Авиационные моторы ВВС иностранных государств
Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР, Москва-1939
Несмотря на предпринимаемые в 1930-е гг. меры по налаживанию производства отечественных авиадвигателей, советской промышленности так и не удалось отказаться от выпуска западных образцов. В частности, в 1932 г. было решено запустить в серию на недавно построенном в г. Молотове (Пермь) заводе № 19 двигатель М-25, представлявший собой лицензионную версию американского Райт «Циклон». Мотор стал самым надежным и высокоресурсным в ВВС РККА. На заводе функционировало КБ А.Д. Швецова, которому было поручено создание модификаций М-25. Получившиеся в результате М-62 и М-63 фактически исчерпали возможности развития 9-цилиндровой однорядной «звезды». Тогда, соединив два блока цилиндров от М-63 с новым редуктором и двухскоростным приводным центробежным нагнетателем (ПЦН), получили М-71. Был также создан более компактный и лучше подходивший для истребителей М-81, который имел не 18, а 14 цилиндров от М-62/63.
Ниже приводятся описание американских двигателей, различавшихся скоростями (передаточным числом) нагнетателей и соответственно разными высотными характеристиками.
Райт «Циклон» SR-1820-F52
Год выпуска |
1935 |
Охлаждение |
воздушное |
Расположение цилиндров |
однорядная звезда; |
Число цилиндров |
9 |
Размерность: диаметр/ход |
155,6/174 мм |
Литраж |
29,88 л |
Литровая мощность по максимальной мощности |
29,8 л.с./л |
Литровая мощность по номинальной мощности |
25,9 л.с./л |
Степень сжатия |
6,4 |
Длина |
1100 мм |
Диаметр звезды |
1365 мм |
Вес сухого |
442 кг |
Удельный вес по максимальной мощности |
0,497 кг/л.с. |
Удельный вес по номинальной мощности |
0,57 кг/л.с. |
Мощность на взлете |
890 л.с. при 2200 об/мин |
Мощность номинальная на высоте 1770 м |
775 л.с. при 2100 об/мин |
Мощность крейсерская на высоте 1770 м |
550 л.с. при 1900 об/мин |
Мощность крейсерская у земли |
745 л.с. при 2100 об/мин |
Удельный расход топлива |
270 г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Удельный расход масла |
10-11 г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Нагнетатель: тип, передаточное число |
центробежный, Дженераль Электрик; 7:1 |
Редуктор |
нет |
Карбюратор |
1 двойной Стромберг |
Зажигание |
2 магнето Сцинтилла с автоматическим опережением |
Винт |
неизменяемого шага |
Топливо [октановое число] |
87 |
Высотная характеристика.
Установлен на самолетах Норт Американ 0-47, Кертисс А-12
Райт «Циклон» SR-1820-F56
Год выпуска |
1936 |
Охлаждение |
воздушное |
Расположение цилиндров |
однорядная звезда; |
Число цилиндров |
9 |
Размерность: диаметр/ход |
155,6/174 мм |
Литраж |
29,88 л |
Литровая мощность по взлетной мощности |
26,3 л.с./л |
Литровая мощность по номинальной мощности |
25,1 л.с./л |
Степень сжатия |
6,45 |
Длина |
1100 мм |
Диаметр звезды |
1365 мм |
Вес сухого |
442 кг |
Удельный вес по максимальной мощности |
0,563 кг/л.с. |
Удельный вес по номинальной мощности |
0,585 кг/л.с. |
Мощность на взлете |
785 л.с. при 2200 об/мин |
Мощность номинальная на высоте 3445 м |
775 л.с. при 2100 об/мин |
Мощность на уровне моря |
695 л.с. при 2100 об/мин |
Удельный расход топлива |
270 г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Удельный расход масла |
10-11 г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Нагнетатель: тип, передаточное число |
центробежный, Дженераль Электрик; 8,83:1 |
Редуктор |
нет |
Карбюратор |
1 двойной Стромберг |
Зажигание |
2 магнето Сцинтилла с автоматическим опережением |
Винт |
неизменяемого шага |
Топливо [октановое число] |
87 |
Высотная характеристика.
Установлен на самолетах "Хаук" IV
Райт «Циклон» SR-1820-G2
Год выпуска |
1936 |
Охлаждение |
воздушное |
Расположение цилиндров |
однорядная звезда; |
Число цилиндров |
9 |
Размерность: диаметр/ход |
155,6/174 мм |
Литраж |
29,88 л |
Литровая мощность по взлетной мощности |
33,5 л.с./л |
Литровая мощность по номинальной мощности |
28,4 л.с./л |
Степень сжатия |
6,45 |
Длина |
1213 мм |
Диаметр звезды |
1378 мм |
Вес сухого |
537 кг |
Удельный вес по взлетной мощности |
0,537 кг/л.с. |
Удельный вес по номинальной мощности |
0,632 кг/л.с. |
Мощность на взлете |
1000 л.с. при 2200 об/мин |
Мощность номинальная на высоте 1768 м |
850 л.с. при 2100 об/мин |
Мощность на уровне моря |
820 л.с. при 2100 об/мин |
Удельный расход топлива |
270г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Удельный расход масла |
10-11г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Нагнетатель: тип, передаточное число |
центробежный, Дженераль Электрик; 7:1 |
Редуктор |
нет |
Карбюратор |
1 двойной Стромберг |
Зажигание |
2 магнето Сцинтилла |
Винт |
ВИШ, трехлопастной, Гамильтон |
Топливо [октановое число] |
87 |
Мотор «Циклон» SR-1820-G2 - один из распространенных в ВВС США
Высотная характеристика.
Установлен на самолетах: Вулти V-11G, Вулти V-11, Дуглас DC-3, Кертисс A-18, Боинг В-17, Дуглас В-18, Северский 2Р2А
Заключение
Военными воздушными силами США эксплоатируются* моторы воздушного охлаждения. Исключением является мотор Аллисон. Это особенно интересно в связи с тем, что все последние годы Америка строила исключительно моторы воздушного охлаждения, и мотор фирмы Аллисон мощностью 1000 л.с. этилен-гликолевого охлаждения фактически открывает новый путь в развитии американского моторостроения. Мотор этот достаточно мощный и ставится на последние высокоскоростные истребители. Приспособленный для работы с турбокомпрессором, мотор значительно повысил высотность самолета. В развитие существующего фирма Аллисон выпустила более мощный мотор такого же типа CV-1710 D1 со взлетной мощностью 1620 л.с., который устанавливается на новом опытном истребителе Кертисс Р-40.
В области моторов воздушного охлаждения за последние 10 лет фирмы Пратт Витней и Райт, путем усовершенствования своих основных типов, увеличили мощности моторов с 400 до 1500 л.с.
В настоящее время моторы фирм Райт и Пратт Витней отличаются своей долговечностью (420 час. между переборками) и высокой литровой мощностью.
Ряд рекордов, установленных с моторами этих фирм, достаточно характеризует качество их; так, например, в 1935 г - Говард Юз поставил мировой рекорд скорости по классу «С» с мотором фирмы Пратт Витней «Твин Восп Джуниор» мощностью 700 л. с, достигнув скорости 567 км/час, или, также в 1935 г., был поставлен рекорд скорости на дистанцию 5000 км с различным грузом на самолете Дуглас с мотором Райт «Циклон» GR-1820-F3 —272 км/час.
Октановое число применяемого топлива колеблется в пределах 87—100. Повышение антидетонационных свойств топлива, как правило, осуществляется путем добавления тэтраэтилового свинца. 100-октановое топливо составляется из обычного бензина и изооктана с добавлением тэтраэтилового свинца. Высокооктановое топливо дает возможность значительно повысить мощность двигателя и снизить расход топлива.
* - по принятой на то время орфографии
Источники
- Авиационные моторы военных воздушных сил иностранных государств [Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР, Москва-1939]
|