Авиация Второй мировой

Home English

Br.521 Bizerte

Дальняя летающая лодка

Breguet

Breguet Br.521

Br. 521 Bizerte. В 1929 году Short S.8 Calcutta (бортовой номер F- AIJB) был поставлен во Францию. Велись переговоры с компанией Breguet о предоставлении ей лицензии на производство, однако реально его приобрели для изучения конструкции и лётных характеристик. В сентябре 1929 он прошёл серию испытаний, по результатам которых фирма Breguet в 1931 разработала самолет Breguet 521 Brizerte, очень похожий на Short S.8. Затем на его базе французы создали авиалайнер Breguet 530 Saigon.

"Бизерта" имела цельнометаллическую конструкцию. Все горючее содержалось в баках в нижнем крыле, общим объёмом 5250 л. Вооружение состояло из двух стрелковых точек по обоим бортам в передней части лодки (каждая с 7,5-мм пулеметом "Дарн"), еще двух таких же сразу за крыльями и пятой в хвостовой оконечности фюзеляжа. На подкрыльных подвесках размещалось до 1600 кг бомб , или две 800-кг торпеды.

Серийные "Бизерты" оснащались звездообразными двигателями Гном-Рон 14 Kirsl по 900 л.с. Эскадрильи Е2 и ЕЗ начали освоение новых самолетов в самом конце 1935 г. Впоследствии на Вr.521 выдали еще несколько небольших заказов. Седьмую "Бизерту" сдали в марте 1936 г., двенадцатую - перед концом года. Эта двенадцатая машина имела двигатели Испано-Сюиза 14АА (тоже звездообразные) и обозначалась Вr.522 Она была единственной в своем роде - все остальные "Бизерты" оснащались авиадвигателями фирмы "Гном-Рон".

Еще одну серию из десяти летающих лодок заказали 30 ноября 1936 г. 12 ноября 1937 г. к ней добавили еще три самолета. 10 апреля 1937 г. завод в Гавре вошел в национализированный концерн SNCAN, что никак не сказалось на выпуске "Бизерт" 25-я, 26-я, 27-я и 28-я машины были сданы в сентябре 1938 г.


Характеристики Br.521 Br.530
Экипаж 8 3
Размеры
Размах крыла, м 35,15 35,13
Длина самолета, м 20,50 20,33
Высота самолета, м 7,45 7,48
Силовая установка
3 × ПД Gnome-Rhone 14Kdrs, мощностью л.с. 3 × 825 -
3 × ПД Hispano-Suiza 12Ybr, мощностью л.с. - 3 × 785
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 9470 8430
Нормальная взлетная 16600 15000
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 245 240
Крейсерская скорость, км/ч 200 200
Практический потолок, м 6000
Практическая дальность, км 3000 1100
Полезная нагрузка, пасс. - 20

С самого начала боевых действий "Бизерты" патрулировали Атлантический океан и Средиземное море. С 1 августа 1940 г. эскадрильи Е1, Е2, ЕЗ, Е5 и Е9 переименовали соответственно в IE, 2E, ЗЕ, 5Е и 9Е. На 15 августа в строю авиации французского флота еще находились 20 "Бизерт". Десять из них находились на техническом обслуживании или в ремонте, а одна готовилась пойти на слом. Из пяти эскадрилий, вооруженных Вr.521, при правительстве Виши осталось только две, IE и 9Е. Остальные после перемирия с немцами расформировали.

Фото Описание

Схема Br.521

Br.530 Saigon

Транспортная летающая лодка

Breguet Br.530 Saigon

Br. 530 Saigon - гражданский пассажирский вариант дальней летающей лодки Breguet Br.521 Bizerte.

Силовая установка - три двигателя жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Ybr мощностью по 785 л. с. Места командира и второго пилота располагались под приподнятым фонарем, а в трех кабинах размещались 20 пассажиров: 11 во втором классе, шесть в первом и три в кабине класса "люкс".

Первый полет летающей лодки состоялся в мае 1934 года. Всего было построено только два самолета, эксплуатировались на маршруте Марсель-Аяччо-Тунис в авиакомпании Air France с начала 1935 года.

Источники

  • Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции /Авиационный сборник 10/
  • Самолеты Второй Мировой войны. Гидросамолеты 1939-1945 /Владимир Котельников./
  • Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия /Дональд Д./
Short Calcutta