Авиация Второй мировой

Home English

Go 149

Go 149 V-2
  • Учебно-тренировочный самолет
  • Первый полет: 1935
  • Gotha

Самолет Gotha Go.149 проектировался в середине 1930-х годов как учебный для углубленной летной подготовки, с возможным применением в качестве учебно-боевого истребителя и истребителя ПВО. Он был разработан инженером Албертом Колкером на фирме Gothaer Waggonfabrik A.G.

Впервые самолет взлетел в 1936 году. Свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции с закрытой кабиной имел фюзеляж овального сечения типа полумонокок, сделанный из легких сплавов. Крыло деревянной конструкции с фанерной обшивкой было выполнено с элеронами и закрылками. Хвостовое оперение включало киль, стабилизатор с V-образными подкосами и рули с роговой компенсацией. Шасси было выполнено по схеме с хвостовым колесом. Основные стойки с широкой колеей убирались внутрь в закрываемые створками ниши в нижней поверхности крыла. В составе силовой установки применен инвертный V-образный 8-цилиндровый поршневой мотор Argus As 10C воздушного охлаждения взлетной мощности 240 л. с. (179 кВт) с приводом на двухлопастный деревянный винт, оснащенный коком.

Go.149 отличался передовыми для данной категории самолетов аэродинамикой и летными характеристиками. Но производство опять ограничилось только девятью самолетами опытных модификаций (V-1 и V-2). Кроме того были разработаны еще два проекта - модернизированный вариант УТС (V-3) с двигателем Argus As 10K и учебный истребитель (Project 16) с двигателем Argus As 410, вооруженный двумя 7.9-мм пулеметами MG 17. Однако оба проекта остались нереализованными.

Характеристики Go 149 V-1
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 7,80
Площадь крыла, м² 11,60
Высота самолета, м 2,08
Длина самолета, м 7,31
Силовая установка
1 × ПД Argus As 10C, мощностью л.с. 1 × 240
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 830
Максимальная взлетная 1060
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 345
Крейсерская скорость, км/ч 320
Скороподъемность, м/мин 444
Практический потолок, м 5000
Практическая дальность, км 800
Фото Описание
Схема Gotha Go 149

Схема Go 149

Go 150

Go 244 B-1
  • Учебно-тренировочный самолет
  • Первый полет: 1936
  • Gotha

Параллельно с выпуском безусловно удачных тренировочных бипланов Go.145 фирмой Gotha было построено несколько не менее успешных двухмоторных машин туристического касса. Одним из таких самолётов был Go.150, созданный в 1936 году. Он представлял собой типичный для тех лет моноплан смешанной конструкции с двухместной закрытой кабиной летчиков и неубираемым шасси в обтекателях. Самолёт оснащался двумя малогабаритными двигателями Zundapp, которые хоть и не обеспечивали высокой скорости, но обладали хорошими эксплуатационными характеристиками. К моменту первого полёта Go.150 авиационная промышленность Германии вовсю работала на военные нужды, поэтому число построенных самолётов ограничилось 10 экземплярами. Все они получили гражданские регистрационные номера, но использовались в интересах Luftwaffe, преимущественно в качестве связных и тренировочных самолётов. Их эксплуатация продолжалась относительно недолгое время и к началу 1940-х гг. самолёты Go.150 были сняты с эксплуатации.

С Go.150 также связана история с установлением рекорда высоты полёта для туристических машин этого класса. Для этого конструкцию Go.150 облегчили, а пилота снабдили оборудованием, необходимым для полётов на большой высоте. Сначала были предприняты три пробные попытки, в которых самолёт поочередно достигал высоты 7100, 7500 и 7800 метров. Только когда появилась полная уверенность в достижении рекорда, Go.150 отправился в свой знаменитый полет.

5 июля 1938 года, дождавшись безоблачной погоды летчик Фриц Платц поднял машину в воздух и постепенно, чередуя подъёмы с "площадками" на определенных высотах, начал подниматься на заданную высоту. Через 45 минут он достиг 7000 метров, но при этом скороподъёмность самолёта сильно снизилась. На высоте 7100 метров она составляла всего 1м\с, а ещё через 700 метров она снизилась до 0,5 м\с. Тем не менее, Платц настойчиво продолжал полёт, спустя 1,5 часа достигнув расчетной высоты 8000 метров. Удостоверившись в правильном показании приборов лётчик отпустил газ и через 30 минут совершил удачную посадку на своём аэродроме. Этот рекорд был официально зафиксирован ФАИ и стал одним из последних достижений немецких летчиков, сделанных до войны.

Характеристики Go 150
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 11,80
Площадь крыла, м² 17,50
Высота самолета, м 2,03
Длина самолета, м 7,15
Силовая установка
2 × ПД Zundapp Z 092, мощностью л.с. 2 × 50
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 535
Максимальная взлетная 1036
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 200
Крейсерская скорость, км/ч 185
Скороподъемность, м/мин 2154
Практический потолок, м 4900
Практическая дальность, км 900
Фото Описание
Схема Gotha Go 150

Схема Go 150

Go 241

Go 241
  • Многоцелевой вспомогательный самолет
  • Первый полет: 1940
  • Gotha

Проект Go 241 стал эволюционной разработкой концепции Go 150 в виде легкого транспортного и туристического самолета, в котором бок о бок сидели пилот и второй пилот/пассажир, а за ними находились кресла для двух сидящих бок о бок пассажиров в закрытой кабине.

Конструктор Калькерт старался улучшить аэродинамику нового самолета (D-IRMM). Проект Go 241 получил убирающиеся основные стойки шасси, разрезные закрылки и двухкилевое оперение. Силовая установка нового самолета включала два шестицилиндровых перевернутых рядных мотора Hirth HM 506A воздушного охлаждения взлетной мощностью по 160 л. с. (119 кВт), хотя первоначально были выбраны два звездообразных мотора BMW Bramo Sh.14A также с воздушным охлаждением. Go 241 не пошел в серию из-за начала Второй мировой войны.

Единственный прототип был потерян в 1944 году.

Характеристики Go 241
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 14,50
Площадь крыла, м² 17,50
Высота самолета, м 2,52
Длина самолета, м 9,02
Силовая установка
2 × ПД Hirth HM 506A, мощностью л.с. 2 × 160
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1370
Максимальная взлетная 185
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 275
Крейсерская скорость, км/ч 250
Практический потолок, м 5000
Практическая дальность, км 800
Полезная нагрузка, пасс. 2
Фото Описание
Схема Go 241

Схема Go 241

Источники

  • Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха) /Уильям Грин./
  • Gotha Go 149 /Мировая Авиация. de Agostini./
  • Dvoumotorova obchodni letadla /Vaclav Nemecek./