Авиация Второй мировой |
Самолёты | Вооружение | Арадо | Дорнье | Блом и Фосс | Физелер | Флеттнер | Фокке-Вульф | Хейнкель | Хеншель | Юнкерс | Мессершмитт | Бои | Люди | Фото | |
Самолёты | Хейнкель | He 45/46 | He 50 | He 51 | He 59 | He 60 | He 70 | He 72 | He 100 | He 112 | He 111 | He 111B2 | He 111P | He 111H | He 111H-11 | He 111Z-1 | He 114 | He 115 | He 116 | He 118 | He 119 | He 177A5 | He 274 | He 277 | He 178 | He 219 | He 280 | He 162 | Фото и схемы | Боевое применение He 59 | He 60 | He 111 | He 112 | He 162 | He 177 | Люфтваффе | |
Конструкция Не-70E. Скоростной бомбардировщик Не-70e представлял собой свободнонесущий одномоторный трехместный моноплан смешанной конструкции, с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Цельнометаллический фюзеляж овального сечения имел очень чистые аэродинамические формы. Конструктивная схема - монокок; силовой набор состоял из шпангоутов, стрингеров и лонжеронов. Обшивка фюзеляжа дюралюминиевая. Клепка обшивки производилась "впотай", чтобы не нарушать плавность обтекания фюзеляжа воздушным потоком. Технологически фюзеляж состоял из трех секций: носовой, центральной и хвостовой. Носовая заканчивалась броневым силовым противопожарным шпангоутом, к которому крепились стальная трубчатая моторама и водяной бачок системы охлаждения. В центральной секции размещалась полностью закрытая кабина экипажа, максимально вынесенная вперед для того, чтобы крыло не мешало летчику следить за землей на взлете и посадке, и для улучшения обзора. Фонарь кабины летчика мог сдвигаться назад, а для удобства посадки экипажа одна из секций фонаря по левому борту пилотской кабины откидывалась в сторону. Кресло пилота бронированное. Комплект приборного оборудования позволял выполнять полеты днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Все приборные панели в кабине летчика и стрелка-радиста имели подсветку. За летчиком, правее его располагался штурман. Штурманское навигационное оборудование было смонтировано на правой стороне приборной доски летчика. В кабину штурман попадал через входную дверь, расположенную по правому борту самолета у кабины летчика. Плохой обзор с рабочего места штурмана стал впоследствии одной из основных причин снятия самолета с вооружения и перевода его на вспомогательные роли. Сразу за кабиной летчика, в гаргроте размещался гидробак, а на самом гаргроте устанавливались стойка антенны радиостанции и рамочная антенна радиокомпаса. Между кабинами пилота и стрелка-бомбардира располагался бомбоотсек с вертикальными контейнерами для авиабомб. При необходимости вместо контейнеров можно было установить дополнительный 280-литровый топливный бак. Кабина стрелка-бомбардира находилась за бомбоотсеком. Помимо прицельного оборудования для бомбардировки здесь находились радиостанция FuG-VIIIR/T, 7,9-мм пулемет MG-15, аптечка и кислородное оборудование. В полу кабины имелось окно-иллюминатор для прицеливания и ведения наблюдения. Кабина закрывалась прозрачным фонарем, две секции которого сдвигались вперед по полету, обеспечивая доступ в кабину, а в аварийной ситуации - быстрое ее покидание. За кабиной стрелка-бомбардира следовала концевая секция фюзеляжа с хвостовым оперением и костылем. Крыло двухлонжеронное, свободнонесущее, смешанной конструкции. Оно состояло из центроплана и двух консолей и имело эллиптическую в плане форму, что было характерно для большинства самолетов фирмы Heinkel того времени. Силовой набор состоял из двух стальных лонжеронов и набора нервюр. Обшивка крыла фанерная. В консолях имелись вырезы под ниши уборки основных стоек шасси. В центроплане, между корневыми нервюрами и нишами уборки стоек шасси располагались два топливных бака (по одному слева и справа) емкостью по 210 л каждый. Механизация крыла была представлена посадочными щитками-закрылками и элеронами. На левой консоли закреплялся приемник воздушного давления (ПВД), а на законцовках крыла имелись аэронавигационные огни. Хвостовое оперение двухлонжеронное, смешанной конструкции, с цельнометаллическим силовым набором. Киль и стабилизатор обшивались фанерой, а рули высоты и направления - полотном. На рулях направления и высоты были установлены управляемые триммеры. Проводка управления рулями высоты - жесткая. Триммеры отклонялись вращением штурвальчика на левом борту кабины летчика. Шасси характерной для начала 30-х годов трехопорной схемы с хвостовым костылем. Основные стойки шасси убирались и выпускались с помощью гидравлической системы. Колеса размерами 900x200 мм оснащались пневматическими тормозами. После уборки шасси ниши закрывались щитками, что существенно улучшало аэродинамику крыла. Силовая установка самолета состояла из рядного 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения BMW-VI7.3Z мощностью 750 л.с. с двухлопастным металлическим винтом постоянного шага; более поздние модификации самолетов Не-170 и Не-270 оснащались трехлопастными металлическими винтами изменяемого в полете шага. Мотор не имел выхлопных коллекторов - вместо них были индивидуальные выхлопные патрубки. Двигатель устанавливался на стальной трубчатой мотораме с использованием резиновых противовибрационных прокладок. Водяной бак закреплялся на силовом противопожарном шпангоуте, маслобак - на мотораме под двигателем. Убираемый с помощью тросовой системы радиатор располагался перед силовым шпангоутом. Вооружение самолета состояло из оборонительного 7,9-мм пулемета MG-15 с боезапасом 450 патронов (в шести магазинах), установленного на подвижной шкворневой установке в кабине стрелка-радиста, и бомбового вооружения. Бомбы (6х50кгили 24x10кг) размещались вертикально в фюзеляжном бомбоотсеке. Боевым дебютом "семидесятых" стала Испания. В составе Легиона "Кондор" на Пиренейский полуостров прибыла эскадрилья А/88, имевшая 12 Не-70F-1. Их главной задачей была воздушная разведка, хотя в конце 1936 года несколько машин, ведомых лейтенантом Хайнцем Рунце, отбомбилось по гидроэлектростанции в Северной Каталонии. К марту 1937-го к первой дюжине добавились следующие 13 Не-70F-1. Но несмотря на относительно "юный" возраст, в небе гражданской войны "семидесятый" уже не выглядел современным самолетом. Развитие истребителей тоже далеко шагнуло вперед, и уйти от советского И-16 у Не-70 шансов не было. Да и защитного вооружения из одного пулемета винтовочного калибра оказалось явно недостаточно. Поэтому приняли решение постепенно заменить в строевых частях Не-70 на более современные Do-17F-1. Первыми на двухмоторные "Дорнье" стали переучиваться авиационные соединения в Германии. Весной 1937-го экипажи трех эскадрилий, входящих в состав авиаразведгруппы Aufkl. GR (F)/ 122 в Пренцлау, перешли с Не-70 на Do-17F-1. Одна из них направилась в Испанию, чтобы заменить там быстро устаревшие "Хейнкели". К тому времени Не-70F-1 из эскадрильи А/88 вовсю участвовали в боевых вылетах на разведку и бомбардировку, особенно часто привлекаясь к заданиям во время боев у Бильбао летом 1937 года. Возвращать в Германию освободившиеся "семидесятые" не стали, и 12 разведчиков перелетели в Севилью, где их приняли испанские экипажи во главе с генералом Кейпо де Льяно. В сентябре 1937 года в Испанию прибыла следующая партия Do-17F-1, и оставшиеся Не-70 из группы А/88 также отошли к франкистам. Группа этих самолетов под командованием Карлоса Солера базировалась в Витории. В ноябре 1937 года две ее эскадрильи получили статус отдельных и вошли в состав 3-й смешанной эскадрильи 1-й воздушной бригады, базируясь в Эсктремадуре и Андалузии. В течение 1938 года немцы передали Франко еще несколько Не-70F-1, и общее их количество в ВВС Испании достигло 30. Из-за проблем с запчастями "Молнии" довольно часто простаивали, но тем не менее к боевым вылетам их привлекали при первой возможности. Они активно применялись, например, во время боев у Теруэля, в Арагоне и на реке Збро. Часть самолетов была сбита, другие просто списаны по причине сильной изношенности, так что после гражданской войны в строю осталось лишь 10 машин. К 1946 году в Испании еще имелось 6 летающих "Хейнкелей", а последний из них перестал подниматься в воздух в 1953 году. В Люфтваффе к концу 1937 года оставалось пять разведывательных групп, имевших смешанный парк самолетов из Не-70F и двухместных бипланов Не-45. К сентябрю 1938 года в строю еще числилось в качестве бомбардировщиков и разведчиков 73 боевых Не-70, но в последующие месяцы их довольно быстро сняли с вооружения и передали в летные школы и транспортные эскадрильи.
He-170
На "Хейнкеле" была проведена опытная установка выпускаемого в Будапеште лицензионного двигателя "Гном-Рон"-14К "Мистраль-Мажор" на Hе.70f-3, получивший фирменное обозначение Hе.170-V1 (D-OASA). Первоначально моторама двигателя крепилась к переднему шпангоуту, как и с ВМW-VI, но центровка потребовала все-таки удлинить переднюю часть фюзеляжа. Эта модификация получила обозначение Hе.170a-01 (D-OHEW). Двигатель был "Гном-Рон" 14К с трехлопастным винтом изменяемого шага "Гамильтон-Стандарт". Первый полет был совершен в начале 1937г. Из-за того, что работа по освоению лицензионного "Гном-Рои" 14К продвигалась на "Манфред Вейсс" крайне медленно, второй серийный Hе.170а был первоначально оснащен французским двигателем, полученным через Италию. Hе.170а-01 был первым из 18 самолетов, заказанных венгерским правительством. Поставки осуществлялись между сентябрем 1937г. и февралем 1938г. Из них сформировали 1-ю отдельную группу дальней разведки в составе двух эскадрилий по девять самолетов в каждой. Они базировались на аэродроме Матясфельде под Будапештом. В конце 1938г. их перевели на Кечкемет, откуда в марте 1939г. они совершали свои первые "боевые" вылеты, когда Венгрия поучаствовала в разделе Чехословакии. Летом 1940г. резко обострились отношения с Румынией, от которой Венгрия требовала возврата Трансильвании. Hе.170а совершили довольно много секретных разведывательных полетов, которые проводились на высоте 6000-8000 м, при этом успешно уклоняясь от перехвата румынскими истребителями. Это продолжалось до августа 1940г. - до возврата Венгрии северной части Трансильвании, что смягчило отношения между двумя странами. В начале ноября 1940г. группа была переведена под Будапешт, но холодная погода той зимой ненадолго вывела Hе.170а из строя, так как они не были приспособлены к эксплуатации в условиях низких температур. Так радиоантенны при первых же признаках оледенения обрывались. В апреле 1941г. Hе.170 приняли участие в балканской компании, совершая разведывательные полеты на небольшой высоте над районом Бакска, принадлежавшим Югославии. 26 июня 1941г. Hе.170а совершили свои первые боевые вылеты в войне против Советского Союза. Всего из Будаерса Hе.170а выполнили до 20 разведывательных полетов. После дозаправки на Унгваре, они вели разведку над районами Самбора, Гродно, Львова, Брод, Тернополя и Каменец-Подольска. За это время советскими истребителями был сбит только один Hе.170а. Еще один было потерян при вынужденной посадке после воспламенения в полете баков. Hесмотря на небольшие потери, Hе.170а был не особенно популярен среди экипажей. Самолет загорался очень легко, к тому же оборонительное вооружение было явно слабым с малыми углами обстрела. Обзор из самолета также был неудовлетворительным. Именно последнее обстоятельство заставило снять Hе.170а с вооружения боевых частей уже после совершения 30 боевых вылетов. Обозначение Hе.170 практически использовалось только на "Хейнкеле", венгры предпочитали называть его Hе.70.
* прим. - с дополнительным баком.
He-270
В 1937г "Хейнкель" предложила Техническому департаменту продлить службу Hе.70f, переоснастив их двигателями DB-600 или DВ-601 и новым оборудованием. Предполагалось, что с этими изменениями люфтваффе быстро и дешево получат разведчик на уровне самых последних требований. Проект модернизированного самолета получил обозначение Hе.270. Такое же предложение на модернизацию Hе.70с получила и "Люфтганза". По собственной инициативе "Хейнкель" переделала последний серийный планер Hе.70f под двигатель DВ-601Аа взлетной мощностью 1175 л.с. Одновременно была переделана задняя огневая установка и заделаны боковые окна, характерные для предыдущих моделей, был установлен синхронный пулемет МG-17. В консолях была предусмотрена установка дополнительных баков. Hе.270-V1 (D-OEHF) свой первый полет совершил весной 1938г. Начавшиеся весной 1938 года испытания обнадеживали, и конструкторы надеялись на благополучную судьбу самолета. Однако чиновники из министерства авиации более чем прохладно отнеслись к младшему брату знаменитого "Блитца". Во-первых, новейших двигателей DB 601 и так не хватало для других самолетостроительных программ, а уж тем более не хотелось ставить их на почти выработавшие свой ресурс фюзеляжи старых Не-70. А, во-вторых, на фирме Дорнье уже имелся современный разведчик Do-17Р-1, превосходящий "Хейнкель" по всем параметрам. Также никакого интереса не проявило к Не-270 и руководство "Люфтганзы". В начале 1938 года на пассажирских линиях оставалось лишь пять Не-70F, и авиакомпания не собиралась продлевать их летную жизнь. Естественно, что в такой ситуации дальнейший выпуск Не-270 не состоялся.
Источники
|