Авиация Второй мировой

Home English

Do-217

Тяжелый бомбардировщик-разведчик

Dornier

Do-217

Dо-217 проектировался фирмой "Дорнье" по техническому заданию 1937 года как боевой самолет большого радиуса действия, тяжелый и пикирующий бомбардировщик. Do-217 стал увеличенной версией Do-215, который в свою очередь был вариантом модели Do-17. Первый полет новой машины состоялся в августе 1938 года.

Первой серийной моделью стал Do-217E; 800 этих самолетов были выпущены в вариантах от Do-217E-0 до Do-217E-4 и оснащались радиальными двигатеями BMW-801. Затем были изготовлены 950 ночных бомбардировщиков Do-217K.

Чтобы застраховать себя на случай непоставки двигателей BMW, "Дорнье" приспособила модель К к двигателям DB 603A, выпустив вариант Do-217M. Оба самолета показали близкие характеристики и производились параллельно.

Кроме того, были созданы прототипы и предсерийные машины бомбардировщика Do-217C. высотного разведчика Do-217P и самолета-ракетоносца Do-217R. Часть моделей Do-217E и Do-217K несла противокорабельные ракеты Hs-293 и "планирующие" бомбы "Фриц-Х".

По своим тактико-техническим характеристикам Do-217 превосходил He-111.

Всего было выпущено 1541 бомбардировщиков и 346 разведчиков. Фирмой «Дорнье» было разработано и выпущено около сорока модификаций и вариантов Do-217, основные из которых перечислены ниже.


Бомбардировщики Do 217
Do217 E-1/3 Do217 E-2 Do217 K-1
Геометрия
Длина самолета, м 17.25 17.25* 17.12
Размах крыла, м 48.5 48.5 48.5
Площадь крыла без фюзеляжа, м² 48.5 48.5 48.5
Площадь крыла включая фюзеляж, м² 56.7 56.7 56.7
Высота в линии полета, м 4.8 4.8 4.8
Массы, кг
Вес пустого, кг 8590 8855 -
Вес полетный 15290 16465 -
Силовая установка
Мотор (два) BMW 801MA BMW 801ML BMW 801D
Мощность л.с. взлетная 1580 1580 1700
на высоте 1460 1380 1440
м 5000 4600 5700
Лётные данные
Max скорость, км/ч H 497 515 515
м 5600 5200 4000
Крейс. скорость, км/ч H 410 415 -
м 5200 5200 -
Скороподъемность мин - - -
на H, м - - -
Потолок, м 7000 7500 -
Дальность, км 2400 2300 -
Вооружение
7,92-мм пулеметы 5-7 3 3**
13-мм пулеметы нет 2 2/3
15/20-мм пушки 1 1 нет
бомбы, кг в бомбоотсеке 2500 2500 2500
бомбы, кг всего 3000 4000 4000

* - без хвостового воздушного тормоза.

** - носовой 7,9-мм сдвоенный пулемет MG 81Z нередко заменялся 13-мм MG 131.

- - нет данных.

Фото Описание
Схема Do 217 E-2 Схема Do 217 E-2
Схема Do 217 E-4 Схема Do 217 E-4
Схема Do 217 M Схема Do 217 M

Do-317
Высотный бомбардировщик

Do 317

Летом 1944 года появились пять бомбардировщиков Дорнье, имевших обозначение Do 217R. Самолеты поступили в III группу KG 100, расположенную в Орлеан-Бриси, для прохождения полевых испытаний. Несмотря на обозначение, эти бомбардировщики были в действительности не очередной модификацией Do 217, а пятью из шести прототипов нового тяжелого высотного бомбардировщика Do 317А. В ходе предшествующих этому событию испытаний Do 317 VI была выявлена непригодность герметичных кабин, и от них решили отказаться, превратив самолет в обычный носитель радиоуправляемых крылатых бомб Hs 293А. Самолет мог нести две такие бомбы под крылом. Но в августе 1944 года III/KG 100 была выведена из боев, а ее личный состав направлен для переобучения на истребители. Поэтому вряд ли Do 217R успели принять участие в боевых действиях.

Разработка Do 317 шла параллельно созданию Do 217. Поэтому самолеты мало отличались друг от друга. В 1940 году стало ясно, что предпочтение отдано прототипу бомбардировщика фирмы Арадо, и работы над "триста семнадцатым" прекратились. Но усилия фирмы Дорнье не пропали даром. Многие технические и конструктивные решения первоначального проекта Do 317 использовались затем при создании высотного разведчика-бомбардировщика Do 217Р. В 1941 году конструкторы Дорнье вернулись к оставленному было проекту. Но теперь Do 317 предъявлялся в качестве более совершенной замены серийному Do 217. В 1943 году был построен и приступил к летным испытаниям прототип будущего бомбардировщика Do 317V-1 (бортовое обозначение VK+IY).

Do 317V-1

А вскоре появилась первая опытная серия из пяти Do 317А. От своих теоретических предшественников (ибо практически Do 317 возник одновременно с Do 217) внешне новый самолет отличался мало. Заметным отличием были килевые "шайбы" треугольного вида и утолщенный фюзеляж. Остальные "новшества" находились внутри самолета. Прежде всего, это была гермокабина, установка которой внесла изменения в структуру оборонительного вооружения. На следующей модификации Do 317В основная его часть будет уже размещена в дистанционно управляемых установках. А пока, на Do 317А, электромеханическую турель с 13-мм пулеметом MG 131 переместили на крышу кабины. Все остальное оставили на прежних местах, но приспособили к сохранению герметичности кабины на больших высотах. Вероятнее всего, оружие просто убиралось из амбразур и не действовало, как это было на Do 217Р. В задней части кабины сверху и снизу установили по одному подвижному MG 131. Спереди под ногами летчика поставили неподвижную 15-мм пушку MG 151 и подвижный сдвоенный 7,9-мм пулемет MG 81, который проходил сквозь правую половину носового остекления.

Do 317A
Экипаж 4
Размеры
Размах крыла, м 26,00
Длина, м 16,80
Высота, м 5,45
Масса
Пустого, кг 11770
Максимальная взлетая, кг 24000
Силовая установка
2 × ПД Daimler-Benz DB-610А/В, л.с. 2 × 2870
Летные данные
Max скорость, км/час 665
Крейсерская скорость, км/час 536
Практическая дальность, км 4000
Практический потолок, м 10500

Вооружение Do 317A. Oдна передняя башня с двумя 13-мм пулеметами МG-131, одна управляемая дистанционно башня в передней нижней части фюзеляжа с 2-мя 7,9-мм пулеметами МG-81, одна дистанционно управляемая башня в задней верхней позиции с парой МG-131 и управляемая дистанционно установка МG-151/20 в хвостовом конусе; бомбовая нагрузка 5600 кг в бомбоотсек в комбинациях: 4×1400 кг, 2×1800 кг, 2×1400 кг + 1600-л бак в передней части бомбоотсека.

Схемы Do 317

Летные испытания Do 317V-1 выявили, что новый самолет не обладает какими-нибудь преимуществами по сравнению с Do 217Р-0. Кроме того, его гермокабина оказалась несовершенна. Поэтому пятерка Do 317А была переделана из высотных бомбардировщиков в обычные носители радиоуправляемых крылатых бомб Hs 293А. С самолетов сняли гермокабины и под обозначением Do 217R отправили для полевых испытаний в III/KG 100, о чем уже говорилось выше.

Do 317В должен был стать улучшенным вариантом новой модификации. Самолет имел усиленное дистанционно управляемое оборонительное вооружение и увеличенную до 5600 кг бомбонагрузку. Но Do 317В никогда не поднимался в воздух. Работы по его созданию были прекращены на стадии полноразмерного макета, поскольку Техническое управление RLM посчитало, что дальнейшие усилия над этой программой нецелесообразны.

Подробно

Источники

  • Скоростные бомбардировщики Гитлера Do 17 и Do 217 /Андрей Харук. Эксмо/
  • Авиация Люфтваффе /В.Н. Шунков/
  • Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха) /Уильям Грин/