Авиация Второй мировой

Home English

Ме-210

Me-210 V13
  • Тяжелый истребитель
  • Мессершмитт

В конструкции самолета попытались объединить намерение добиться господства в воздухе с желанием концерна Messerschmitt добиться положения ведущего поставщика самолетов для люфтваффе. Лишь благодаря влиянию в OKL (Oberkommando der Luftwaffe) и ТА (Technisches Amt) концерну удавалось долгое время выпускать довольно сырой дальний истребитель.

Необходимость в самолетах класса Ме-210 появилась из-за того, что со временем авиация союзников получила очень неплохие американские самолеты. Немецкое командование недооценивало и пренебрегало потенциалом американской авиационной промышленности. Рядовые немецкие конструкторы и инженеры, разумеется, понимали возможности американцев, но их мнение на верхнем уровне в расчет не принимали.

По воспоминаниям многих высших офицеров люфтваффе, идея создать многоцелевой самолет (Mehrzweckflugzeug) принадлежала самому Герингу, который хотел сформировать элитарные эскадрильи тяжелых истребителей (Zerstoerer). Однако к этим воспоминаниям следует относиться критически, поскольку есть вероятность того, что на Геринга списывают провалившуюся концепцию.

В октябре 1938 года Гитлер утвердил новую программу развития военной техники, в которой значительное место отводилось авиации. Предполагалось сформировать 16 авиационных полков, оснащенных истребителями Bf-110 и Ме-210. С этой целью в сентябре 1938 года люфтваффе заказало 1000 самолетов Ме-210. Программу развития люфтваффе утвердили в виде плана промышленного выпуска, подписанного 9 ноября 1938 года. План предусматривал поставку до апреля 1942 года 3320 самолетов Bf-110 и Ме-210.

Однако организация серийного выпуска Ме-210 шла медленно, хотя сам самолет считался многообещающим. Последующие планы производства (№10 от 24 января 1939 года и №11 от 1 апреля 1939 года) предусматривали продолжение работ над самолетом и их скорое завершение.

Пока шли попытки наладить серийный выпуск Ме-210, самолет непрерывно приспосабливали для установки на нем самых мощных из имевшихся двигателей. Однако новых двигателей постоянно не хватало. Например, вместо предусмотренного мотора DB603G приходилось ставить DB601, которых также выпускалось недостаточное количество. Форсированные Jumo 213E, представлявшие собой модификацию Jumo 213А, также отсутствовали. А моторы BMW 801TJ, вообще, существовали только в виде прототипов. Все это вызывало дополнительные проблемы и удлиняло сроки работ.

После войны ведущий летчик-испытатель фирмы Messerschmitt Фриц Вендель говорил, что Ме-410, как и Не-177 стал несчастьем авиационной промышленности III Рейха. Поглотив огромное количество сил и средств, этот самолет так и не оправдал тех надежд, какие на него возлагались. В результате провала программы Ме-210 выиграл только Bf-110. Первоначально планировалось прекратить его выпуск еще в 1941 году, но в результате самолет продержался на конвейере до марта 1945 года!

Me 210V-1

Первый прототип Me-210V1 (V - Versuchsmuster - опытный образец) W.Nr.0001 D+AABF поднялся в воздух 5 сентября 1939 года. Пилотировал самолет инженер Германн Вюрстер. Самолет был оснащен двигателями DB601А-1 мощностью 1100 л.с. и имел массу 5300 кг. Самолет не имел вооружения и был оснащен разнесенным хвостовым оперением. В ходе пробного полета выяснилось, что самолет неустойчив как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Самолет вернули на завод, где оснастили хвостовым оперением увеличенной площади. Также увеличили площадь рулей. Переделанный таким образом самолет поднялся в воздух 23 сентября. Одновременно проводились сравнительные испытания со вторым прототипом V2 (W.Nr.0002, WL+ABEO), имевшим обычное хвостовое оперение. Позднее прототип V2 также получил новое хвостовое оперение. Летные испытания обоих прототипов продолжались до зимы 1939/40 года. Они показали, что поправить летные характеристики самолета так и не удалось.

Конструкцию самолета продолжали совершенствовать, однако при этом «забывали» устранить уже известные недостатки. Так, самолеты получили автоматические предкрылки на передней кромке крыла. Изменилась конструкция хвостовой части фюзеляжа, при этом длина фюзеляжа увеличилась на 647 мм. Первым новый фюзеляж появился на Ме-210А-0 (W.Nr.101 NE+BH), поднявшемся в воздух 3 октября 1941 года (после переделки самолет получил обозначение V17). Сравнительные испытания с прототипом V16 показали, что исправить недостатки не удалось.

Me 210A-0

Характеристики Ме-210A-1
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 16,35
Площадь крыла, м² 36,25
Длина самолета, м 12.15
Высота самолета, м 4.3
Силовая установка
2 × ПД 12-ти цилиндровых Daimler-Benz DB 601F 2 × 1350 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого 7080
Максимальная взлетная 9715
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 460
Максимальная скорость на высоте, км/ч 560
Практический потолок, м 8900
Практическая дальность, км 1800

Вооружение. Две 20-мм пушки MG 151 с 350 снарядами на ствол и два 7,9-мм пулемета MG 17 с 1000 патронами на ствол вперед и два 13-мм пулемета MG 131 в дистанционно-управляемых установках FDL 131 с 450 патронами на ствол

Дальнейшие испытания показали, что удлинение фюзеляжа и использование предкрылков позволили улучшить летные качества самолета, поэтому серийный выпуск Ме-210 возобновился, одновременно началась переделка всех уже построенных самолетов. В 1942 году было выпущено 95 самолетов, в 1943 году - 85, а в 1944 году - 74. Однако многие из этих самолетов так и не попали в части, а были переделаны в Ме-410. Последними модификациями самолета Ме-210 стали В-0 и В-1 - скоростные разведывательные самолеты. От истребителей они отличались отсутствием пары MG 17. В бомбоотсеке самолетов были смонтированы две камеры Rb разных типов. Самолеты получили два подвесных топливных бака, позволивших увеличить запас бензина на 2x900 литров. В варианте В-0 было выпущено только два самолета, переделанных из машин А-1. В варианте В-1 также выпустили две машины. Существовало еще несколько модификаций, оставшихся на стадии проектных работ:

Me 210Ca-1

Ме-210С-1, С-2, С-3 и D-1, оснащенные двигателями DB605B и устройством MW-50 для впрыска метанола. Это были варианты самолетов А-1, А-2 и В-1.

Ме-210D-1 и Da-1, разведчики, оснащенные двигателями DB605 и вооруженные MG 151 и 2xMG 131. Самолеты оснащались следующим фотооборудованием: 1xRb 20 или Rb 50, либо 2xRb 75 или Rb 50. Работ над этой модификацией не проводили.

Ме-210Е-1, F-1 и F-2, оснащенные двигателями DB603. Это были штурмовики, известные также как Ме-210S-1. Самолеты этого типа во многом походили на А-1, но имели бронированную кабину, бомбоотсек, двигатели и маслорадиатор. Существовал также вариант S-2, оснащенный двигателями DB605. Семь Ме-210А-1 переоборудовали в двухместные учебные самолеты. Переделку проводила гамбургская фирма Blohm & Voss. Подобным образом переделали один «венгерский» Ме-210Са-1 (W.Nr.0316009).

Машину Ме-210А-1 (W.Nr.2319) на фирме DLH Staaken переделали в морской разведывательный самолет. Облетали этот экземпляр 7 мая 1943 года. Всего было построено около 550 самолетов Ме-210. Точное число трудно определить, поскольку отдельные самолеты и разные серии учитывались по-разному.

Фактически, новые истребители уже не были прежними Ме-210. Поскольку обозначение Ме-210 уже пользовалось печальной репутацией, новый самолет обозначили как Ме-410. Все дальнейшие испытания самолетов Ме-210 имели целью совершенствовать конструкцию Ме-410.

Схема Me 210 A-1 Схема Me 210 A-1

Источники

  • "Мессершмитт Ме 210/410 тяжелый истребитель люфтваффе" /Составитель Е.В.Егерс, перевод Д.Г.Терещенко/
  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Боевые самолеты Третьего Рейха" / У. Грин /
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/