Me-262A-1
Турбореактивный истребитель Ме-262 был наиболее прогрессивным самолетом из всех боевых машин, выпускавшихся во время Второй мировой войны. Еще в 1943 году новый самолет Вилли Мессершмитта был готов для серийного производства, однако Гитлер утвердил запуск самолета в серию - но только, как скоростной бомбардировщик, хотя некоторые люди из конструкторской команды пытались доказывать, что Ме-262 важнее всего именно, как истребитель. Командующий истребительной авиацией, прославленный ас генерал Галланд считал, что именно Ме-262 позарез необходим для организации надежной ПВО. В конце концов летом 1944 года этот самолет все-таки начал поступать на вооружение истребительных частей "Люфтваффе", но время было упущено.
Су-9
Су-9. Одноместный фронтовой истребитель и легкий бомбардировщик - с двумя реактивными двигателями РД-10 по 900 кг тяги. Собранный по схеме, аналогичной немецкому Ме 262, с двумя советскими аналогами Jumo 004, Cу-9, тем не менее, не являлся копией Ме262. Выполненный полностью из металла, к концу войны проблемы немецкого авиапрома с алюминием вынуждали делать реактивный самолет смешанной конструкции, Су-9 обладал летными качествами практически аналогичными немецкому. В перспективе с установкой носового локатора и увеличением тяги двигателей планировалось использование его в качестве истребителя-перехватчика, однако это уже был другой самолет.
Крыло самолета не имело стреловидности, в немецком стреловидность была вызвана необходимостью смещения центровки самолета. На самолете впервые было установлено катапультируемое кресло, за основу взято катапультируемое кресло самолетов He 162, He 219.
Самолет был выпущен в 1946 году и 3 августа 1947 года показан на параде в Тушино. Серийно не строился.
|
Me-262A1 |
Су-9 |
Год выпуска |
1943 |
1946 |
Экипаж, чел |
1 |
1 |
Размеры |
Размах крыла, м |
12.51 |
12.2 |
Длина самолета, м |
10.6 |
10.55 |
Двигатель |
Тип |
Jumo-004B |
РД-10 |
Мощность, л.с. |
2х900 |
2х900 |
Массы и нагрузки, кг |
Пустого |
3800 |
4466 |
Максимальная взлетная |
7000 |
6380 |
Летные данные |
Максимальная скорость |
км/ч |
865 |
885 |
на высоте, м |
6000 |
8000 |
Дальность полета, км |
1050 |
1200 |
Вооружение |
Бомбовая нагрузка кг |
- |
500 |
пушки, число |
4 |
3 |
 |
Схема Me 262A-1a
|
 |
Схема Су-9
|
 |
Истребитель Су-9 во время Госиспытаний в НИИ ВВС
Su-9 fighter is under State tests at Research institute of AF
|
 |
Тот-же самолет, вид сзади 3/4
|
Конструкция самолета. Одноместный истребитель Су-9 представлял собой цельнометаллический двухдвигательный среднеплан со свободнонесущим трапециевидным крылом, однокилевым вертикальным оперением и трехколесным убираемым шасси с носовой опорой. Фюзеляж — неразъемный, овального сечения конструкции полумонокока с гладкой обшивкой. Его каркас состоял из 33 шпангоутов, связанных четырьмя лонжеронами и стрингерами. В носовой части под легкосъемными панелями располагался отсек вооружения, где размещались три пушки и фотокинопулемет. Под ним находилась ниша передней опоры шасси. Далее располагался передний 1300-литровый топливный бак. В средней части фюзеляжа находилась кабина летчика, закрытая каплевидным фонарем со сдвижной задней частью. Для защиты летчика предусматривалось бронирование: спереди — бронеплита толщиной 15 мм (перед баком) и 90-мм бронестекло; сзади — 12-мм бронеспинка и плита под сиденьем, а также 6-мм заголовник. За кабиной находился отсек заднего топливного бака объемом 1066 л, а под ним — ниши основных опор шасси. В хвостовой части фюзеляжа размещалось радио- и электрооборудование, а также парашютная тормозная система.
Крыло — однолонжеронное с двумя дополнительными продольными стенками состояло из двух консолей, каждая из которых крепилась к фюзеляжу с помощью четырех стыковочных узлов. Для передачи крутящего момента обшивка крыла по контуру корневой нервюры крепилась болтами к приклепанному к фюзеляжу силовому угольнику, снабженному анкерными гайками. Профиль корневой части крыла — ЦАГИ 12145, концевой - ЦАГИ 1С10-12. Установочный угол крыла — +1°, поперечное «V» — +4°20'. Элероны — однолонжеронные, отклонялись на ±17° 30'. В корневой части левого элерона располагался триммер. Закрылки размещались между фюзеляжем и мотогондолами и отклонялись вниз на угол до 50°. Тормозные щитки находились между мотогондолами и элеронами, состояли из верхней и нижней половин и могли открываться как синхронно — вверх-вниз на угол до 57°5', так и только вниз (нижняя половина), одновременно с выпуском закрылков.
Хвостовое оперение включало двухлонжеронный киль с рулем направления и переставной трехлонжеронный стабилизатор с рулем высоты. С помощью специального механизма угол установки стабилизатора можно было изменять от +3° до -6° 30'. Руль высоты отклонялся на углы от +30° до -25°, а направления — на ±30°. Рули оснащались триммерами.
Передняя опора шасси оснащалась спаренными колесами и убиралась в фюзеляж по потоку. Основные опоры крепились на консолях крыла. Во время уборки колеса поворачивались на 90° относительно стоек и прятались в фюзеляжную нишу. Все колеса — тормозные. Размер пневматиков основных опор — 750x260 мм, носовой — 500x150 мм.
Силовая установка включала два ТРД РД-10 (с возможностью замены на Jumo 004), которые подвешивались под консолями на трех узлах. Топливом служил керосин.
Вооружение самолета включало одну 37-мм пушку НС-37 и две 23-мм пушки НС-23. Предусматривалась установка батареи из четырех пушек НС-23. При необходимости НС-37 можно было заменить на 45-мм пушку Н-45. Для ведения стрельбы в кабине имелся коллиматорный прицел ПБП-1, а для ее контроля в носу располагался кинофотопулемет ПАУ-22. Снизу носовой части размещался легкосъемный бомбодержатель, позволявший подвешивать две бомбы ФАБ-250 или одну ФАБ-500. Правда, чтобы взлетная масса самолета осталась в пределах нормы, при использовании бомб требовалось демонтировать пушку НС-37.
Самолет оснащался полным комплектом приборного, радио-, кислородного и фотооборудования в соответствии с ОТТ ВВС от 1946 г. для истребителей такого класса.
Источники
- "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
- "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
- "Реактивные "сушки" - первая проба. Николай Гордюков" /Авиация и время. 2006 №1/
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
|