ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОТЫ (ДАЛЬНОСТИ) ЦЕЛИ
Дальность до цели и высота определяются на-глаз или с помощью окулярной сетки бинокля. От разведчика требуется определить высоту с точностью до 500 м. Если цель находится далеко от зенита, то лучше сперва определить дальность до самолёта, а затем подсчитать, какой высоте она соответствует.
При определении расстояния до самолёта на-глаз учитывать следующие признаки:
На расстоянии в м |
Можно рассмотреть невооруженным глазом |
Можно рассмотреть с помощью бинокля |
8 000—10 000 |
Самолеты или не видны, или они видны как маленькие черные точки. |
Силуэты в виде расплывающихся точек |
6 000—8 000 |
Силуэты в виде точек. |
Силуэты самолетов. Детали не видны |
5 000—6 000 |
Силуэты самолетов. Детали не видны |
Силуэты самолетов. Детали не видны |
4 000 |
Силуэты самолетов. Детали не видны |
1. Контуры плоскостей и фюзеляжа. 2. Количество моторов и их расположение. |
3 000 |
1. Контуры плоскостей и фюзеляжа. 2. Количество моторов. |
1. Форму плоскостей и фюзеляжа. 2. Контуры хвостового оперения. 3. Количество моторов и их форму. |
2 000 |
1. Форму плоскостей и фюзеляжа. 2. Контуры хвостового оперения. 3. Форму моторов |
1. Государственные опознавательные знаки. 2. Стойки между плоскостями. 3. Очертания хвостового оперения. 4. Шасси и их форму. 5. Турельные пулеметы. 6. Бомбодержатели. |
1 000 |
1. Государственные знаки. 2. Стойки между плоскостями. 3. Шасси и их форму. 4. Очертания хвостового оперения. 5. Форму моторов. |
1. Государственные опознавательные знаки. 2. Стойки, расчалки, подкосы. 3. Турельные пулеметы. 4. Бомбодержатели. |
500 |
1. Стойки, расчалки, подкосы. 2. Форму моторов. 3. Форму шасси. 4. Опознавательные знаки |
1. Фигура пилота (если кабина открытая). 2. Выносную антенну. |
Помещённая в поле зрения бинокля сетка с делениями также может оказать помощь в определении дальности до самолёта. Деления сетки нанесены так, что расстояние между двумя маленькими соседними штрихами соответствует углу в 0-05 (5 «тысячных»). Это значит, что предмет, имеющий длину 5 м, будет виден на удалении в 1 км под углом 0-05, т. е. займёт в поле зрения бинокля ровно одно деление. Деления, соответствующие углам 0-10, 0-20, 0-30, 0-40 и 0-50, изображены длинными штрихами.
Зная размах крыльев или длину фюзеляжа самолёта и измерив, сколько делений сетки занимает размах (или длина), можно рассчитать расстояние до цели. Для этого величину размаха (длины), выраженную в метрах, нужно разделить на величину утла в тысячных. Результат, т. е. дальность до самолёта, получится в километрах.
Примеры:
1. Размах крыльев самолёта До-217 равен 19 м. Разведчик видит в бинокль, что расстояние между концами крыльев занимает два деления сетки, т. е. 0—10 (самолёт летит на разведчика). Величину размаха можно приблизительно считать равной 20 м.
Тогда:
20 : 10 = 2,
т. е. дальность до самолёта райна 2 км,или просто дальность 20.
2. Фюзеляж самолёта Хе-177 имеет длину 20 м и в поле зрения бинокля занимает примерно 2/5 деяния, т. е. приблизительно 0-02. Значит, расстояние до самолёта будет 20 : 2 = 10 км.
Таким образом, разведчик, помимо конструктивных особенностей, должен знать размеры наиболее часто встречающихся самолётов противника (длину фюзеляжа и величину размаха крыльев). Можно пользоваться приближённой таблицей:
|
Размах в м |
Длина в м |
Истребители |
12 |
10 |
Бомбардировщики |
20 |
15 |
Транспортные |
30 |
20 |
Понятно, что когда самолёт проходит в стороне, то яснее выделяется фюзеляж, а когда он приближается или удаляется, то лучше видны размеры крыльев.
Командиру взвода (батареи) МЗА достаточно знать дальность до самолёта. Для стрельбы же среднекалиберной батареи нужно знать высоту его, и потому разведчику надо уметь приближённо пересчитывать величину дальности на высоту.
Высота зависит от угла места, т. е. от угла между горизонтальной поверхностью земли и направлением на самолёт. При одинаковой дальности самолёт будет иметь тем большую высоту, чем больше его угол места. Приведём здесь значение высоты в гектометрах для некоторых углов места при разных дальностях (числа округлены до 5 гектометров).
Угол места |
(30°) 5-00 |
(45°) 7-50 |
(60°) 10-00 |
Дальность в км |
Высота в гектометрах |
3 |
15 |
20 |
25 |
4 |
20 |
30 |
35 |
5 |
25 |
35 |
45 |
6 |
30 |
40 |
55 |
7 |
35 |
50 |
60 |
8 |
40 |
55 |
70 |
9 |
45 |
65 |
80 |
10 |
50 |
70 |
90 |
Пример. Если самолёт имеет угол места 7-50 и дальность до него равна 8 км, то высота его равна 55 гектометрам (т. е. 5500м).
При глазомерном определении расстояния до самолёта ошибки могут получаться по следующим причинам: Заниженные дальности (преуменьшенные): при ярком солнечном освещении; при чистом воздухе; после дождя; на фоне ярко-белых облаков; при наблюдении по солнцу; над ровными площадями (степь, широкое поле, водная гладь).
Завышенные дальности (преувеличенные): при пасмурной, туманной, дождливой погоде; в сумерки; при наблюдении против солнца; на тёмном фоне грозовых туч; при часто скрывающейся цели (мелькание цели в окнах облаков).
При практическом измерении дальностей эти замечания следует иметь в виду.
Спокойствие и уверенность в себе, аккуратное и требовательное отношение к своим обязанностям, отличное знание внешнего вида вражеских самолётов и умение разгадать их повадки, умение быстро отличить самолёты противника от своих, точно определить высоту цели и своевременно оповестить своих товарищей-огневиков — этими качествами и навыками должен обладать настоящий разведчик-зенитчик.
РАСПОЛОЖЕНИЕ НА САМОЛЁТАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТОВ ГЕРМАНИИ И ФИНЛЯНДИИ
Наименование самолетов |
К-во моторов |
Экипаж |
Скорость крейс. км/час |
Скорость макс. км/час |
Потолок км |
Дальность полета км |
Бомбовая нагрузка кг |
Размах м |
Длина м |
ГЕРМАНИЯ |
Истребители |
Ме-109 Е |
1 |
1 |
440 |
546 |
10,0 |
750 |
200 |
9,9 |
8,7 |
Ме-109 Ф |
1 |
1 |
450 |
580 |
11,2 |
840 |
100 |
10,0 |
9,0 |
Ме-110 |
2 |
2-3 |
420 |
545 |
11,5 |
1 400 |
500 |
16,7 |
12,0 |
Ме-110 С5 |
2 |
2-3 |
- |
500 |
- |
- |
- |
16,2 |
10,6 |
Ме-210 |
2 |
2 |
400 |
560 |
9,1 |
1 200 |
1 500 |
16,4 |
12,2 |
ФВ-187 |
2 |
2 |
420 |
530 |
11,8 |
1 200 |
- |
15,5 |
10,0 |
ФВ-190 |
1 |
1 |
450 |
625 |
12,0 |
840 |
500 |
10,5 |
9,0 |
ФВ-198 |
1 |
1 |
475 |
600 |
10,5 |
600 |
- |
12,5 |
9,6 |
Хе-113 |
1 |
1 |
520 |
585 |
10,0 |
825 |
60 |
9,4 |
8,2 |
Бомбардировщики |
Блох-174 |
2 |
3 |
- |
520 |
10,0 |
1 800 |
400 |
17,9 |
11,7 |
До-17 |
2 |
3 |
425 |
480 |
10,0 |
2 500 |
1 000 |
18,0 |
16,0 |
До-215 |
2 |
3-4 |
390 |
445 |
8,8 |
1 7700 |
1 000 |
18,0 |
15,8 |
До-217 |
2 |
3-4 |
410 |
540 |
9,1 |
2 400 |
3 000 |
19,0 |
17,2 |
Ме-«Ягуар» |
2 |
3-4 |
- |
510 |
- |
1 200 |
1 200 |
16,7 |
10,7 |
ФВ-«Курьер» |
4 |
6-8 |
380 |
450 |
8,8 |
3 700 |
3 000 |
33,0 |
23,8 |
Хе-111 |
2 |
4-5 |
370 |
415 |
7,3 |
2 400 |
1 800 |
22,7 |
17,7 |
Хе-111Z (Хе-234) |
5 |
8 |
- |
350 |
- |
3 000 |
- |
- |
17,1 |
Хе-177 |
2 |
4-6 |
390 |
480 |
11,2 |
3 000 |
4 000 |
31,5 |
20,4 |
Хш-123 |
1 |
1 |
300 |
3600 |
8,4 |
900 |
200 |
10,5 |
8,8 |
Хш-129 |
2 |
1-2 |
320 |
440 |
8,8 |
740 |
1 000 |
13,5 |
9,8 |
Ю-86К |
2 |
4 |
340 |
375 |
6,8 |
1 425 |
1 000 |
22,5 |
17,9 |
Ю-87 В, Д |
1 |
1-2 |
300 |
390 |
8,1 |
800 |
700 |
13,7 |
11,0 |
Ю-88 |
2 |
3-4 |
370 |
465 |
8,5 |
2 000 |
1 400 |
20,0 |
14,4 |
Ю-288 |
2 |
3-4 |
- |
520 |
10,5 |
1 500 |
2 500 |
- |
- |
Наименование самолетов |
К-во моторов |
Экипаж |
Скорость крейс. км/час |
Скорость макс. км/час |
Потолок км |
Дальность полета км |
Бомбовая нагрузка кг |
Размах м |
Длина м |
Разведчики |
БФ-141 |
1 |
3 |
- |
390 |
3,0 |
- |
400 |
20,0 |
15,0 |
Го-145 |
1 |
2 |
180 |
215 |
3,7 |
630 |
- |
9,0 |
8,7 |
ФВ-58 |
2 |
3-4 |
235 |
250 |
5,5 |
700 |
200 |
221,0 |
14,0 |
ФВ-189 |
2 |
3 |
300 |
345 |
8,2 |
750 |
200 |
18,4 |
12,0 |
Фи-156 «Шторх» |
1 |
2 |
170 |
210 |
5,0 |
400 |
200 |
14,2 |
9,9 |
Хш-126 |
1 |
2 |
300 |
354 |
8,9 |
900 |
300 |
14,5 |
11,8 |
Транспортные |
Го-244 |
2 |
2/23 |
224 |
256 |
5,7 |
580 |
- |
24,0 |
16,0 |
Ме-323 |
6 |
5-6/130 |
220 |
260 |
4,3 |
860 |
- |
54,3 |
26,8 |
Си-204 |
2 |
2/8 |
160 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ФВ-200 «Кондор» |
4 |
4/26 |
320 |
430 |
8,5 |
3 000 |
4 000 |
33,0 |
23,8 |
Ю-52 |
3 |
3-4/18 |
250 |
400 |
6,8 |
1 370 |
1 200 |
29,3 |
18,9 |
Ю-90 |
4 |
4-7/40 |
300 |
400 |
6,8 |
2 500 |
3 500 |
35,1 |
26,3 |
Ю-290 |
4 |
4-6/50 |
310 |
42 |
9,0 |
3 000 |
4 000 |
37,0 |
26,0 |
Планеры |
Го-242 |
Нет |
2/21 |
- |
- |
- |
- |
2 400 |
24,1 |
16,0 |
ДФС-230 |
Нет |
1/9 |
- |
- |
- |
- |
1 120 |
22,0 |
11,5 |
Опытные образцы (силуэты не приводятся) |
Высотный разведчик Ю-286 |
2 |
3 |
- |
450 |
12,0 |
- |
- |
22,5 |
15,9 |
То же Хе-116р |
4 |
4 |
318 |
375 |
6,5 |
4 500 |
- |
21,0 |
13,7 |
Истребитель - бомбардировщик Хе-280 |
2 |
1-3 |
- |
790 |
14,3 |
1 500 |
- |
11,2 |
10,2 |
Истребитель Ме-309 |
2 |
- |
- |
755 |
- |
800 |
- |
11,9 |
9,6 |
Истребитель Ме-410 |
2 |
2-4 |
536 |
640 |
10,0 |
1 750 |
1 000 |
16,0 |
11,1 |
Наименование самолетов |
К-во моторов |
Экипаж |
Скорость крейс. км/час |
Скорость макс. км/час |
Потолок км |
Дальность полета км |
Бомбовая нагрузка кг |
Размах м |
Длина м |
ФИНЛЯНДИЯ |
Истребители |
Брюстер Ф2А-1 |
1 |
1 |
525 |
650 |
11,0 |
1 600 |
- |
10,7 |
7,8 |
Глостер «Гладиатор» |
1 |
1 |
- |
410 |
10,5 |
800 |
- |
10,8 |
8,4 |
Кертисс Р-36 |
1 |
1 |
400 |
530 |
9,5 |
1 100 |
- |
11,2 |
8,6 |
Моран 406 |
1 |
1 |
420 |
480 |
11,0 |
- |
- |
10,7 |
8,0 |
Фоккер Д-21 |
1 |
1 |
400 |
475 |
10,4 |
1 000 |
- |
11,0 |
8,4 |
Харрикейн |
1 |
1 |
450 |
540 |
10,6 |
1 100 |
- |
12,2 |
9,5 |
Фиат Г-50 |
1 |
1 |
420 |
470 |
9,5 |
650 |
- |
10,7 |
7,8 |
Бомбардировщики |
Бленхейм |
2 |
3 |
320 |
460 |
8,8 |
1 800 |
750 |
17,2 |
12,1 |
Разведчики |
Фоккер С-10 |
1 |
3 |
275 |
350 |
7,9 |
1 000 |
400 |
12,0 |
9,2 |
Примечания. 1. Для всех типов самолетов, имеющих несколько модернизированнных вариантов (Ю-87 В, Д, Р, и т.д.), тактико-технические данные приведены для наилучших вариантов.
2. Для транспортных самолетов и планеров в графе «экипаж» знаменателем указано количество перевозимых пассажиров, а в графе «Бомбовая нагрузка» - грузоподъемность самолета.
<< | >>
|