников (ибо практически Do 317 возник одновременно с Do 217) внешне новый самолет отличался мало. Заметным отличием были килевые "шайбы" треугольного вида и утолщенный фюзеляж. Остальные "новшества" находились внутри самолета. Прежде всего, это была гермокабина, установка которой внесла изменения в структуру оборонительного вооружения. На следующей модификации Do 317В основная его часть будет уже размещена в дистанционно управляемых установках. А пока, на Do 317А, электромеханическую турель с 13-мм пулеметом MG 131 переместили на крышу кабины. Все остальное оставили на прежних местах, но приспособили к сохранению герметичности кабины на больших высотах. Вероятнее всего, оружие просто убиралось из амбразур и не действовало, как это было на Do 217Р. В задней части кабины сверху и снизу установили по одному подвижному MG 131. Спереди под ногами летчика поставили неподвижную 15-мм пушку MG 151 и подвижный сдвоенный 7,9-мм пулемет MG 81, который проходил сквозь правую половину носового остекления.
Экипаж |
4 |
Размеры |
Размах крыла, м |
26,00 |
Длина, м |
16,80 |
Высота, м |
5,45 |
Масса |
Пустого, кг |
11770 |
Максимальная взлетая, кг |
24000 |
Силовая установка |
2 × ПД Daimler-Benz DB-610А/В, л.с. |
2 × 2870 |
Летные данные |
Max скорость, км/час |
665 |
Крейсерская скорость, км/час |
536 |
Практическая дальность, км |
4000 |
Практический потолок, м |
10500 |
Вооружение Do 317A. Oдна передняя башня с двумя 13-мм пулеметами МG-131, одна управляемая дистанционно башня в передней нижней части фюзеляжа с 2-мя 7,9-мм пулеметами МG-81, одна дистанционно управляемая башня в задней верхней позиции с парой МG-131 и управляемая дистанционно установка МG-151/20 в хвостовом конусе; бомбовая нагрузка 5600 кг в бомбоотсек в комбинациях: 4×1400 кг, 2×1800 кг, 2×1400 кг + 1600-л бак в передней части бомбоотсека.
Летные испытания Do 317V-1 выявили, что новый самолет не обладает какими-нибудь преимуществами по сравнению с Do 217Р-0. Кроме того, его гермокабина оказалась несовершенна. Поэтому пятерка Do 317А была переделана из высотных бомбардировщиков в обычные носители радиоуправляемых крылатых бомб Hs 293А. С самолетов сняли гермокабины и под обозначением Do 217R отправили для полевых испытаний в III/KG 100, о чем уже говорилось выше.
Do 317В должен был стать улучшенным вариантом новой модификации. Самолет имел усиленное дистанционно управляемое оборонительное вооружение и увеличенную до 5600 кг бомбонагрузку. Но Do 317В никогда не поднимался в воздух. Работы по его созданию были прекращены на стадии полноразмерного макета, поскольку Техническое управление RLM посчитало, что дальнейшие усилия над этой программой нецелесообразны.
Подробно
Источники
- Скоростные бомбардировщики Гитлера Do 17 и Do 217 /Андрей Харук. Эксмо/
- Авиация Люфтваффе /В.Н. Шунков/
- Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха) /Уильям Грин/
|