Авиация Второй мировой
На главную     Поиск на сайте
Самолёты Юнкерс Юнкерс в СССР Ju 52 Ju 252 Ju 86 Ju 86P Ju 86R Ju 87A Ju 87B1 Ju 87B2 Ju 87D Ju 87G Ju 87R Ju 88A Ju 88C Ju 88D Ju 88G Ju 88P Ju 88 Mistel Ju 88 в UK Ju 188 Ju 287 Ju 290 Ju 388 Ju 390 Фото и схемы Боевое применение Ju 52 Ju 87 Ju 87 на Востоке Ju 88 Ju 88 Mistel Люфтваффе

Ju-88C

Тяжелый истребитель

Junkers

Ju-88C6

Самым многочисленным тяжелым истребителем, созданным на базе Ju 88, был самолет Ju 88C.

Основным тяжелым истребителем Люфтваффе был самолет Мессершмитт Bf 110. Опыт польской и французской кампаний показал, что самолет Bf 110 не обладает достаточным радиусом действия. Юнкерс предложил начать выпуск тяжелых истребителей, созданных на базе самолета Ju 88 и оснащенных наступательным вооружением, которое размещалось бы в носовой части фюзеляжа. RLM согласился с постройкой серии прототипов, обозначенных как Ju 88Z (буква Z - это сокращение слова Zerstoerer) в рамках развития конструкции Ju 88.

Первым был переделан в истребитель самолет Ju 88V7 (D-ARNC, GU-AE), который получил вооружение, состоявшее из неподвижно закрепленных в правой части носа трех пулеметов MG 17 и пушки MG FF. Стрельба велась через отверстия в остеклении лобовой части кабины. В корпусе проделали три вентиляционных отверстия, предназначенных для отвода пороховых газов. Бомбодержатели и прицел были сняты, отверстие для прицела заделано, а носовой части стрелковой гондолы придали полный профиль. Облегчение конструкции несущих плоскостей позволило увеличить скорость самолета по сравнению с Ju 88A-1 на 25 км/ч.

В начале 1940 года облетали два следующих прототипа: Ju 88V15 (Ju 88Z-15, DD+IA) и Ju 88V19 (Ju 88Z-19). У обоих самолетов вместо «глаза жука» был обычный цельнометаллический нос. Металлический щиток также закрывал и переднюю часть подфюзеляжной гондолы. Внизу находился эжектор стреляных гильз. В июне 1940 года Ju 88V19 (Ju 88Z-19) оснастили дополнительной пушкой MG 151/15 калибра 15 мм. Самолеты Ju 88V15 и Ju 88V19 кроме того были вооружены пулеметами MG 15, установленными в нижней и задней установках. Один MG 15 разместили в лобовом окне кабины пилота. Для наведения на цель пулеметов, установленных в корпусе использовали зеркальный прицел Revi

Junkers 88C-1. Версия С-1 так и осталась нереализованным проектом тяжелого истребителя, созданного на базе Ju 88A-1 путем простой переделки. Поэтому на самолетах Ju 88C-1, как и на Ju 88V7 должен был сохраниться «глаз жука». На самолеты этой модификации планировали ставить моторы Jumo 211 или радиальные BMW 80IMA. Двигатели Jumo устанавливали и на следующую модификацию тяжелого истребителя - Ju 88C-2.

Junkers 88C-2. Самолеты Ju 88C-2 были первыми истребителями на базе Ju 88, которых использовали в бою. Как и прототипы Ju 88V15 и VI9 машины Ju 88C-2 вместо «глаза жука» получили цельнометаллическую носовую часть. На некоторых машинах по бокам корпуса ниже кабины пилота делали небольшие оконца. От носовой части кабину пилота отделял 11-мм бронещиток, который защищал экипаж и обеспечивал крепление пушек и пулеметов. В носовой части самолета размещали три пулемета MG 17 калибра 7.92 мм и пушку MG FF калибра 20 мм или MG 151/15 калибра 15 мм. Вооружение было закреплено неподвижно под углом -5 гр к горизонту. Боезапас к пулеметам составлял 800 выстрелов на ствол, к MG FF - 90 выстрелов, а к MG 151/15 - 350 выстрелов. На самолеты С-2 ставили двигатели Jumo 211B или 211G. В полевых условиях систему выхлопа двигателей часто оборудовали пламегасителями. Ju 88C-2 мог брать в передний бомбоотсек до 500 кг бомб, а в заднем бомбоотсеке разместили дополнительный топливный бак емкостью 1600 литров.

Тяжелые истребителями Ju 88C-2 в мае 1940 года поступили в дивизион истребителей KG 30.

Junkers 88C-3. Это обозначение закрепили за самолетом, который был полностью похож на Ju 88С-1, за исключением двигателей. На самолетах этого типа планировали использовать моторы BMW 80IMA мощностью 1176 кВт/1600 л.с. Данный проект так и остался на бумаге (однако некоторые источники утверждают что было построено 25 машин этой модификации).

Junkers 88C-4. Тяжелый истребитель Ju 88C-4 был создан на базе бомбардировщика Ju 88A-5. С Ju 88C-4 сняли аэродинамические тормоза и бомбодержатели ETC, заделали окна в бортах фюзеляжа и установили плексигласовый обтекатель на антенну радиолокатора FuBl 2, расположенную под фюзеляжем. Часть Ju 88C-4 оснастили двигателями Юнкерс Jumo 21 IF мощностью 1029 кВт/ 1400 л.с. Вооружение ничем не отличалось от примененного на Ju 88C-2, только часть Ju 88C-4 поздних выпусков получила модернизированную пушку MG FFM калибра 20 мм. Пулемет MG 15, закрепленный в лобовом окне кабины, был снят. В подфюзеляжной гондоле вместо MG 15 можно было устанавливать пушки MG FFM. В задней установке размещался один MG 15, а в полевых условиях его часто заменяли на спарку MG 15 или MG 811. Первое время задняя установка была незащищена, но с середины 1942 года стали применять бронелисты и бронестекла. В 1941 году построили 66 самолетов Ju 88C-4. Некоторые немецкие источники утверждают, что Ju 88C-4 также использовали в качестве дальнего истребителя-разведчика (Zerstoerer-Fernraufklaerer), устанавливая на него две фотокамеры типа Robot Rb 50/30 или RB 20/30. Вполне вероятно, что испытывающие хронический дефицит разведчикдв Ju 88D разведывательные части получили переоборудованные истребители Ju 88C-4.

Junkers 88C-6. В начале 1942 года к серийному выпуску был принят самолет Ju 88C-6, созданный на базе бомбардировщика Ju 88A-4. Как и на А-4 на Ju 88G-6 устанавливали двигатели Jumo 211J-1 или 211J-2. Воздушными тормозами самолеты не комплектовали, хотя в полевых условиях на некоторые самолеты воздушные тормоза устанавливали. Схема вооружения Ju 88C-6 в принципе не отличалась от таковой на Ju 88C-4. В носовой части самолета неподвижно укрепляли три пулемета и пушку. В нижней установке на лафете Bola 39 или 81Z находился пулемет MG 15, 81Z или MG 131. Как и у Ju.88C-2 и С-4, самолет Ju 88C-6 мог брать 500 кг бомб на внутреннюю или внешнюю подвеску или нести дополнительные топливные баки объемом 1600 и 650 литров. Кабина пилота и задняя установка были защищены броней. Антенну FuBl 2, закрытую плексигласовым обтекателем, передвинули несколько вперед. На некоторых самолетах этой модификации не было подфюзеляжной гондолы.

Не совсем ясно использование в некоторых работах обозначений Ju 88C-6a, Ju 88С-6b и Ju 88C-6c (использование этих обозначений не находит подтверждения в официальных документах. Вероятно, здесь идет речь о, так называемых, полевых модификациях). По видимому, под ними скрываются следующие специализированные модели:

- Ju 88C-6a - дневной истребитель, вооруженный тремя MG 17, тремя MG FF и MG 15 - использовался в 1942 году;

- Ju 88C-6b - ночной истребитель, оснащенный радаром FuG 212 Lichtenstein С1;

- Ju 88C-6c - ночной истребитель, вооруженный как и Ju 88C-6b и оснащенный радаром FuG 220 Lichtenstein SN-2 дальностью 300-4000 метров, а также другим оборудованием, в том числе FuG 227 Flensburg.

Ju 88C-6 оснащался стандартным комплектом радиооборудования состоящего из FuG 101, FuG25, FuBl 2.

Самолеты Ju 88C-6 использовали прежде всего в качестве ночных истребителей. Первое время на самолетах использовали радар FuG 202 Lichtenstein ВС, затем появился FuG 212 Lichtenstein C-l, а в конце 1942 года самолеты стали оснащать радаром FuG 220 Lichtenstein SN-2. Некоторые самолеты, кроме того, были оборудованы предупреждающим радаром, размещенным в хвостовой части машины. На машины, выпущенные в конце войны, для защиты задней полусферы, устанавливали один MG 131 в задней установке. У ночных истребителей на выхлопные трубы устанавливали пламегасители.

Радар FuG 202 работал на частоте 490 МГц и имел радиус действия до 5 км. Радар FuG 212 при рабочей частоте 91 МГц имел радиус действия 6 км.

Антенны радаров FuG 202, 212 и 220 устанавливали в носовой части корпуса. Антенны радара FuG 227 Flensburg находились в крыльях. Радар FuG 227 предназначался для обнаружения английских авиационных радаров Monica на расстоянии до 65 км.

Любопытной схемой вооружения, примененной на самолетах Ju 88C-6 была установка почти вертикально двух пушек Рейн-металл-Борзиг MG FF или, чаще, Маузер MG 151/20 с боезапасом 500 выстрелов на ствол. Пушки устанавливались под углом 70°-80° к горизонту и позволяли атаковать самолеты противника снизу (по немецки эта установка называлась Schraege Musik (джаз). Одновременно здесь присутствует игра слов, по-немецки «schraege» означает «расположенный наискосок»). Эти пушки находились в бомбовом отсеке. Чтобы огню пушек ничего не мешало, антенну радиостанции FuG 10ZY передвинули влево от продольной оси симметрии фюзеляжа. На некоторые самолеты ставили не две, а только одну пушку.

Junkers 88C-7. В разных источниках, посвященных данному вопросу, встречаются разногласия относительно того, какой самолет носил обозначение Ju 88C-7. Чаще всего говорят, что Ju 88C-7 представлял собой С-6, с которого было снято радиолокационное оборудование, поскольку данную версию использовали в качестве дневного истребителя. Сообщается, что Ju 88C-7 - был самолетом с улучшенной аэродинамикой. Наконец, выдвигалось предположение, что Ju 88C-7 был оснащен, как и Ju 88C-5, подфюзеляжной гондолой, в которой располагались две, пушки MG FF калибра 20 мм и пулеметы MG 17.

Было выпущено всего несколько самолетов этой модификации. Известен самолет K9+VH, поднявшийся в воздух в июне 1942 года. На этом самолете стояли радиальные моторы BMW 801B c турбонаддувом GM 1.

Как и в случае с Ju 88C-6, машины типа Ju 88C-7 подразделяют на три класса: С-7а - с двигателями Jumo 221J-1, несущий 500 кг бомб. С-7b - с теми же двигателями, но с бомбонагрузкой 1500 кг и С-7с с радиальными двигателями BMW 801 MA.

Характеристики Ju-88
Ju 88C-4 Ju 88C-6 Ju 88D-1 Ju 88D-5
Экипаж, чел. 3 3 4 4
Геометрия
Длина самолета, м 14,96 14,96 14,36 14,45
Высота, м 5,07 5,07 5,07 5,07
Размах крыла, м 20.08 20.08 20.08 20.08
Площадь крыла, м² 54.7 54.7 54.7 54.7
Массы, кг
Взлетный вес норм 8000 9069 8480 -
Взлетный вес макс - 12105 - 11300
Силовая установка
Мотор 2x Jumo 211F 2x Jumo 211J 2x Jumo 211B 2x Jumo 211J
Мощность, kW/л.с. у земли 1045/1420 1038/1410 865/1175 1038/1410
нормальная   780/1060 - 780/1060
на высоте, м   5200 - 5200
Лётные данные
Максимальная скорость км/ч 495 494 475 480
на высоте, м - 5300 - -
Практический потолок, м 9600 9900 8600 8700
Радиус действия, км 3050 1038 2950 3100
Вооружение
Число пулеметов 1xМG 15
1xMG 1xMG FF
3xMG 17
1xМG 81Z
3xMG17
3xMG 151/20
3xМG 15 2x МG 17
Радиолокатор FuG 16, FuG 25 FuG 16, FuG 25 FuG 16, FuG 25 FuG 16, FuG 25, FuG 200

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Боевые самолеты Люфтваффе" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Бомбардировшик Junkers Ju 88" /Д.А. Тарас/
  • Война в воздухе № 2 Junkers 88
Вооружение Арадо Дорнье Блом и Фосс Физелер Флеттнер Фокке-Вульф Хейнкель Хеншель Юнкерс Мессершмитт Боевое применение Люди и самолеты Фото и схемы

©AirPages
2003-