Авиационные моторы ВВС иностранных государств
Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР, Москва-1939
В 1935 году Владимир Яковлевич Климов в качестве Главного конструктора завода №26 в Рыбинске, направляется во Францию для переговоров о приобретении лицензии на производство 12-цилиндрового, V-образного двигателя Испано-Суиза 12 Ybrs, который в СССР получил обозначение М-100. Развитие этого двигателя – двигатели ВК-103, ВК-105ПФ и ВК-107А в годы войны устанавливались на всех истребителях Яковлева и на бомбардировщике Петлякова Пе-2. В конце войны Климовым был разработан двигатель ВК-108, но он так и не поступил в серийное производство.
Ниже приводятся описания французских двигателей разных годов выпуска.
Испано-Сюиза 12 Xcrs
Год выпуска |
1933 |
Охлаждение |
жидкостное |
Расположение цилиндров |
V-образное, под углом 60° |
Число цилиндров |
12 |
Размерность: диаметр/ход |
130/170 мм |
Литраж |
27 л |
Литровая мощность по номинальной мощности |
25,6 л.с./л |
Степень сжатия |
5,8 |
Длина |
1577 мм |
ширина |
726 мм |
высота |
904 мм |
Вес сухого |
380 кг |
Удельный вес по номинальной мощности |
0,55 кг/л.с. |
Мощность на взлете |
660 л.с. при 2600 об/мин |
Мощность номинальная на высоте 4500 м |
690 л.с. при 2600 об/мин |
Мощность максимальная у земли |
610 л.с. при 2600 об/мин |
Удельный расход топлива |
245 г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Удельный расход масла |
8 г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Нагнетатель: тип, передаточное число |
центробежный, 10:1 |
Редуктор: тип, передаточное число |
цилиндрические шестерни; 0,666:1 |
Карбюратор |
6 Солекс |
Зажигание |
2 магнето Сцинтилла |
Винт |
двухлопастной |
Топливо [октановое число] |
85 |
Установлен на самолетах: Девуатин 501, Луар-Ньюпор 40, Арсенал V.G.30
Примечания 1. Буква "с" в обозначении Xcrs означает, что мотор пушечный, "мотор-пушка", т.е. допускающий установку авиационной пушки, стреляющей через втулку винта.
2. Самолет Девуатин 501 устарел и в настоящее время сходит с вооружения; Луар-Ньюпор 40 - шткрмовой самолет новейшей конструкции; Арсенал V.G.30 - опытный высокоскоростной самолет-истребитель, на который в дальнейшем предполагается установить мотор 12 Y 51.
Испано-Сюиза 12 Ybrs
Год выпуска |
1932 |
Охлаждение |
жидкостное |
Расположение цилиндров |
V-образное, под углом 60° |
Число цилиндров |
12 |
Размерность: диаметр/ход |
150/170 мм |
Литраж |
36 л |
Литровая мощность по номинальной мощности |
23,9 л.с./л |
Степень сжатия |
5,8 |
Длина |
1722 мм |
ширина |
764 мм |
высота |
935 мм |
Вес сухого |
445 кг |
Удельный вес по номинальной мощности |
0,518 кг/л.с. |
Мощность на взлете |
835 л.с. при 2400 об/мин |
Мощность номинальная на высоте 4000 м |
860 л.с. при 2400 об/мин |
Мощность максимальная у земли |
800 л.с. при 2400 об/мин |
Удельный расход топлива |
245 г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Удельный расход масла |
8 г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Нагнетатель: тип, передаточное число |
центробежный, 10:1 |
Редуктор: тип, передаточное число |
цилиндрические шестерни; 0,666:1 |
Карбюратор |
6 Испано-Сюиза |
Зажигание |
2 магнето Сцинтилла |
Винт |
ВИШ, трехлопастной, Гамильтон |
Топливо [октановое число] |
85 |
Высотная характеристика.
Установлен на самолетах Мюро 113
Примечание. Разведчик Мюро 113 является одним из основных самолетов разведывательной авиации Франции.
Испано-Сюиза 12 Ycrs (мотор-пушка)
Год выпуска |
1934 |
Охлаждение |
жидкостное |
Расположение цилиндров |
V-образное, под углом 60° |
Число цилиндров |
12 |
Размерность: диаметр/ход |
150/170 мм |
Литраж |
36 л |
Литровая мощность по номинальной мощности |
23,9 л.с./л |
Степень сжатия |
5,8 |
Длина |
1722 мм |
ширина |
764 мм |
высота |
935 мм |
Вес сухого |
465 кг |
Удельный вес по номинальной мощности |
0,540 кг/л.с. |
Мощность на взлете |
835 л.с. при 2400 об/мин |
Мощность номинальная на высоте 4000 м |
860 л.с. при 2400 об/мин |
Мощность максимальная у земли |
775 л.с. при 2400 об/мин |
Удельный расход топлива |
245 г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Удельный расход масла |
8 г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Нагнетатель: тип, передаточное число |
центробежный, 10:1 |
Редуктор: тип, передаточное число |
цилиндрические шестерни; 0,666:1 |
Карбюратор |
6 Солекс |
Зажигание |
2 магнето Сцинтилла |
Винт |
трехлопастной металлический |
Топливо [октановое число] |
85 |
Установлен на самолетах Мюро 180, Мюро 115, САО 200.
Примечание. Буква "с" в обозначении Ycrs означает, что мотор пушечный, т.е. приспособленный для установки пушки, стреляющей через втулку винта.
2. От 12 Ybrs мотор отличается расстоянием между осями коленчатого вала и винта: вместо 240-300мм.
3. Разведчик Мюро 115 является одним из основных самолетов разведывательной авиации Франции.
Испано-Сюиза 12 Ydrs
Год выпуска |
1936 |
Охлаждение |
жидкостное |
Расположение цилиндров |
V-образное, под углом 60° |
Число цилиндров |
12 |
Размерность: диаметр/ход |
150/170 мм |
Литраж |
36 л |
Литровая мощность по номинальной мощности |
23,9 л.с./л |
Степень сжатия |
5,8 |
Длина |
1722 мм |
ширина |
764 мм |
высота |
935 мм |
Вес сухого |
455 кг |
Удельный вес по номинальной мощности |
0,529 кг/л.с. |
Мощность на взлете |
835 л.с. при 2400 об/мин |
Мощность номинальная на высоте 4000 м |
860 л.с. при 2400 об/мин |
Мощность максимальная у земли |
775 л.с. при 2400 об/мин |
Удельный расход топлива |
245 г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Удельный расход масла |
8 г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Нагнетатель: тип, передаточное число |
центробежный, 10:1 |
Редуктор: тип, передаточное число |
цилиндрические шестерни; 0,666:1 |
Карбюратор |
6 Солекс |
Зажигание |
2 магнето Сцинтилла |
Винт |
ВИШ, трехлопастной, Гамильтон |
Топливо [октановое число] |
85 |
Высотная характеристика.
Установлен на самолетах Мюро 117.
Примечание. 12 Ydrs отличается от 12 Ybrs только направлением вращения; имеет правое вращение винта.
Разведчик Мюро 117 является одним из основных самолетов разведывательной авиации Франции.
Испано-Сюиза 12 Xgrs (мотор-пушка)
Год выпуска |
1937 |
Охлаждение |
жидкостное [этилен-гликоль] |
Расположение цилиндров |
V-образное, под углом 60° |
Число цилиндров |
12 |
Размерность: диаметр/ход |
150/170 мм |
Литраж |
36 л |
Литровая мощность по номинальной мощности |
23,9 л.с./л |
Степень сжатия |
5,8 |
Длина |
1722 мм |
ширина |
764 мм |
высота |
935 мм |
Вес сухого |
465 кг |
Удельный вес по номинальной мощности |
0,541 кг/л.с. |
Мощность на взлете |
835 л.с. при 2400 об/мин |
Мощность номинальная на высоте 4000 м |
860 л.с. при 2400 об/мин |
Мощность на уровне моря |
775 л.с. при 2400 об/мин |
Удельный расход топлива |
245 г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Удельный расход масла |
8 г/л.с.-ч на номинальной мощности |
Нагнетатель: тип, передаточное число |
центробежный, 10:1 |
Редуктор: тип, передаточное число |
цилиндрические шестерни; 0,666:1 |
Карбюратор |
6 Солекс |
Зажигание |
2 магнето Сцинтилла |
Винт |
ВИШ, Ратье, электрический |
Топливо [октановое число] |
85 |
Установлен на самолетах: Моран-Сольнье 405/406
Примечания 12Ygrs - "мотор-пушка". Мотор отличается от 12 Ycrs охлаждением; имеет этилен-гликолевое охлаждение.
Одноместный истребитель Моран-Сольнье 405 является новейшим самолетом в истребительной авиации Франции.
Испано-Сюиза 12 Y51
Год выпуска |
1938 |
Охлаждение |
жидкостное |
Расположение цилиндров |
V-образное, под углом 60° |
Число цилиндров |
12 |
Размерность: диаметр/ход |
150/170 мм |
Литраж |
36 л |
Литровая мощность по максимальной мощности |
30,5 л.с./л |
Литровая мощность по номинальной мощности |
27,8 л.с./л |
Степень сжатия |
7 |
Длина |
2137 мм |
Ширина |
764 мм |
высота |
945 мм |
Вес сухого |
495 кг |
Удельный вес по максимальной мощности |
0,447 кг/л.с. |
Удельный вес по номинальной мощности |
0,492 кг/л.с. |
Мощность на взлете |
1100 л.с. |
Мощность номинальная на высоте 3260 м |
1000 л.с. при 2500 об/мин |
Нагнетатель: тип |
центробежный |
Редуктор: тип, передаточное число |
цилиндрические шестерни; 2:1 |
Карбюратор |
6 Солекс |
Зажигание |
2 магнето |
Винт |
ВИШ |
Топливо [октановое число] |
100 |
Установлен на самолетах: Моран-Сольнье 407 и 450. В ближайшее время будет установлен на новейшие самолеты Девуатин 520 и САО 200
Заключение
Фирмы Испано-Сюиза и Гном-Рон являются единственными поставщиками ВВС Франции.
Моторы этих двух фирм всегда отличались легкостью и надежностью. Кроме того, на сегодня можно сказать, что фирма Испано-Сюиза полностью освоила и дала на вооружение «пушечный» мотор.
Основной надежно работающий мотор в ВВС Франции — это мотор фирмы Гном-Рон серии 14К и 14N мощностью 950 л. с.
Несмотря на несколько меньшее распространение во Франции моторов жидкостного (водяного) охлаждения, пушечный мотор фирмы Испано-Сюиза 12 Ycrs (и его модификация—12 Y 51) представляет собой основной тип мотора истребительной авиации.
Фирма Испано-Сюиза, имеющая большой опыт в области строительства моторов водяного охлаждения, последние годы работает над двухрядными звездообразными моторами воздушного охлаждения 14АА, I4AB и 14НВ, и хотя многие новые самолеты построены с расчетом на установку этих моторов, фирме до сих пор не удается добиться безотказной их работы. В конце концов на готовые самолеты, месяцами ожидавшие этих моторов, были вынуждены поставить моторы Гном-Рон 14 N (новый бомбардировщик ЛеО Н-45 и др.).
Фирмы Испано-Сюиза и Гном-Рон успешно работают над улучшением своих основных типов: фирма Гном-Рон добилась мощности 1050—1100 л. с. на моторе 14N21 вместо 950 л. с. мотора I4N; фирма Испано-Сюиза, усовершенствуя свой мотор 12 Y, получает на моторе 12 Y 51 мощность порядка 1000— 1100 л.с. Таким образом, обе эти фирмы до сих пор остаются ведущими фирмами Франции.
Источники
- Авиационные моторы военных воздушных сил иностранных государств [Государственное военное издательство Наркомата Обороны Союза ССР, Москва-1939]
| >>
|