![]() |
![]() |
He-219 «Uhu»Ночной истребительHeinkel![]() He-219A-0 № G9+FB из I/NJG1. Венло, Нидерланды, июнь 1943 г. В ночь с 11 по 12 июня на этом самолете пилот майор Вернер Стрейб уничтожил 5 бомбардировщиков Ланкастер. По иронии судьбы этот самолет был разбит при посадке из-за не выпуска закрылков. Первоначально создававшийся, как многоцелевой самолет, он стал в итоге узко специализированным ночным истребителем, и в этом качестве добился замечательных успехов. Не 219 VI (первый прототип) поднялся в воздух 15 ноября 1942 г. и продемонстрировал исключительную управляемость и высокие летные характеристики. Единственно серьезной проблемой стала плохая путевая и поперечная устойчивость, которую улучшили на третьем самолете путем увеличения площади хвостового оперения и удлинения задней части фюзеляжа. Трехколесное шасси Не 219 было исключительным нововведением для самолетов люфтваффе, и руководство Министерства авиации Германии называло его «ненужной американской инновацией». На практике сочетание одного носового колеса, которое вращалось при уборке назад, со сдвоенным главным шасси демонстрировало превосходные взлетно-посадочные характеристики. Силовая установка На прототипах Не 219, предсерийных Не 219А-0 и серийных Не 219А-2 устанавливался 12-цилиндровый инверторный V-образный двигатель DB 603A жидкостного охлаждения мощностью 1303 кВт (1750л. с.). Предполагалось, что на серийно выпускаемых самолетах его заменят DB 603G мощностью 1415 кВт (1900 л. с.) с увеличенной степенью сжатия и высокоскоростным нагнетателем, но непоставки привели к предложению использовать в качестве временной меры двигатель DB 603E с большеразмерным нагнетателем и впрыскивателем закиси азота GM-1. Но он также оказался в дефиците, поэтому для Не 219А-2 пришлось использовать все тот же DB603A. В конечном итоге DB 603G стали устанавливать на Не 219А-7, который оказался наиболее выпускаемым вариантом, в то время как упрощенная модель Не 219А-6, предназначенная для борьбы с «Москито». оснащалась двигателем DB 6703L мощностью 1565 кВт (2100 л. с.) с устройствами форсажа MW-50 и GM-1 и с двухступенчатым нагнетателем. Радиолокатор Первые серийные самолеты (двенадцать Не 219A-2/R1) оснащались простым радиолокатором FuG 212 «Лихтенштейн» С-1 с четырьмя небольшими антеннами на носу. Следующие самолеты А-2 имели одну антенну для С-1 и четыре больших антенны для нового радиолокатора FuG 220 «Лихтенштейн» SN-2. На некоторых А-5 радиолокатор С-1 не устанавливался, а антенны SN-2 часто монтировались в перевернутом положении для уменьшения помех. На А-7 к «Лихтенштейн» SN-2 добавлялся новый радиолокатор FuG 218 «Нептун». Вооружение Процесс разработки и подбора вооружения и оборудования являлся настолько сложным, что и теперь его невозможно понять. Даже во время войны Министерство авиации Германии интересовалось, можно ли уменьшить число типов и вариантов вооружения. Прототипы летали с рекордным числом вариантов вооружения - 29, но планы по развертыванию программы производства были нарушены повторяющимися налетами на Росток в марте и апреле 1942 г., в результате которых практически вся техническая документация на Не 219 была дважды уничтожена. На Не 219А-2 отказались от установки MG 131 для стрельбы в задней полусфере, этот пулемет на других вариантах больше не монтировался, кроме Не 219A-5/R4, который имел вытянутый вперед фюзеляж и новую трехместную кабину. Состав вооружения зависел от тех пушек, которые были доступны к моменту готовности очередного самолета - пара пушек МG-151/20, или МК-103, или МК-108. В мае 1943 г один Не.219 получил четыре пушки МК-103 общим весом 830 кг в нижнем обтекателе. Если пушки МК-108 имели короткие стволы, ограничивающие эффективную дальность стрельбы, но хорошо подходили для массового производства, то МК-103 имели длинные стволы; как следствие высокую начальную скорость снаряда и хорошую настильность траектории. Однако, МК-108 была на 40% легче, чем МК-103. В результате предсерийные Не.219A-0 оснащались пушками обоих типов. С МК-108 истребитель назывался Не.219A-0/R-1, а с МК-103 Не.219A-0/R-2 На всех Не 219 отводилось место под две пушки МК 108 калибра 30 мм для стрельбы назад-вниз под углом 650 на установках «Shrage Musik», однако лишь немногие из них ее имели, она обычно ставилась в частях технического обслуживания. Одной из причин, по которой Мильх отрицательно относился к Не 219, было то. что он считал этот самолет неспособным выполнять какие-либо иные задачи, кроме бомбардировочных. Поэтому Хейнкель спроектировал трехместный истребитель-бомбардировщик Не 219А-3 и высотный самолет-разведчик с крылом большого размаха Не 219А-4. Производство могло осуществляться за счет ночного истребителя (уже тоже выпускавшегося слишком медленно), но не получило официального разрешения, хотя предложение было сделано. Масса вариантов и модификаций снижали темпы серийного производства. Ко всему добавлялась проблема несвоевременных поставок многообещающих двигателей фирмами «Даймлер-Бенц» и «Юнкерс». Карл Франке, с 1942 года технический директор кампании Хейнкеля, вынужден был признать в августе 1944 года: «Не 219, находящийся на вооружении люфтваффе, является лучшим и наиболее скоростным ночным истребителем, которым мы обладаем. Но его характеристики сегодня не вполне достаточны для перехвата «Москито». Боевое применение Первые Не 219A-2/R1 поступили на вооружение I группы 1-й эскадры ночных истребителей в 1943 г. Она оставалась единственным подразделением, эксплуатировавшим самолеты данного типа вследствие замедления поставок. В ночь на 12 июня 1943 года Не 219A-0 под управлением майора Штрейба совершил свой первый боевой вылет. Во время этого вылета Штрейб сбил не меньше пяти британских бомбардировщиков. При возвращении в Венло Штрейб обнаружил, что закрылки не выпускаются. Самолет на большой скорости сошел с посадочной полосы, и был разбит, хотя пилот и радиооператор унтер-офицер Фишер не пострадали. За следующие 10 дней после успеха Штрейба несколько Не 219 из штабного звена I/NJG.1 в шести полетах сбили 20 британских бомбардировщиков, включая шесть Москито, считавшихся до того неуязвимыми. 1 июля 1943 г Штрейб стал полковником и командиром NJG.1. Штабное звено продолжало использовать несколько предсерийных Не.219A-0, но, несмотря на требования Каммухбера присвоить самолету Хейнкеля наивысший приоритет, за последующие полгода удалось перевооружить только одну эскадрилью I/NJG.1, а остальные продолжали летать на Bf.110. Поставки шли практически исключительно в I/NJG.1, ставшей единственной группой, вооруженной Не.219. Хотя группа постоянно испытывала недостаток этих самолетов, результативность ее действий постоянно увеличивалась. 21 января 1944 г погиб командир группы капитан Манфред Мейрер (Manfred Meurer), когда его Не.219 столкнулся с Ланкастером. Мейрер, имевший 65 побед, был одним из наиболее опытных пилотов-ночников. За ним следовал капитан Ганс Дитер Франк с 55 победами. Он погиб 27 сентября 1944 г над Гановером, когда его Не.219 столкнулся с еще одним ночным истребителем. Но боевые потери были существенно меньше количества одержанных побед, и не шли с ними ни в какое сравнение вплоть до появления над Германией ночных истребителей Москито. На службе в I/NJG.1 Не.219A показал себя простым в техническом обслуживании, так как с самого начала был предусмотрен легкий доступ ко всем агрегатам. В частях технического обслуживания заменялись даже крупные узлы, а шесть истребителей вообще были собраны из запасных узлов обслуживающим персоналом. Хотя эти самолеты даже не получили заводских номеров и официально нигде не числились, они использовались в боях. С точки зрения пилотов Не.219A выделялся отличной мощью огня даже при установке пушек минимального калибра. Запас снарядов, 300 штук для 20 мм пушек и 100 для 30 мм, был вполне достаточен. Экипаж, двигатели и боезапас были хорошо бронированы. К тому же Не.219 был первым боевым самолетом, получившим катапультируемые кресла - в этой области Хейнкель была пионером. Даже с полной нагрузкой Не.219 имел избыток мощности, так что отказ мотора на взлете был неопасным. Реально зафиксированы случаи взлета на одном моторе. 1 октября 1944 г группа потеряла своего третьего командира разбился майор Форстер. С 2 октября 1944 г до конца войны группой командовал Вернер Бааке. К тому времени майор имел 41 победу. Некоторые пилоты на Не.219 демонстрировали просто потрясающие успехи. Так обер-фельдфебель Морлок в ночь на 3 ноября 1944 г всего за 12 минут сбил шесть самолетов и еще одного предположительно, но следующей ночью сам погиб от атаки Москито. Потери на исходе 1944 г постоянно росли. С начала 1945 г к ним добавились потери от штурмовых ударов по аэродромам. 10 января 1945 г 1/NJG.1 имела 64 Не.219A, из которых 45 были боеспособными. Штаб NJG.1 имел 20 Не.219 и Bf.110, из которых 18 были боеспособными. Хотя I/NJG.1 так и осталась единственной частью, использующей Не.219, два или три экземпляра истребителя были в так называемой ночной истребительной эскадрилье Норвегия в V воздушном флоте.
Модификации
Источники
2020 09 21
2020 09 21
| Форум |
©AirPages
|
![]() |