Авиация Второй мировой

Home English

He-219 «Uhu»

Ночной истребитель

Heinkel

He-219A-0 № G9+FB из I/NJG1. Венло, Нидерланды, июнь 1943

He-219A-0 № G9+FB из I/NJG1. Венло, Нидерланды, июнь 1943 г. В ночь с 11 по 12 июня на этом самолете пилот майор Вернер Стрейб уничтожил 5 бомбардировщиков Ланкастер. По иронии судьбы этот самолет был разбит при посадке из-за не выпуска закрылков.

Первоначально создававшийся, как многоцелевой самолет, он стал в итоге узко специализированным ночным истребителем, и в этом качестве добился замечательных успехов.

Не 219 VI (первый прототип) поднялся в воздух 15 ноября 1942 г. и продемонстрировал исключительную управляемость и высокие летные характеристики. Единственно серьезной проблемой стала плохая путевая и поперечная устойчивость, которую улучшили на третьем самолете путем увеличения площади хвостового оперения и удлинения задней части фюзеляжа. Трехколесное шасси Не 219 было исключительным нововведением для самолетов люфтваффе, и руководство Министерства авиации Германии называло его «ненужной американской инновацией». На практике сочетание одного носового колеса, которое вращалось при уборке назад, со сдвоенным главным шасси демонстрировало превосходные взлетно-посадочные характеристики.

Силовая установка На прототипах Не 219, предсерийных Не 219А-0 и серийных Не 219А-2 устанавливался 12-цилиндровый инверторный V-образный двигатель DB 603A жидкостного охлаждения мощностью 1303 кВт (1750л. с.). Предполагалось, что на серийно выпускаемых самолетах его заменят DB 603G мощностью 1415 кВт (1900 л. с.) с увеличенной степенью сжатия и высокоскоростным нагнетателем, но непоставки привели к предложению использовать в качестве временной меры двигатель DB 603E с большеразмерным нагнетателем и впрыскивателем закиси азота GM-1. Но он также оказался в дефиците, поэтому для Не 219А-2 пришлось использовать все тот же DB603A. В конечном итоге DB 603G стали устанавливать на Не 219А-7, который оказался наиболее выпускаемым вариантом, в то время как упрощенная модель Не 219А-6, предназначенная для борьбы с «Москито». оснащалась двигателем DB 6703L мощностью 1565 кВт (2100 л. с.) с устройствами форсажа MW-50 и GM-1 и с двухступенчатым нагнетателем.

Радиолокатор Первые серийные самолеты (двенадцать Не 219A-2/R1) оснащались простым радиолокатором FuG 212 «Лихтенштейн» С-1 с четырьмя небольшими антеннами на носу. Следующие самолеты А-2 имели одну антенну для С-1 и четыре больших антенны для нового радиолокатора FuG 220 «Лихтенштейн» SN-2. На некоторых А-5 радиолокатор С-1 не устанавливался, а антенны SN-2 часто монтировались в перевернутом положении для уменьшения помех. На А-7 к «Лихтенштейн» SN-2 добавлялся новый радиолокатор FuG 218 «Нептун».

Вооружение Процесс разработки и подбора вооружения и оборудования являлся настолько сложным, что и теперь его невозможно понять. Даже во время войны Министерство авиации Германии интересовалось, можно ли уменьшить число типов и вариантов вооружения. Прототипы летали с рекордным числом вариантов вооружения - 29, но планы по развертыванию программы производства были нарушены повторяющимися налетами на Росток в марте и апреле 1942 г., в результате которых практически вся техническая документация на Не 219 была дважды уничтожена. На Не 219А-2 отказались от установки MG 131 для стрельбы в задней полусфере, этот пулемет на других вариантах больше не монтировался, кроме Не 219A-5/R4, который имел вытянутый вперед фюзеляж и новую трехместную кабину. Состав вооружения зависел от тех пушек, которые были доступны к моменту готовности очередного самолета - пара пушек МG-151/20, или МК-103, или МК-108. В мае 1943 г один Не.219 получил четыре пушки МК-103 общим весом 830 кг в нижнем обтекателе. Если пушки МК-108 имели короткие стволы, ограничивающие эффективную дальность стрельбы, но хорошо подходили для массового производства, то МК-103 имели длинные стволы; как следствие высокую начальную скорость снаряда и хорошую настильность траектории. Однако, МК-108 была на 40% легче, чем МК-103. В результате предсерийные Не.219A-0 оснащались пушками обоих типов. С МК-108 истребитель назывался Не.219A-0/R-1, а с МК-103 Не.219A-0/R-2 На всех Не 219 отводилось место под две пушки МК 108 калибра 30 мм для стрельбы назад-вниз под углом 650 на установках «Shrage Musik», однако лишь немногие из них ее имели, она обычно ставилась в частях технического обслуживания.

Одной из причин, по которой Мильх отрицательно относился к Не 219, было то. что он считал этот самолет неспособным выполнять какие-либо иные задачи, кроме бомбардировочных. Поэтому Хейнкель спроектировал трехместный истребитель-бомбардировщик Не 219А-3 и высотный самолет-разведчик с крылом большого размаха Не 219А-4. Производство могло осуществляться за счет ночного истребителя (уже тоже выпускавшегося слишком медленно), но не получило официального разрешения, хотя предложение было сделано.

Масса вариантов и модификаций снижали темпы серийного производства. Ко всему добавлялась проблема несвоевременных поставок многообещающих двигателей фирмами «Даймлер-Бенц» и «Юнкерс». Карл Франке, с 1942 года технический директор кампании Хейнкеля, вынужден был признать в августе 1944 года: «Не 219, находящийся на вооружении люфтваффе, является лучшим и наиболее скоростным ночным истребителем, которым мы обладаем. Но его характеристики сегодня не вполне достаточны для перехвата «Москито».

Боевое применение Первые Не 219A-2/R1 поступили на вооружение I группы 1-й эскадры ночных истребителей в 1943 г. Она оставалась единственным подразделением, эксплуатировавшим самолеты данного типа вследствие замедления поставок.

В ночь на 12 июня 1943 года Не 219A-0 под управлением майора Штрейба совершил свой первый боевой вылет. Во время этого вылета Штрейб сбил не меньше пяти британских бомбардировщиков. При возвращении в Венло Штрейб обнаружил, что закрылки не выпускаются. Самолет на большой скорости сошел с посадочной полосы, и был разбит, хотя пилот и радиооператор унтер-офицер Фишер не пострадали.

За следующие 10 дней после успеха Штрейба несколько Не 219 из штабного звена I/NJG.1 в шести полетах сбили 20 британских бомбардировщиков, включая шесть Москито, считавшихся до того неуязвимыми. 1 июля 1943 г Штрейб стал полковником и командиром NJG.1. Штабное звено продолжало использовать несколько предсерийных Не.219A-0, но, несмотря на требования Каммухбера присвоить самолету Хейнкеля наивысший приоритет, за последующие полгода удалось перевооружить только одну эскадрилью I/NJG.1, а остальные продолжали летать на Bf.110.

Поставки шли практически исключительно в I/NJG.1, ставшей единственной группой, вооруженной Не.219. Хотя группа постоянно испытывала недостаток этих самолетов, результативность ее действий постоянно увеличивалась. 21 января 1944 г погиб командир группы капитан Манфред Мейрер (Manfred Meurer), когда его Не.219 столкнулся с Ланкастером. Мейрер, имевший 65 побед, был одним из наиболее опытных пилотов-ночников. За ним следовал капитан Ганс Дитер Франк с 55 победами. Он погиб 27 сентября 1944 г над Гановером, когда его Не.219 столкнулся с еще одним ночным истребителем. Но боевые потери были существенно меньше количества одержанных побед, и не шли с ними ни в какое сравнение вплоть до появления над Германией ночных истребителей Москито.

На службе в I/NJG.1 Не.219A показал себя простым в техническом обслуживании, так как с самого начала был предусмотрен легкий доступ ко всем агрегатам. В частях технического обслуживания заменялись даже крупные узлы, а шесть истребителей вообще были собраны из запасных узлов обслуживающим персоналом. Хотя эти самолеты даже не получили заводских номеров и официально нигде не числились, они использовались в боях. С точки зрения пилотов Не.219A выделялся отличной мощью огня даже при установке пушек минимального калибра. Запас снарядов, 300 штук для 20 мм пушек и 100 для 30 мм, был вполне достаточен. Экипаж, двигатели и боезапас были хорошо бронированы. К тому же Не.219 был первым боевым самолетом, получившим катапультируемые кресла - в этой области Хейнкель была пионером. Даже с полной нагрузкой Не.219 имел избыток мощности, так что отказ мотора на взлете был неопасным. Реально зафиксированы случаи взлета на одном моторе.

1 октября 1944 г группа потеряла своего третьего командира разбился майор Форстер. С 2 октября 1944 г до конца войны группой командовал Вернер Бааке. К тому времени майор имел 41 победу. Некоторые пилоты на Не.219 демонстрировали просто потрясающие успехи. Так обер-фельдфебель Морлок в ночь на 3 ноября 1944 г всего за 12 минут сбил шесть самолетов и еще одного предположительно, но следующей ночью сам погиб от атаки Москито. Потери на исходе 1944 г постоянно росли. С начала 1945 г к ним добавились потери от штурмовых ударов по аэродромам.

10 января 1945 г 1/NJG.1 имела 64 Не.219A, из которых 45 были боеспособными. Штаб NJG.1 имел 20 Не.219 и Bf.110, из которых 18 были боеспособными. Хотя I/NJG.1 так и осталась единственной частью, использующей Не.219, два или три экземпляра истребителя были в так называемой ночной истребительной эскадрилье Норвегия в V воздушном флоте.


Характеристики He 219A-7/R1
Экипаж, чел. 2
Размеры
Размах крыла, м 18,5
Площадь крыла, м2 44,5
Длина, м 15,55
Высота, м 4,1
Силовая установка
2x Daimler-Benz DB 603G; взлетной мощностью, л.с. 1900
на высоте 7400м, л.с. 1560
Массы и нагрузки, кг:
Пустого 11210
Максимальная взлетная 15300
Летные данные.
Максимальная скорость на высоте 7000м, км/ч 665
Крейсерская скорость, км/ч 535
Время подъема на высоту 6000м, мин 11,5
Время подъема на высоту 10000м, мин 18,8
Практический потолок, м 12700
Дальность полета при скорости 625км/час, км 1540
Дальность полета при скорости 535км/час, км 2000
Вооружение
6 х MK-108 с боезапасом снарядов на ствол, шт 100
2 х MG-151 с боезапасом снарядов на ствол, шт 300

Модификации

  • A-0/R-1 - удлиненный фюзеляж со стандартным крылом; двигатели DB-603A; две МК 108 в подфюзеляжном обтекателе, две MG 151 в корне крыла, дополнительные наборы вооружения Ml - МЗ; радар FuG 212 С-1.
  • A-0/R-2 - такой же, как A-0/R-1, но с усиленным шасси; четыре МК 103 в подфюзеляжном обтекателе; FuG-212C-l.
  • A-0/R-3 - прототип для серии А-2; двигатели DB-603A; четыре МК 103 в подфюзеляжном обтекателе, две MG151 в корне крыла; FuG-212C-2
  • A-0/R-6 - прототип для серии А-5; DB 603A; четыре МК-108 в подфюзеляжном обтекателе, две MG-151 в корне крыла, 2 наклонно установленные МК 108 в фюзеляже; FuG-212 и FuG-220.
  • А-1 - запланированная серийная версия А-0 с удлиненным фонарем; DB 603A/B
  • A-2/R-1 - улучшенный А-0; увеличенная дальность полета; DB 603A/B; две МК 103 в подфюзеляжнм обтекателе, две MG 151 в корне крыла, две наклонно установленные МК 108; радар FuG 220.
  • A-2/R-2 - подобный A-2/R-1, но с пламегасителями, с дополнительным 900 л. топливным баком и сокращенным составом оборудования, двухместный, планировался, как бомбардировщик; DB 603, DB-603A/B/E/F/G; FuG 220
  • А-4 - доработанный А-2 для выполнения "противомоскитной" и разведывательной роли; уменьшено бронирование и сокращено штатное вооружение; системы GM-1 и откачки выхлопа; двухместная кабина; DB 603A/B или Jumo-222; две МК 108 в корне крыла и две МК-103 в подфюзеляжном обтекателе.
  • A-5/R-1 - доработанный А-3, предшествующее обозначение A-O/R-6; DB 603A; две MG 151 в корнях крыла, две МК 108 в подфюзеляжном отсеке, две наклонно - установленных МК 108 в фюзеляже; FuG 212 и FuG 220.
  • A-5/R-2 - предшественник A-7/R-4; DB 603A; две MG 151 в корне крыла, две MG 151 в подфюзеляжном отсеке и пара наклонно установленных МК 108 в фюзеляже; FuG 220.
  • A-5/R-3 - серийный вариант, на основе Не 219 V28; DB 603E; две MG 151 в корнях крыла, две МК-103 на подфюзеляжной платформе, две наклонно - стреляющих МК-108 в фюзеляже; FuG-220
  • A-5/R-4 - доработанный А-3 с трехместной кабиной, увеличенная дальность полета и оборонительное вооружение, как на Не 219V34; DB-603E; две MG-151 в корнях крыла, две MG-151 в подфюзеляжном отсеке, две наклонно - установленных МК-108 в фюзеляже, возможно, оборонительное вооружение установленное в кабине; FuG-220
  • А-6 - версия А-2 без вооружения; DB-603E; две MG-151 в корнях крыла, две MG-151 на подфюзеляжной платформе; FuG-220
  • A-7/R-1- улучшенный серийный вариант, базирующийся на Не 219V26; DB-603G; две МК-108 в корнях крыла, по две MG-151 и МК-103 на подфюзеляжной платформе; Он отличался усиленным бронированием, гермокабиной, мощным вооружением и новым оборудованием. Пилот защищался 100 кг лобовой бронеплитой и бронестеклом. Оба члена экипажа имели катапультируемые кресла. Оборудование включало локаторы Лихтенштейн SN 2 и новый FuG 218 Нептун, радиостанции FuG 10 и FuG 16ZY, ответчик FuG 25а, радиовысотомер FuG 101а и систему слепой посадки FuB 12F. Пилот имел прицел Реви 16В для основного оружия и Реви 16G для использования «Shrage Musik».
  • A-7/R-2 - серийный вариант с наклонным вооружением, прототип: Не 219V26; DB-603G; две МК-108 «Schraege Musik»; FuG-220; в нижнем обтекателе две МК-103 и две МК-108;
  • A-7/R-3 - предсерийный вариант для планирующейся серии В-1, прототип; Не 219V27; DB-603G; по две MG-151 в корнях крыла и на подфюзеляжной платформе и пара наклонно - установленных МК-108 в фюзеляже; FuG-220
  • A-7/R-4- вариант с облегченным вооружением; DB-603G; две MG-151 в корнях крыла и две MG-151 в подфюзеляжном отсеке, FuG-220
  • A-7/R-5 - охотник на «Москито» с системой MW-50; Jumo-213E; аналогичное A-7/R-4
  • A-7/R-6 - летающий стенд для Jumo-222A, прототип; Не 219V18; Jumo-222A; Две MG-151 в корнях крыла, четыре МК-108 на подфюзеляжной платформе. Установка 24-цилиндровых, радиальных двигателей жидкостного охлаждения Jumo 222, выдававших на взлете 2500 л.с., позволяла самолету развивать скорость до 700 км/час, однако двигатели Юнкерса так и не были доведены "до ума".

Обсуждение на форуме

Источники

  • " Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • " Боевые самолеты Третьего Рейха." /У. Грин./
  • " Ночной истребитель He 219." /Юрий Борисов./
  • " Боевые самолеты Люфтваффе" /Под ред. Дэвида Дональда/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:

2020 09 21

Привет, ребята, меня зовут Ричард, я владею авиационной издательской компанией в Великобритании.
www.chandospublications.co.uk
У меня есть группа писателей, которые работают над книгой о Heinkel He 219. Я слышал от пары авторов (Ефима Гордона, Дмитрия Соболева), что один экземпляр был привезен в Советский Союз в 1945 году, возможно, из Чешской Республики.
Мы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотели бы получить любую дополнительную информацию, особенно оригинальные русские документы, в которых конкретно упоминается He 219. Ефим Гордон говорит:
«Среди новых немецких самолетов ... отправленных в Советский Союз, был единственный образец Heinkel He 219 ... как рассказывает российский историк авиации Дмитрий Александрович Соболев, этот факт упоминается в письме, отправленном наркомом Российской Федерации Авиационная промышленность Алексей И. Шахурин в ЦК КПСС летом 1945 года ... известно, что БНТ ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт) подготовил специальный доклад ... на основе вышеупомянутых исследований, а также на основе трофейных документов ... »
знаете ли вы какие-либо копии упомянутого особого отчета или письма 1945 года, отправленного Шахуриным?
Мы будем очень признательны за любую помощь, которую вы можете нам оказать. У нас очень мало информации о советском He 219 или о его существовании, и доказательство этого было бы для нас большим открытием.
Большое спасибо
---
Ричард Каррик

2020 09 21

После окончания войны несколько образцов самолета He-219 в разном техническом состоянии поступили в СССР в качестве военных трофеев, были облетаны и всесторонне испытаны. Ничего выдающегося в конструкции не было. Гораздо большую ценность представляло бортовое навигационное, прицельное оборудование, бортовая РЛС и оборудование станций обнаружения и селекции воздушных целей, находящееся на наземных командных пунктах.
---
Вячеслав