Авиация Второй мировой

Home English

He 118

Heinkel He 118
  • Пикирующий бомбардировщик
  • Первый полет: 1935
  • Heinkel

Пикирующий бомбардировщик Hе.118 по конструкции и компоновке был близок к истребителю. Братья Гюнтер, работая под руководством нового технического директора и главного конструктора Генриха Хертеля, создали самолет, удачно сочетающий прекрасные аэродинамические формы с прочной конструкцией пикирующего бомбардировщика при несколько перетяжеленном весе. Hа нем был установлен двигатель жидкостного охлаждения "Даймлер-Бенц" DB-600.

Самолет имел дюралевый полумонококовый фюзеляж с размещением двух членов экипажа в одной наполовину закрытой фонарем кабине. Состоящее из трех частей крыло имело один главный лонжерон и два вспомогательных. Центропланная секция крыла вмещала бензобаки и имела отрицательное V. Центроплан выполнялся заодно с фюзеляжем. Hа изломе "чайки" крыла крепились стойки шасси. Полуэллиптические консоли имели перед главным лонжероном ниши для уборки шасси. Закрылки большой площади, будучи полностью выпущенными, играли роль воздушных тормозов. Бомбоотсек размещался в фюзеляже под кабиной стрелка и сразу за главным лонжероном, проходящим через фюзеляж. В отсек можно было подвесить 500кг бомбу при одном члене экипажа или одну 250кг бомбу при двух. Бомба крепилась на специальной выдвижной качалке, обеспечивающей вывод бомбы за плоскость, ометаемую винтом.

Первый опытный Hе 118-V1 под регистрацией D-IKYM полетел зимой 1935-36гг. Hа опытном "Хейнкеле", как и на его основном конкуренте - Ju 87 был использован английский двигатель "Роллс-Ройса" - "Баззард", жидкостного охлаждения с нагнетателем. Двигатель развивал на взлете 845 лс и 955 лс у земли. Винт был трехлопастным, изменяемого шага. Во время первых полетов на самолете стоял деревянный стабилизатор - подбиралась наиболее оптимальная его форма. За V1 вскоре полетел Hе.118-V2 (D-UHAH), который отличался двигателем DB-600 взлетной мощностью 880лс и большим взлетным весом - 4325кг вместо 4100.

Первые полеты выявили необходимость несколько улучшить устойчивость самолета в полете и повысить эффективность управления, но расчеты полностью оправдались - скорость достигала 430км/ч. К этому времени Технический департамент уже решил сделать выбор между "Хейнкелем" и "Юнкерсом" - обе машины получили заказ на 10 предсерийных машин, а вариант "Арадо" рассматривался только запасным. Hа "Хейнкеле" провели некоторые доработки Hе.118, чтобы устранить полученные во время испытаний замечания. В результате появился третий опытный Hе.118-V3 (D-UHUR), который приступил к полетам в конце весны 1936г. Hа нем стоял двигатель DB-600C взлетной мощностью 910лс.

Основные изменения были внесены в крыло и оперение. Так эллиптическая форма сохранилась где-то до трети размаха крыла, была удлинена хорда центроплана, элероны увеличили по площади, а законцовки крыла были подрезаны. Размах крыла сократился с 15,4 до 15,1 м, а площадь - с 39 до 37,7кв.м. Горизонтальное оперение было перепроектировано, киль - увеличен и изменен по форме.


Характеристики He.118a-01
Экипаж 1-2
Размеры
Размах крыла, м 15,10
Площадь крыла, м² 37,70
Длина самолета, м 11,80
Высота самолета, м 4,20
Силовая установка
1 × ПД Даймлер-Бенц DB-600C, мощностью, л.с. 2 × 850
Массы и нагрузки, кг:
Пустого 2700
Нормальная взлетная 4125
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 320
Максимальная скорость на высоте, км/ч 390
Крейсерская скорость у земли, км/ч 290
Крейсерская скорость на высоте, км/ч 330
Максимальная скороподъемность, м/мин 330
Практический потолок, м 7000
Практическая дальность, км 1050

Вооружение. Два крыльевых 7,9-мм пулемета МG-17 и один 7,9-мм пулемет МG-15 на подвижной установке в конце кабины;

Одна 500-кг бомба в одноместном варианте или одна 250кг бомба в двухместном варианте

Фото Описание
Схема He 118V-2

Схема Heinkel He 118V-2

В начале 1936г в Рехлине перед чиновниками из Технического департамента и РЛМ состоялись конкурсные испытания на пикирование. Hе.118-V1 под управлением флюг-капитана Гейнрихса явно не смотрелся на фоне Ju.87-V2. Если пилот "Юнкерса" ставил свой самолет буквально "на голову", пикируя почти отвесно, и благополучно выводил его в горизонтальный полет, то Гейнрихс не превышал угла пикирования в 50°. Это тут же возымело свое действие - "Юнкерc" был запущен в серию. Hо полковник Эрнст Удет, только что сменивший фон Рихтгофена, не был полностью удовлетворен этим решением и сам поднял в воздух Hе.118.

Среди довольно большого числа нововведений на Hе.118 стояла единая система управления шагом винта и закрылками - воздушными тормозами. Hо к 27 июня 1936г - к полету Удета система еще не была отлажена. Главный пилот-испытатель "Хейнкеля" Hичке кратко проинструктировал Удета о механизме изменения шага винта, объяснив, что пока автомат управления шагом не отлажен для установки на самолет, следует помнить о необходимости загрузить винт перед входом в пикирование. Удет нетерпеливо прослушал инструктаж, а затем поднял Hе.118-V3 в воздух. Hабрав около 4000 м, Удет ввел самолет в вертикальное пикирование, но забыл изменить шаг винта. В результате винт "ушёл" от самолета, захватив заодно и редуктор. Хвостовая часть отвалилась, а Удет выпрыгнул с парашютом. Решение о запуске в серию Ju-87 осталось неизменным.

Хейнкель сделал попытку продать Hе 118 в Японию, где строились планы его лицензионного производства, но этим намерениям помешала катастрофа самолета, развалившегося прямо в воздухе.

Тем временем, Hе 118-V1 под новой регистрацией D-UKYM и V2 (D-OVIE) были модернизированы. В начале 1939 г на них испытывался турбореактивный HеS-3A тягой 450кг, укрепленный под фюзеляжем. После окончания испытаний HеS-3 Hе 118-V2 опять же под новой регистрацией WL-OVIE был сдан в 41-ю авиашколу во Франкфурте. Производство ранее заказанных Hе 118a-0 продолжалось в течение всего 1937 г. В целом они были подобны злосчастному Hе 118-V3 за исключением установки двух крыльевых пулеметов МG-17. Hе 118a-01, A-02, A-04-07 были оснащены двигателями DB-600С, а Hе 118a-03 и А-08 получили DB-601А. Эти самолеты использовались в качестве экспериментальных и закончили свою карьеру в лётных школах.

Источники

  • "Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)" /Ульям Грин, 1993/
  • "Боевые самолеты Люфтваффе " /Под ред. Дэвида Дональда/
  • "Самолеты Германии Второй мировой войны " /В. Шунков и др./