Бронирование самолета
Бронированнное сиденье пилота толщиной 10 мм защищает его от атак из задней полусферы:
- в вертикальной плоскости сверху до + 15°
- в вертикальной плоскости снизу до - 30°
- в горизонтальной плоскости снизу до ± 20°
Бронезащита штурмана обеспечивается только в положении его лежа на бронированном полу толщиной 5 мм, состоящем из нескольких плит. Эти плиты защищают его от поражения ружейно-пулеметным огнем и осколками снарядов зенитной артиллерии снизу.
Фиг. 52. Схема бронирования самолета Хейнкель-111 Н-11.
Пози- ция |
Деталь |
Толщина мм |
Площадь мм² |
Вес кг |
1 |
Бронеспинка пилота |
10 |
0,50 |
39,2 |
2 |
Сиденье к ней |
5,0 |
0,23 |
9,1 |
3 |
Пол штурмана |
5,0 |
0,20 |
9,0 |
4 |
Бронестекло |
50,0 |
0,20 |
- |
5 |
Вертикальная плита |
8,0 |
1,33 |
77,5 |
6 |
Пол стрелка |
6,0 |
1,25 |
58,8 |
7 |
Наклонная плита |
8,0 |
0,10 |
7,0 |
8 |
Плита за маслорадиатором |
8,0 |
0,10 |
7,0 |
9 |
Плита за маслорадиатором |
5,0 |
0,40 |
15,4 |
10 |
Плита за водорадиатором |
5,0 |
0,40 |
15,6 |
Поперечная бронеплита и прозрачная броня стрелка-радиста обеспечивают ему защиту от атак с боков под углами 20°, снизу до -15° и сверху до +15°.
Голова стрелка-радиста защищена пулестойким стеклом, вмонтированным в каркас колпака, а ноги — нижней дополнительной плитой. Наиболее хорошо защищен от атак из задней полусферы гондольный стрелок. Наклонная плита и бронированная часть гондолы, обеспечивают ему защиту в конусе до 60° от продольной оси самолета. Кроме того, частичную броневую защиту от атак сзади имеют на самолете масляные и жидкостные радиаторы моторов.
Общий вес брони на самолете Хейнкель-111 Н-11 составляет 270 кг.
Осуществленная на самолете Хейнкель-111 Н-11 схема бронирования не дает полной угловой защиты экипажа, так как рассчитана на защиту от атак только из задней полусферы. Экипаж остается совершенно незащищенным от атак из всей верхней половины передней шлусферы и, кроме того, с самолета нельзя отражать атаки спереди сверху и в лоб при помощи огневых точек. Равным образом не защищены от атак из передней полусферы радиаторы и другие уязвимые агрегаты ВМГ (впрыскивающий бензонасос расположен в развале цилиндров). Поэтому при нападении на Хейнкель-111 Н-11 наиболее выгодно в первую очередь выводить из строя летчика или стрелка-радиста. Последнего можно атаковать также с пикирования спереди сверху или сбоку. Для поражения бензобаков надо вести огонь по центроплану в стык его с фюзеляжем и с мотогондолами (фиг. 53).
Модификация Хейнкель-111 Н-6 по сравнению с самолетом Н-11 имеет более слабое оборонительное вооружение.
1. Сверху фюзеляжа вместо карданной установки MG-131 калибра 13 мм установлена турель с пулеметом MG-15 калибра 7.92 мм. закрытая сдвижным экраном. Этот пулемет имеет круговой обстрел в горизонтальной плоскости, а в вертикальной плоскости—назад от вертикали до горизонта и вперед от вертикали до +30°.
2. Вместо двух спаренных пулеметов MG-81 в задней части гондолы установлен один пулемет MG-15 калибра 7,92 мм. Сектор обстрела этого пулемета в вертикальной плоскости назад от 0° до—72°, в горизонтальной плоскости — вправо и влево назад по 40°.
3. В заднем коке фюзеляжа самолета установлен неподвижный пулемет MG-17 калибра 7,92 мм с дистанционным управлением огнем от верхнего и нижнего стрелков. Боезапас 500 патронов. Питание ленточное.
Остальные пулеметно-пушечные установки такие же, как и на самолете Н-11.
По бронированию самолет Хейнкель-111 Н-6 отличается только дополнительной установкой двух трехстворчатых плит у бортовых стрелков толщиной 8 мм и отсутствием прозрачного бронещитка и нижней дополнительной бронеплиты у стрелка-радиста. Над пуламетом нижнего гондольного стрелка самолета Хейнкель-111 Н-6 установлен бронекозырек толщиной 8 мм. Общий вес брони 315 кг.
Бомбардировочное вооружение самолета Н-6 значительно отличается от бомбардировочного вооружения модификации Н-11. Снаружи под фюзеляжем у него имеется только один бомбодержатель для бомбы калибра до 500 кг. Внутри фюзеляжа у правого борта установлены четыре кассеты для бомб весом 250 кг или менее. Таким образом максималыная бомбовая нагрузка самолета Н-6 составляет 1500 кг.
Прицелы и сбрасыватели для бомб на самолете Н-6 такие же, как на самолете Н-11.
Специальное оборудование самолета
Установленное на самолете специальное оборудование (автомат курса, аппаратура для слепой посадки, связные радиостанции и радиополукомпас) позволяют решать все задачи пилотирования и навигации в любых условиях (фиг. 54).
Самолет Н-6, кроме электрического расходомера бензина, никаких новых приборов, по сравнению с известными уже по самолетам Ю-88 и До-215 выпуска 1939—1940 .гг., не имеет. Из навигационной аппаратуры самолет оборудован дистанционным электрическим магнитным компасом «Патин», радиополукомпасом «EZ-2», электрическим автоматом курса «Сименс» и аппаратурой для слепой посадки «Лоренц».
На самолете же серии Н-11 выпуска 2-й половины 1942 г. установлен уже ряд новых приборов:
- 1) автоматический радиополукомпас «EZ-6» («EZ-2» снят);
- 2) навигационный электрический высотомер с переключением показаний с 50—100—150 м на 500—1000—1500 м;
- 3) малогабаритный электрический указатель поворота;
- 4) комбинированный электрический авиагоризонт и указатель поворота (как и на Me-109 Г-2);
- 5) комбинированный двухстрелочный мановакуумметр;
- 6) электрическое устройство для запала патронов пулемета MG-131;
- 7) электрический агрегат для зарядки взрывателей авиабомб.
Совершенно новой является компоновка приборной доски, отличная от компоновки на всех других известных немецких самолетах и обеспечивающая отличный обзор летчику и штурману. Обе половины приборной доски имеют ультрафиолетовое облучение от двух малогабаритных ламп.
Электрооборудование.
Для питания электропотребителей на моторах установлены два параллельно работающих генератора «Бош» общей мощностью 4000 вт и два 12-волътовьгх аккумулятора «Варта», соединенных последовательно, емкостью по 300 а-ч. В отличие от генераторов старого типа мощность данного генератора повышена до 2000 вт в результате продува коллектора от встречного потока воздуха. При этом вес генератора уменьшен с 11,75 до 10,9 кг.
Электрическая сеть самолета экранированная, двухпроводная, 24-вольтовая. Контрольными приборами электроэнергетического узла являются вольтамперметр, шунт которого включен в плюсовую цепь аккумуляторов, и контрольная лампа, указывающая наличие питания в цепи электрифицированных стартеров. Принципиально схема электроэнергетического узла аналогична схемам на самолетах Ю-88 и До-215.
Питанием от источников электрической энергии на самолете обеспечиваются:
- а) электроинерционные стартеры и пусковое зажигание;
- б) измерительные приборы: термометры воды и масла, бензиномеры, сигнализаторы уровня горючего, термометр наружного воздуха;
- в) внутренние светотехнические средства: кабинные лампы, плафоны, переносные лампы;
- г) наружные светотехнические средства: посадочная фара, бортовые и хвостовые АНО, опознавательный огонь;
- д) электрический указатель поворота; е) электрический авиагоризонт;
- ж) электрический автомат курса «Сименс»;
- з) электрический дистанционный магнитный компас «Патин»;
- и) сигнализация шасси;
- к) электромоторы бензопомп (главная помпа и две помпы на моторах);
- л) электрическое устройство обогащения смеси горючего (два соленоида):
- м) электрифицированное вооружение: ЭСБР, электромагнитные спуски бомбодержателей, электромагниты спуска и перезарядки пушки и пулемета MG-131, бомбардировочный прицел, электрический преобразователь питания взрывателей бомб, электрический преобразователь питания взрывателей капсюлей патронов пулемета MG-131;
- н) электромоторы помп для установки винтов bo флюгерное положение;
- о) блинкерная сигнализация;
- п) аппаратура слепой посадки «Лоренц»;
- р) радиостанции ФУГ-10 и ФУГ-16;
- с) радиополукомпас «EZ-6»;
- т) электрический точный высотомер.
Средства связи на самолете Хейнкель-111 Н-11 размещаются в отсеке стрелка-радиста на левом борту.
На самолете Хейнкель-111 Н-11, кроме радиостанции ФУГ-10, установлена ультракоротковолновая радиостанция ФУГ-16, предназначенная для связи между самолетами-бомбардировщиками, радиополукомпас «EZ-6» и аппаратура слепой посадки «Лоренц».
Кислородное оборудование. В передней кабине установлены кислородные приборы для штурмана и летчика. Кроме того, на бронеспинке летчика установлен прибор для беседующего члена экипажа из других кабин. В задней кабине размещены три прибора: для стрелка-радиста и двух стрелков. Всего на самолете установлено шесть кислородных приборов и 30 двухлитровых кислородных баллонов, рассчитанных на давление 150 ат. При полной зарадке кислородных баллонов запаса кислорода хватает для пребывания экипажа на высоте в течение 5 час.
Таким образом специальное оборудование самолета полностью отвечает требованиям, предъявляемым к оборудованию современного бомбардировщика. Установлен ряд новых приборов. Интересен электрический расходомер, учитывающий расход горючего в л/час в зависимости от оборотов и наддува мотора.
Источники электроэнергии полностью обеспечивают питание всех токоприемников на самолете при любых условиях нагрузки.
Летно-тактические данные самолета
При испытании в НИИ ВВС Красной Армии самолёта Хейнкель-111 Н-11 с моторами ЮМО-211 F-1 получены следующие летные данные:
- 1. Максимальная скорость горизонтального полета при работе моторов на 30-минутном номинале (n=2400 об/мин., Pa = 1,25 ат):
- а) у земли.................................................. 330 км/час
- б) на 1-й границе высотности .............. Н = 2500 м 374 км/час
- в) на 2-й границе высотности.................Н=5700 м 400 км/час
- г) время набора высоты 5000 м.............. 20 мин.
- д) практический потолок......................... 8750 м
- е) время набора практического потолка..57 мин.
- ж) время виража при крене 55—60°........48—49 сек.
Летные характеристики снимались при выпущенном на половину своего хода водорадиаторе и стрелковом оружии, установленном в походном положении, без бомб.
Полетный вес самолета при испытании был 11 500 кг. При полной заправке горючим, но без бомб, полетный вес самолета составляет 12 270 кг. Самолет с полным запасом горючего 3000 кг может взять груз бомб не больше 1500 кг. Нагрузка при этом будет распределяться следующим образом:
- Вес пустого самолета............. 8550 кг
- Вес горючего........................... 3000 кг
- Вес масла................................. 150 кг
- Вес вооружения...................... 210 кг
- Вес бомб ................................. 1500 кг
- Вес экипажа..........,.................. 360 кг
- Полетный вес.......................... 13770 кг
Взлетно-посадочные свойства
(при полетном весе 11 000 кг)
Данные |
Величина |
Примечание |
Длина разбега при взлете со щитками, открытыми на угол 15° (n=2600 об/мин, Pk=1,45 ат), м |
560 |
Данные приведены к стандартной, атмосфере и безветрию |
Время разбега, сек |
21 |
Взлеты и посадки производились на бетонированной дорожке |
Скорость отрыва, км/час |
157 |
Длина взлетной дистанции до набора высоты Н=25 м, в м |
1200 |
Длина пробега при посадке со щитками, открытыми на 60°, м |
495 |
Время пробега, сек |
24 |
Посадочная скорость, км/час |
133 |
Длина посадочной дистанции спролета над препятствием Н=25 м, в м |
1150 |
Таблица 11
Дальность полета (по фирменным данным) |
При запасе бензина 2180 л |
При запасе бензина 3280 л |
Высота м |
Pk ат |
Обороты об/мин |
Расход топлива л/час |
Vистин. (0,9 Vmax) км/час |
дальность км |
продолжитель- ность, час-мин |
дальность км |
продолжитель- ность, час-мин |
0 |
1,15 |
2250 |
585 |
300 |
1065 |
3-20 |
1675 |
5-15 |
2 000 |
1,15 |
2250 |
625 |
330 |
1065 |
3-20 |
1685 |
5-00 |
5 000 |
1,15 |
2250 |
615 |
345 |
1090 |
3-20 |
1755 |
5-05 |
Величины дальности приведены с учетом остатка резерва горючего на 15-20 мин. полета.
По табличке дальности, найденной на самолете, можно подсчитать, что максимальная дальность самолета при запасе горючего 4285 л составляет 2300 км при скорости v=345км/час=0,9 Vmax на высоте Н=5 км.
Самолет Хейнкель-111 Н-11 как дальний ночной бомбардировщик обладает хорошими качествами пилотирования и доступен летчику средней квалификации. Кабина просторна и удобна. Управление всеми агрегатами легкое и не утомляет пилота.
Взлет, набор высоты и горизонтальный полет на самолете выполняются просто. При температуре наружного воздуха —35° и ниже секторы управления газом и винтами замерзают. С изменением скорости горизонтального полета значительно меняется нагрузка на штурвал от руля, высоты. Однако триммером самолет балансируется легко.
Виражи на самолете можно выполнить с креном до 50—60° на скорости 280—290 км/час по прибору. На виражах самолет зарывается носом и дает значительную нагрузку на рули.
Самолет может лететь на одном моторе без снижения с полетным весом 10 000 кг. С полетным весом 11500 кг самолет идет со снижением 1—1,5 м/сек на скорости 200 км/час по прибору.
При отказе одного из моторов самолет выходит из режима первоначального полета сравнительно медленно. При этом ножным управлением он удерживается довольно легко, а триммером руля направления нагрузка снимается полностью. С одним остановленным мотором (винт поставлен во флюгерное положение) самолет может выполнять мелкие виражи в обе стороны с креном 15—20°.
Продольная, поперечная и путевая устойчивость самолета хорошая. Сбалансированный триммерами самолет идет с брошенным управлением. На планировании со щитками, выпущенными на 60°, самолет устойчив и хорошо реагирует на рули (скорость по прибору 160—170 км/час). Посадка на самолете простая, трехточечная. Тенденций к разворотам на пробеге нет. Тормоза работают хорошо, пользоваться ими удобно.
Таблица 12.
Сравнительные летно-тактические данные разных модификаций самолета |
Данные |
Хе-111 C-31 |
Хе-111 Е и F |
Хе-111 К-5 |
Хе-111 Н-11 |
Год выпуска самолета |
1937 |
1938 |
1939 |
1942 |
Тип мотора |
DB-600C |
Юмо-211А |
Юмо-211D |
Юмо-211 F-1 |
Мощность одного мотора, л.с./м |
850/4 000 |
970/5 000 |
970/ 5000 |
1020/5 500 |
Максимальная скорость, км/час: а) у земли |
280 |
356 |
355 |
330 |
б) на 1-й границе высотности, км/час/м |
365/4800 |
- |
- |
374/2500 |
в) на 2-й границе высотности, км/час/м |
- |
406/5 000 |
415/5 500 |
400/5 700 |
Время подъема на высоту, мин/м |
24,4 |
24 |
22,5 |
20 |
Практический потолок,м |
7 600 |
6 800 |
7 200 |
8 750 |
Длина разбега, м |
370 |
460 |
400 |
560 |
Посадочная скорость, км/час |
- |
120 |
130 |
133 |
Дальность полета на скорости, км/ км/час |
- |
3075/312 |
3250/340 |
2300/345 |
Полетный вес, кг |
8150 |
11700 |
11170 |
11500 |
Вес пустого самолета, кг |
7550 |
7186 |
6840 |
8550 |
Емкость бензобаков, л |
1400 |
2580 |
3700 |
4285 |
Максимальная бомбовая нагрузка,кг |
2000 |
2000 |
2000 |
3000 |
Нормальная бомбовая нагрузка, кг |
800 |
1250 |
1000 |
1500 |
Вооружение самолета, число Х калибр, мм |
3 х 7,92 |
3 х 7,92 |
3 х 7,92 |
1х20+1х13+5х7,92 |
Боезапас, число патронов Х калибр, мм |
2915 х 7,92 |
3150 х 7,92 |
3150 х 7,92 |
150х20+1000х13+3200х7,92 |
Данные |
Хе-111 C-31 |
Хе-111 Е и F |
Хе-111 К-5 |
Хе-111 Н-11 |
Углы обстрела: а)носовая точка, вертикальная плоскость - // - горизонтальная плоскость |
+12°-40° +50°-50° |
+40°-90° +50°-50° |
+40°-50° +50°-50° |
0°-40° +35°-15° |
тип установки |
вертикальная линзовая |
вертикальная линзовая |
вертикальная линзовая |
вертикальная линзовая |
б)верхняя фюзеляжная точка, вертикальная плоскость - // - горизонтальная плоскость |
+90°-90° 356° |
+90°-90° 356° |
+90°-90° 356° |
+42°-42° +35°-15° |
тип установки |
карданная открытая |
карданная экранированная |
карданная экранированная |
карданная экранированная |
б)подфюзеляжная точка, вертикальная плоскость - // - горизонтальная плоскость |
-10°-110° +120°-120° |
+5°-95° +56°-56° |
+5°-95° +56°-56° |
-6°-70° +35°-40° |
тип установки |
шкворневая в выдв.башне открытая |
наклонная линзовая |
наклонная линзовая |
карданная экранированная |
б)бортовые точки, вертикальная плоскость - // - горизонтальная плоскость |
нет |
нет |
нет |
+45°-30° +55°-23° |
тип установки |
- |
- |
- |
шкворневые |
Источник сведений |
по испытаниям НИИ ВВС 1938г. |
по трофейным фирменным материалам |
по фирменным данным 1939г. |
по испытаниям НИИ ВВС 1943г. |
Примечание. Углы отсчитываются от перпендикуляра к осям самолета.
Выводы
1. Старый самолет Хейнкель-111 во время войны был модернизирован. Модернизация заключалась в следующем:
а) установке на него более мощного мотора ЮМО-211 F-1;
б) усилении огневой защиты посредством установки большего числа огневых точек (семи вместо трех) и укрупнении калибра (одна пушка калибра 20 мм — вперед и пулемет калибра 13 мм вверх — назад вместо пулеметов калибра 7,92 мм); наряду с этим взамен магазинного питания применено ленточное (пулеметы МG-81 и MG-131 с разъемными патронными лентами) и простые кольцевые прицелы с мушкой заменены коллиматорными прицелами с автоматическим учетом собственной скорости самолета;
в) установке бронезащиты для экипажа и некоторых агрегатов винтомоторной rpyппы (водорадиаторы и маслорадиаторы);
г) повышении бомбовой нагрузки и увеличении калибра бомб до 1800 кг вместо 250 кг;
д) установке более современного специального оборудования — радиостанции ФУГ-16, автоматического радиополукомпаса «EZ-6» вместо радиополукомпаса «EZ-2», навигационного электрического высотомера,, расходомера бензина и других.
2. Летные данные самолета Хейнкель-111 Н-11—максимальная горизонтальная скорость, скороподъемность и потолок, несмотря на установку на него мотора ЮМО-211 F-1, являются весьма низкими.
3. Установленное на самолете стрелково-пушечное оружие рассчитано на дневное применение самолета. Однако, ограниченность углов обстрела установок и мелкий калибр большинства стрелковых точек обусловливают невысокую эффективность его огневой защиты.
4. Тихоходность самолета Хейнкель-11 Н-11 и его моторы жидкостного охлаждения облегчают истребителям борьбу с ним и его уничтожение.
5. Наличие на самолете специального приспособления (крюк для амортизатора) для облегчения взлета самолета с полной нагрузкой свидетельствует о том, что взлет без вспомогательных средств невозможен.
6. Легкость управления и устойчивость самолета, хорошие взлетно-посадочные свойства, а также отличный обзор и обеспеченность необходимым аэронавигационным и радионавигационным оборудованием — все это обусловило сохранение самолета Хейнкель Хе-111 на вооружении, в особенности в качестве ночного бомбардировщика.
Известно также, что самолет Хе-111 применяется немцами для буксировки планеров, для чего в хвосте на нем установлен замок.
<< | >>
|