Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Моторы Климова Статьи Конструкторы М-103 М-105 ВК-107 Управление ВМГ Справка Авиадвигатели Нагнетатели Испано-Сюиза 12

Авиационные моторы ВВС иностранных государств

Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР, Москва-1939

В 1935 году Владимир Яковлевич Климов в качестве Главного конструктора завода №26 в Рыбинске, направляется во Францию для переговоров о приобретении лицензии на производство 12-цилиндрового, V-образного двигателя Испано-Суиза 12 Ybrs, который в СССР получил обозначение М-100. Развитие этого двигателя – двигатели ВК-103, ВК-105ПФ и ВК-107А в годы войны устанавливались на всех истребителях Яковлева и на бомбардировщике Петлякова Пе-2. В конце войны Климовым был разработан двигатель ВК-108, но он так и не поступил в серийное производство.

Ниже приводятся описания французских двигателей разных годов выпуска.

Испано-Сюиза 12 Xcrs


Основные данные мотора Испано-Сюиза 12 Xcrs
Год выпуска 1933
Охлаждение жидкостное
Расположение цилиндров V-образное, под углом 60°
Число цилиндров 12
Размерность: диаметр/ход 130/170 мм
Литраж 27 л
Литровая мощность по номинальной мощности 25,6 л.с./л
Степень сжатия 5,8
Длина 1577 мм
ширина 726 мм
высота 904 мм
Вес сухого 380 кг
Удельный вес по номинальной мощности 0,55 кг/л.с.
Мощность на взлете 660 л.с. при 2600 об/мин
Мощность номинальная на высоте 4500 м 690 л.с. при 2600 об/мин
Мощность максимальная у земли 610 л.с. при 2600 об/мин
Удельный расход топлива 245 г/л.с.-ч на номинальной мощности
Удельный расход масла 8 г/л.с.-ч на номинальной мощности
Нагнетатель: тип, передаточное число центробежный, 10:1
Редуктор: тип, передаточное число цилиндрические шестерни; 0,666:1
Карбюратор 6 Солекс
Зажигание 2 магнето Сцинтилла
Винт двухлопастной
Топливо [октановое число] 85

Установлен на самолетах: Девуатин 501, Луар-Ньюпор 40, Арсенал V.G.30

Примечания 1. Буква "с" в обозначении Xcrs означает, что мотор пушечный, "мотор-пушка", т.е. допускающий установку авиационной пушки, стреляющей через втулку винта.

2. Самолет Девуатин 501 устарел и в настоящее время сходит с вооружения; Луар-Ньюпор 40 - шткрмовой самолет новейшей конструкции; Арсенал V.G.30 - опытный высокоскоростной самолет-истребитель, на который в дальнейшем предполагается установить мотор 12 Y 51.

Испано-Сюиза 12 Ybrs


Основные данные мотора Испано-Сюиза 12 Ybrs
Год выпуска 1932
Охлаждение жидкостное
Расположение цилиндров V-образное, под углом 60°
Число цилиндров 12
Размерность: диаметр/ход 150/170 мм
Литраж 36 л
Литровая мощность по номинальной мощности 23,9 л.с./л
Степень сжатия 5,8
Длина 1722 мм
ширина 764 мм
высота 935 мм
Вес сухого 445 кг
Удельный вес по номинальной мощности 0,518 кг/л.с.
Мощность на взлете 835 л.с. при 2400 об/мин
Мощность номинальная на высоте 4000 м 860 л.с. при 2400 об/мин
Мощность максимальная у земли 800 л.с. при 2400 об/мин
Удельный расход топлива 245 г/л.с.-ч на номинальной мощности
Удельный расход масла 8 г/л.с.-ч на номинальной мощности
Нагнетатель: тип, передаточное число центробежный, 10:1
Редуктор: тип, передаточное число цилиндрические шестерни; 0,666:1
Карбюратор 6 Испано-Сюиза
Зажигание 2 магнето Сцинтилла
Винт ВИШ, трехлопастной, Гамильтон
Топливо [октановое число] 85

Высотная характеристика.

Установлен на самолетах Мюро 113

Примечание. Разведчик Мюро 113 является одним из основных самолетов разведывательной авиации Франции.

Испано-Сюиза 12 Ycrs (мотор-пушка)


Основные данные мотора Испано-Сюиза 12 Ycrs
Год выпуска 1934
Охлаждение жидкостное
Расположение цилиндров V-образное, под углом 60°
Число цилиндров 12
Размерность: диаметр/ход 150/170 мм
Литраж 36 л
Литровая мощность по номинальной мощности 23,9 л.с./л
Степень сжатия 5,8
Длина 1722 мм
ширина 764 мм
высота 935 мм
Вес сухого 465 кг
Удельный вес по номинальной мощности 0,540 кг/л.с.
Мощность на взлете 835 л.с. при 2400 об/мин
Мощность номинальная на высоте 4000 м 860 л.с. при 2400 об/мин
Мощность максимальная у земли 775 л.с. при 2400 об/мин
Удельный расход топлива 245 г/л.с.-ч на номинальной мощности
Удельный расход масла 8 г/л.с.-ч на номинальной мощности
Нагнетатель: тип, передаточное число центробежный, 10:1
Редуктор: тип, передаточное число цилиндрические шестерни; 0,666:1
Карбюратор 6 Солекс
Зажигание 2 магнето Сцинтилла
Винт трехлопастной металлический
Топливо [октановое число] 85

Установлен на самолетах Мюро 180, Мюро 115, САО 200.

Примечание. Буква "с" в обозначении Ycrs означает, что мотор пушечный, т.е. приспособленный для установки пушки, стреляющей через втулку винта.

2. От 12 Ybrs мотор отличается расстоянием между осями коленчатого вала и винта: вместо 240-300мм.

3. Разведчик Мюро 115 является одним из основных самолетов разведывательной авиации Франции.

Испано-Сюиза 12 Ydrs


Основные данные мотора Испано-Сюиза 12 Ydrs
Год выпуска 1936
Охлаждение жидкостное
Расположение цилиндров V-образное, под углом 60°
Число цилиндров 12
Размерность: диаметр/ход 150/170 мм
Литраж 36 л
Литровая мощность по номинальной мощности 23,9 л.с./л
Степень сжатия 5,8
Длина 1722 мм
ширина 764 мм
высота 935 мм
Вес сухого 455 кг
Удельный вес по номинальной мощности 0,529 кг/л.с.
Мощность на взлете 835 л.с. при 2400 об/мин
Мощность номинальная на высоте 4000 м 860 л.с. при 2400 об/мин
Мощность максимальная у земли 775 л.с. при 2400 об/мин
Удельный расход топлива 245 г/л.с.-ч на номинальной мощности
Удельный расход масла 8 г/л.с.-ч на номинальной мощности
Нагнетатель: тип, передаточное число центробежный, 10:1
Редуктор: тип, передаточное число цилиндрические шестерни; 0,666:1
Карбюратор 6 Солекс
Зажигание 2 магнето Сцинтилла
Винт ВИШ, трехлопастной, Гамильтон
Топливо [октановое число] 85

Высотная характеристика.

Установлен на самолетах Мюро 117.

Примечание. 12 Ydrs отличается от 12 Ybrs только направлением вращения; имеет правое вращение винта.

Разведчик Мюро 117 является одним из основных самолетов разведывательной авиации Франции.

Испано-Сюиза 12 Xgrs (мотор-пушка)


Основные данные мотора Испано-Сюиза 12 Xgrs
Год выпуска 1937
Охлаждение жидкостное [этилен-гликоль]
Расположение цилиндров V-образное, под углом 60°
Число цилиндров 12
Размерность: диаметр/ход 150/170 мм
Литраж 36 л
Литровая мощность по номинальной мощности 23,9 л.с./л
Степень сжатия 5,8
Длина 1722 мм
ширина 764 мм
высота 935 мм
Вес сухого 465 кг
Удельный вес по номинальной мощности 0,541 кг/л.с.
Мощность на взлете 835 л.с. при 2400 об/мин
Мощность номинальная на высоте 4000 м 860 л.с. при 2400 об/мин
Мощность на уровне моря 775 л.с. при 2400 об/мин
Удельный расход топлива 245 г/л.с.-ч на номинальной мощности
Удельный расход масла 8 г/л.с.-ч на номинальной мощности
Нагнетатель: тип, передаточное число центробежный, 10:1
Редуктор: тип, передаточное число цилиндрические шестерни; 0,666:1
Карбюратор 6 Солекс
Зажигание 2 магнето Сцинтилла
Винт ВИШ, Ратье, электрический
Топливо [октановое число] 85

Установлен на самолетах: Моран-Сольнье 405/406

Примечания 12Ygrs - "мотор-пушка". Мотор отличается от 12 Ycrs охлаждением; имеет этилен-гликолевое охлаждение.

Одноместный истребитель Моран-Сольнье 405 является новейшим самолетом в истребительной авиации Франции.

Испано-Сюиза 12 Y51


Основные данные мотора Испано-Сюиза 12 Y51
Год выпуска 1938
Охлаждение жидкостное
Расположение цилиндров V-образное, под углом 60°
Число цилиндров 12
Размерность: диаметр/ход 150/170 мм
Литраж 36 л
Литровая мощность по максимальной мощности 30,5 л.с./л
Литровая мощность по номинальной мощности 27,8 л.с./л
Степень сжатия 7
Длина 2137 мм
Ширина 764 мм
высота 945 мм
Вес сухого 495 кг
Удельный вес по максимальной мощности 0,447 кг/л.с.
Удельный вес по номинальной мощности 0,492 кг/л.с.
Мощность на взлете 1100 л.с.
Мощность номинальная на высоте 3260 м 1000 л.с. при 2500 об/мин
Нагнетатель: тип центробежный
Редуктор: тип, передаточное число цилиндрические шестерни; 2:1
Карбюратор 6 Солекс
Зажигание 2 магнето
Винт ВИШ
Топливо [октановое число] 100

Установлен на самолетах: Моран-Сольнье 407 и 450. В ближайшее время будет установлен на новейшие самолеты Девуатин 520 и САО 200

Заключение

Фирмы Испано-Сюиза и Гном-Рон являются единственными поставщиками ВВС Франции.

Моторы этих двух фирм всегда отличались легкостью и надежностью. Кроме того, на сегодня можно сказать, что фирма Испано-Сюиза полностью освоила и дала на вооружение «пушечный» мотор.

Основной надежно работающий мотор в ВВС Франции — это мотор фирмы Гном-Рон серии 14К и 14N мощностью 950 л. с.

Несмотря на несколько меньшее распространение во Франции моторов жидкостного (водяного) охлаждения, пушечный мотор фирмы Испано-Сюиза 12 Ycrs (и его модификация—12 Y 51) представляет собой основной тип мотора истребительной авиации.

Фирма Испано-Сюиза, имеющая большой опыт в области строительства моторов водяного охлаждения, последние годы работает над двухрядными звездообразными моторами воздушного охлаждения 14АА, I4AB и 14НВ, и хотя многие новые самолеты построены с расчетом на установку этих моторов, фирме до сих пор не удается добиться безотказной их работы. В конце концов на готовые самолеты, месяцами ожидавшие этих моторов, были вынуждены поставить моторы Гном-Рон 14 N (новый бомбардировщик ЛеО Н-45 и др.).

Фирмы Испано-Сюиза и Гном-Рон успешно работают над улучшением своих основных типов: фирма Гном-Рон добилась мощности 1050—1100 л. с. на моторе 14N21 вместо 950 л. с. мотора I4N; фирма Испано-Сюиза, усовершенствуя свой мотор 12 Y, получает на моторе 12 Y 51 мощность порядка 1000— 1100 л.с. Таким образом, обе эти фирмы до сих пор остаются ведущими фирмами Франции.

Источники

  • Авиационные моторы военных воздушных сил иностранных государств [Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР, Москва-1939]
| >>
Форум

©AirPages
2003-