Авиация Второй мировой

Home English

KL 105

Klemm KL 105
  • Учебно-тренировочный самолет
  • Первый полет: 1938
  • Klemm

Первый прототип самолёта Klemm KL-105 был испытан в 1938 году. Первоначально машина предназначалась для использования в качестве спортивной и туристической, однако в связи с наступлением войны от крупносерийного производства KL-105 отказались, ограничившись выпуском небольшой партии предсерийных самолётов. Часть самолётов комплектовалась моторами Zundapp Z9-092, но некоторые образца имели моторы Hirth HM-515. Три KL-105 попали на службу в Luftwaffe и использовались как тренировочные и курьерские на начальном этапе войны.

Характеристики KL 105
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 10,92
Площадь крыла, м² 15,10
Высота самолета, м 2,00
Длина самолета, м 7,35
Силовая установка
1 × ПД Zundapp Z 9-092, мощностью л.с. 1 × 50
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 340
Нормальная взлетная 560
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 150
Крейсерская скорость, км/ч 135
Скороподъемность, м/мин 108
Практический потолок, м 7100
Практическая дальность, км 500
Фото Описание
Схема Klemm KL 105

Схема KL 105

KL 106

Klemm KL 106
  • Учебно-тренировочный самолет
  • Первый полет: 1937
  • Klemm

В 1937 году на фирме Leichtflugzeugbau Klemm разработали вариант самолета Kl-35D, получивший обозначение KL-106. Разработка самолета была осуществленная по заказу американской компании Davis & Co., планировавшей наладить выпуск его в США.

Первый прототип KL-106 V1 (D-EBCQ, Werk-Nummer 1240) был оснащен двигателем Hirth HM 60 мощностью 65 л.с. Испытания показали что конструкция оказалась перетяжеленна. Во втором прототипе KL-106 V2 (Werk-Nummer 1241) цельнометаллические части корпуса и крыльев были замены на конструкцию из металлических труб и деревянной обшивки.

Последним самолетом с HM 60 стал третий прототип (D-EBCQ). До июня 1939 года были изготовлены еще 7 экземпляров самолета (V4 D-EPQG, V5 D-ECAH, V6 D-EQMR, V7 D-EDFK, V8 D-ERQS, V9 D-EECD и V10 D-ESHR) уж с двигателем Hirth HM 504 A мощностью 105 л.с. (77 кВт.). Эти машины стали самолетами серии KL-106A-0.

В связи с началом Второй мировой ни одного экземпляра не было поставлено заказчику, а все KL-106 были распределены между членами Nationalsozialistischen Fliegerkorps, часть из них применялась Люфтваффе в качестве учебно-тренировочных.

Характеристики KL 106 A-0
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 11,20
Площадь крыла, м² 14,50
Высота самолета, м 2,17
Длина самолета, м 8,10
Силовая установка
1 × ПД Hirth HM 504 A, мощностью л.с. 1 × 105
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 495
Максимальная взлетная 780
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 192
Крейсерская скорость, км/ч 180
Скороподъемность, м/мин 196
Практический потолок, м 4700
Практическая дальность, км 780
Фото Описание
Схема Klemm Kl 106

Схема Kl 106 A-0

KL 107

Klemm KL 107 V-5
  • Учебно-тренировочный самолет
  • Первый полет: 1939
  • Klemm

Разработка самолёта Klemm KL-107 началась немецкими авиастроителями ещё в 1936 году, при этом, основной целью, поставленной перед инженерами компании Klemm являлась необходимость создания многоцелевого самолета, пригодного как для частной эксплуатации, так и для обучения будущих пилотов, в том числе и военных лётчиков.

Разработанный на основе KL-105 модифицированный вариант KL-107 также не нашел поддержки со стороны военных. Первый полёт прототипа состоялся в 1940 году, при этом, из-за фактического начала Второй Мировой войны, выпуск летательных аппаратов этой модели был весьма ограниченным – за 40-е года удалось построить лишь 7 машин.

Однако после окончания войны фирма Bolkow возродила проект, перекупив у Klemm лицензию на его выпуск под новым обозначением Во.107. Самолёт поступил в производство в 1959 году и выпускался до 1966 г. включительно в вариантах - KL-107B – основная производственная версия летательного аппарата, оснащаемая двигателем Lycoming O-320-A1A мощностью в 160 л.с., KL-107C – модернизированный трёхместный вариант самолёта и KL-107D – четырёхместная версия.

Самолёт Klemm KL 107 обладает хорошими аэродинамическими формами и способен осуществлять полёт на достаточно больших скоростях, чем главным образом способствует также и мощная силовая установка, представленная авиадвигателем Hirth HM 60R мощностью в 82 л.с., что весьма немного. Максимальная скорость полёта этого воздушного судна составляет 190 км\ч., в то время как дальность полёта ограничена небольшой дистанцией, составляющей всего 670 километров, что далеко не всегда является практичным и эффективным.

Кабина летательного аппарата обладает достаточно большим количеством свободного пространства, что делает авиаперелёты весьма комфортными и для пассажира и для пилота. Перевозка грузов на борту самолёта не является возможной, так как в первую очередь имеется жёсткое ограничение по массе – полезная нагрузка, принимаемая на борт воздушного судна, составляет всего лишь 150 килограмм, а кроме того, ввиду компактности кабины, размещение здесь каких-либо грузов также невозможно. Тем не самолёт этой модели вплоть до 80-х годов прошлого века весьма часто использовался в качестве тренировочного воздушного судна, однако позднее, самолёт использовался исключительно частными владельцами для своих собственных целей.

Характеристики KL 107
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 10,80
Площадь крыла, м² 14,60
Высота самолета, м 2,15
Длина самолета, м 8,10
Силовая установка
1 × ПД Hirt HM 500, мощностью л.с. 1 × 100
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 480
Максимальная взлетная 860
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 190
Крейсерская скорость, км/ч 180
Скороподъемность, м/мин 176
Практический потолок, м 4200
Практическая дальность, км 670
Фото Описание
Схема Klemm KL 107

Схема KL 107

KL 151

Klemm KL 151 V-1
  • Многоцелевой вспомогательный самолет
  • Первый полет: 1942
  • Klemm

В 1940 году Имперское министерство авиации Германии (Reichsluftfahrtministerium – RLM) обратилось на фирму Leichtflugzeugbau Klemm с просьбой разработать самолет способный заменить устаревшие Bf.108. Основным требованием стало экономия алюминия при постройке самолета. Для ускорения работ, конструкторами фирмы, за основу был взят фюзеляж и крылья от учебно-тренировочного KL-107.

В результате первый прототип самолета KL-151 V1 (TB+QK) поднялся в воздух 10 сентября 1942 года. Это был четырехместный деревянный низкоплан, оснащенный восьмицилиндровым V-образным двигателем Argus As 10 P мощностью 177 кВт (240 л.с.).

Только 19 февраля 1943 года самолет поступил в распоряжение DVL (Deutsche Versuchsanstalt für Luftfahrt). Уже в ходе испытаний требования к самолету пополнились, теперь большое внимание уделялось увеличению надежности убираемого шасси. KL-151 V-1 вернули на завод, где самолет использовался как личный транспорт Ганса Клемма. В июле 1944 года прототип был уничтожен в результате бомбардировки союзников.

Доработку варианта V2 передали на чешских завод Zlin, где конструкторы справились с проблемой увеличения надежности шасси. Но до конца войны не удалось полностью завершить ни одного экземпляра самолета. На бумаге остался вариант KL-105B-1 с двенадцатицилиндровым двигателем Argus As 410 мощностью 350 л.с. (261 кВт).

После окончания войны Клемм планировал возродить проект, но в итоге сделал свой выбор в пользу KL-107.

Характеристики KL 107
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 12,40
Площадь крыла, м² 20,80
Длина самолета, м 9,17
Силовая установка
1 × ПД Argus As 10 P, мощностью л.с. 1 × 240
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 800
Максимальная взлетная 1500
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 238
Крейсерская скорость, км/ч 215
Практический потолок, м 5800
Практическая дальность, км 1200
Фото Описание
Схема Klemm KL 151 V1

Схема KL 151 V1

Источники

  • Die deutsche Luftrüstung 1933–1945 /Bernard & Graefe Verlag. Heinz J. Nowarra./
  • Klemm KL 106 /Luftarchiv.de/
  • Historische Deutsche Flugzeuge bis 1945. Klemm KL 106 /Classic Scale./