Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Моторы Климова Статьи Конструкторы М-103 М-105 ВК-107 Управление ВМГ Справка Авиадвигатели Нагнетатели Испано-Сюиза 12

М-105 В.Я. Климова

Двигатель М-105П конструкции В.Я. Климова

В 1940 г. В.Я. Климов создал М-105 со взлетной мощностью 1100 л.с. и номинальной у земли — 1020 л.с.

По сравнению со своим предшественником двигатель прошел коренную модификацию. Для увеличения мощности на малых и средних высотах на мотор устанавливался двухскоростной приводной центробежный нагнетатель с передаточными числами 7,85 и 10, который позволял не только увеличить мощность на малых высотах, но и избежать существенного "провала" мощности на высотах от 3 до 6 км.

По сравнению с двигателями М-103А и М-104 он подвергся значительной конструктивной доработке, главным из которых было принципиальное изменение схемы самого мотора:

для улучшения наполнения цилиндров на каждом из них были поставлены по два впускных клапана вместо одного, и живое сечение клапанов впуска увеличилось почти в полтора раза, а клапанов выпуска — на 15%. Это давало возможность не только форсировать мотор по частоте вращения, но и заложить основу для дальнейшего увеличения мощности, так как М-105 имел при меньшем, чем у М-103А, наддуве большую взлетную мощность и при том же наддуве большие мощности во всем диапазоне высот.

Выпускных клапанов стало два вместо одного. На коленчатом валу для снижения нагрузок на коренные шейки вала устанавливались противовесы.

Конечно, такое радикальное изменение схемы мотора привело к полной переработке конструкции блоков и системы газораспределения. Из прочих конструктивных изменений отметим: новую двухскоростную передачу к ПЦН, существенно доработанную по сравнению с М-104; увеличение степени сжатия до 7,1; установку противовесов на коленчатом валу для снижения нагрузок на коренные шейки.

Мотор оказался очень удачным и устанавливался на многих серийных самолетах, в частности, на истребителях Як-1, Як-7 и ЛаГГ-3, фронтовых бомбардировщиков Пе 2, Ар 2 и Як-4 (ББ-22) н многих опытных самолетах. Он имел несколько модификаций, из которых следует отметить М 105Р с уменьшенным передаточным числом редуктора (0,59 вместо 0,666) для бомбардировщиков, и М-105П, допускавший установку пушки в развале блоков.

Двигатель М-105 вид слеваДвигатель М-105 вид справа
М-105ПА М-105ПФ М-105ПФ-2 М-106П
Число цилиндров 12 12 12 12
Рабочий объем, л 35 35 35 35
Степень сжатия 7,1 7,1 7,2 6,5
Передаточное число редуктора 0,666 0,666 0,666 0,666
Взлетная мощность, л.с. 1100 1210 1290 1250
Частота вращения (взлтн. режим), об/мин 2600 2600 2650 2700
Мощность на высоте, л.с. 1050 1180 1240 1350
Частота вращения, об/м 2600 2700 2650 2700
Удельная масса, кг 0,56 0,512 0,517 0,48
Литровая мощность, л.с./л 29,1 34,57 34,5 35,71
Октановое число топлива 95 95 95 95

Модификации двигателя М-105

М-105 Базовая модификация.

М-105Р Устанавливался на бомбардировщики, имел уменьшенное передаточное число редуктора (0,59 вместо 0,666).

М-105РА Модификации 1941 г. Дальнейшие конструктивные улучшения, в частности, усиление картера и главного шатуна, гиперболическую расточку подшипников коленчатого вала для уменьшения износа, установку более надежного беспоплавкового карбюратора.

М-105ПА Улучшенная конструкция. За счет снижения высотности увеличили мощность.

М-105П "Пушечный". Допускал установку пушки в развале блоков.

М-105ПФ (ВК-105ПФ, вместо М-мотор, получивший обозначение по имени конструктора - Владимир Климов). Форсированный вариант двигателя М-105П. Путем некоторого снижения высотности по сравнению с М-105П двигатель М-105ПФ существенно увеличил свою мощность. Для серийного выпуска пришлось усилить поршневые пальцы, доработать коленчатый вал, усилить некоторые детали ПНЦ и другие узлы. Двигатель М-105ПФ был достаточно надежным и простым в крупносерийном производстве. За время ВОВ было изготовлено около 91000 двигателей М-105 различной модификации, из них более 28000 — двигателей М-105ПФ. Двигатели ВК-105ПФ устанавливались на самолетах ЛаГГ-3, Як-1, Пе-2, Як-7, «105» и других.

М-105ПФ-2 (ВК-105ПФ-2) Поршневой двигатель ВК-105ПФ-2. Возможности модели М-105ПФ (ВК-105ПФ) без кардинальной переделки конструкции были исчерпаны именно на этой модификации. ВК-105ПФ-2 имел характеристики несколько превышающие характеристики своего прототипа ВК-105ПФ и, что главное, не требовал в при освоении и производстве дополнительного оборудования и оснастки, что позволило серийным заводам практически без остановки перейти на его производство с предыдущей модификации. Форсированный двигатель имел взлетную и номинальную мощность в 1290 л.с., а высотный номинал — 1240 л.с. на высоте 2200 м. Двигатель ВК-105ПФ-2 устанавливался на те же самолеты, что и ВК-105ПФ, так же его ставили на один из лучших советских истребителей Як-3.

Источники

  • Самолетостроение в СССР 1917-1945 /ЦАГИ/
  • Климов /Алексей Сухановский/
<< | >>
Форум

©AirPages
2003-