Данные |
Хш-126 с мотором Брамо 232 «Фафнир» |
Хш-126 с мотором BMW-132Dc |
Размах крыла, м |
14,50 |
Длина самолета, м |
10,85 |
Высота самолета, м |
4,30 |
Ширина колеи шасси, м |
2,65 |
Площадь крыла, м² |
31,6 |
Вес пустого самолета, кг |
2160 |
2050 |
Полетный вес, кг |
3220/32841 |
3150 |
Номинальная мощность мотора, л.с./на высоте, м |
780 / 4300 |
790 / 2900 |
Максимальная скорость у земли, км/час |
307 |
- |
Максимальная скорость, км/час / на высоте, м |
370 / 5000 |
355 / 3000 |
Крейсерская скорость, км/час / на высоте, м |
314 / 4000 |
300 / 3000 |
Максимальная скорость пикирования, км/час |
480 |
480 |
Скорость отрыва при разбеге, км/час |
97 |
- |
Посадочная скорость, км/час |
90 |
95 |
Время подъема, мин / на высоту, м |
11,7 / 6000 |
13,5 / 6000 |
Практический потолок, м |
8050 |
8900 |
Дальность полета на крейсерской скорости, км |
1000 |
950 |
Разбег, м |
294 |
- |
Пробег, м |
415 |
- |
1- в числителе для варианта разведчика, а в знаменателе - для варианта бомбардировщика
Подробно
|
Первый опытный образец Hs 126V-1 в отличие от своих серийных собратьев имел двухрядный перевернутый V-образный двигатель жидкостного охлаждения Jumo 210C.
|
|
Второй опытный образец Hs 126V-2 получил более подходящий для войскового разведчика звездообразный двигатель воздушного охлаждения BMW 323A-1.
|
|
Henshel 126 в полете
|
|
Henshel 126 в Испании, разведывательная эскадрилья 5.A/88 «Легиона Кондор».
|
|
Линейка Henshel 126 в Испании по окончании Гражданской войны.
|
«Хеншель» получился вполне удачным для своего времени образцом, обладавшим приемлемой для машин такого класса маневренностью, хорошей управляемостью и устойчивостью по всем осям и удовлетворительным обзором из кабины. Вооружение и оборудование Hs 126A-1 считалось вполне современным для второй половины 30-х годов. Немаловажным достоинством его были сравнительно короткие разбег на взлете и пробег при посадке, что позволяло использовать площадки с короткими ВПП. Планер машины обладал необходимым для интенсивной эксплуатации запасом прочности и, что являлось немаловажным условием для массового производства в целях быстрого наращивания численности Люфтваффе, был достаточно прост и высокотехнологичен. При его изготовлении широко применялись штампованные и прессованные детали.
Самолёт мог с успехом использоваться как тактический дневной и ночной ближний разведчик, корректировщик артиллерийского огня, легкий бомбардировщик и штурмовик, выполнять задачи связи и заброски диверсантов в ближние тылы противника. Подобная концепция универсальной машины взаимодействия с сухопутными войсками получила широкое распространение в ВВС многих стран перед началом Второй Мировой войны. Одним из её ярких представителей, к примеру, может служить английский самолет «Лизандер», во многом (начиная с конструктивной схемы и заканчивая выполняемыми функциями) сходный с Hs 126.
В июле 1938 года первые экземпляры нового самолета стали поступать в отряды ближней разведки Люфтваффе на замену устаревшим Не 45 и Не 46. Освоение Hs 126 летным составом протекало гладко и без серьёзных проблем — простая и очень надёжная машина оказалась вполне доступной даже вчерашним выпускникам лётных школ германских ВВС. На 20 сентября 1938 года в строевых частях имелось 42 разведчика «Хеншель» (из них 35 исправных).
Поздней осенью 1938 года состоялся боевой дебют «126-го». Шесть экземпляров модификации А-1 отправили в Испанию, где в то время шла кровопролитная Гражданская война. Они поступили в разведывательную эскадрилью 5.АУ88 «Легиона Кондор» для замены He 45 и приняли участие в завершающей фазе конфликта, с успехом действуя как разведчики и легкие бомбардировщики. На Пиренеях Hs 126 получили прозвище «Суперпава» (Superpava, что можно перевести как «супер-индюшка») и бортовые номера от 19-1 до 19-6, наносившиеся в соответствии с принятой в авиации националистов системой. Кроме того отряд этих машин получил полуофициальное обозначение «H-Kette», т.е. отряд армейских разведчиков.
В ходе эксплуатации Hs 126 заслужили в целом позитивные отзывы лётно-технического состава. Причём, если в начале своей «испанской командировки» их экипажи действовали исключительно в роли разведчиков, вылетая на задания в одиночку или под прикрытием звена «Фиатов CR.32», то к началу февраля 1939 года командование авиацией «Легиона Кондор» решило опробовать эти машины и в качестве лёгких ударных самолётов. На это офицеров Люфтваффе натолкнуло то обстоятельство, что на пикировании «Хеншель» был весьма устойчив, легкоуправляем и самое главное, благодаря неубиравшимся стойкам шасси, не сильно разгонялся. В результате, на левом борту фюзеляжа появился бомбодержатель, допускавший подвеску «фугасок» массой до 100 кг.
Одна из первых операций с участием модернизированных «следопытов» была предпринята 3 февраля, когда тройка самолётов этого типа в сумерках, выполнив регистрацию результатов налёта эскадрильи He 111, также сбросило бомбы на республиканский аэродром Банолас (Banolas). Однако уже через два дня (по другим источникам — 6 февраля) Hs 126 борт 19-1 был полностью разбит в результате вынужденной посадки из-за отказа мотора в 6 км к югу от Героны (Gerone). Столь заметное изменение профиля применения материальной части привело к несколько неожиданным результатам: менее чем через неделю — к исходу дня 12 февраля! — из пяти оставшихся самолётов этого типа в лётном состоянии был всего один!
Несмотря на, мягко говоря, не слишком обнадёживающие результаты начинания такого рода, с вводом в строй повреждённых «Хеншелей» подобные вылеты наряду с рутинными разведывательными рейдами и корректировкой артогня стали нормой для экипажей этих машин. Так, после обеда 17 марта два Hs 126 выполняли фотографирование республиканских объектов в районе Мадрида и Толедо, а 18 марта пять «супер-индюшек» были отправлены на подавление позиций зенитной артиллерии у шоссе Коллэдо — Мансанарес. В период с 19 по 22 марта Hs 126 наряду с Do 17 регулярно появлялись над республиканскими аэродромами, на которых в это время ещё было достаточно много современных истребителей. Однако к этому времени лидерам Испанской Республики стало очевидно, что продолжение дальнейшей борьбы приведёт только к напрасным жертвам, а потому между противоборствующими сторонами было подписано перемирие.
Пять разведчиков, благополучно пережившие войну, после окончания боевых действий немцы передали франкистам, которые включили эти машины в состав своих ВВС. Несколько лет «супер-индюшки» служили в 41-м отдельном разведывательном авиазвене (Patmlla Ejercito del Aire) в испанском Марокко, где их экипажам ещё не раз приходилось воевать с бунтовавшими племенами.
Михаил Быков
Источники
- "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
|