Авиация Второй мировой

Home English

Ca.602

Caproni Ca.602
  • Учебно-тренировочный самолет
  • Первый полет: 1940
  • Caproni

Своим появлением Са.602 обязан конкурсу, объявленному DGCA и Regia Aeronautica 30 августа 1938 года. Тогда был потребован акробатический самолёт с высокими лётными характеристиками, на котором военные пилоты смогли бы обучаться высшему пилотажу. Предполагалось, что самолёт подобного уровня должен был выполнять все фигуры высшего пилотажа без каких-либо ограничений преимущественно на высотах до 1000 метров.

Была сформирована специальная комиссия, которая вносила изменения в техническое задание как минимум дважды (5 сентября 1938 г. и 11 октября 1939 г.) и только 21 марта 1940 г. были окончательно сформулированы требования одним из условий которых было использование двигателей Isotta Frascini "Beta" (6-цилиндровый, 280 л.с.) или CAN D.VIII (8-цилиндровый, 300 л.с.). В качестве главного приза фирму-победитель ожидал заказ на большую партию самолётов.

В конкурсе участвовали шесть фирм, представившие следующие проекты истребителей: Caproni-Vizolla CV.3, Caproni-Taliedo Ca.214, CANSA FC.11, IMAM Ro.71, Breda Ba.92 и Caproni-Predappio Ca.602. Первые три сразу сошли с дистанции, а с оставшимися был заключен заказ на постройку прототипов. Следует отметить, что далеко не все фирмы выполнили требование по двигателям, заложив в проекте IsottapFrascini "Gamma" (Cа.214) и Piaggio P.VIIZ (Ba.92).

Одним из фаворитов считался Са.602. Это был двухместный биплан смешанной конструкции оснащенный двигателем Alfa Romeo 115 с двухлопастным винтом диаметром 2 метра. Фюзеляж самолёт изготовлялся из стальных трубок и имел полотняную обшивку, двухлонжеронное крыло было полностью деревянным и обшивалось фанерой. Шасси было выполнено неубираемым.

В июле 1940 года прототип Са.602 поступил на испытания в исследовательский центр в Гвидонии. Параллельно с этим на фирме разработали одноместный вариант самолета получивший обозначение Ca.603.

Ca.602
Экипаж 2
Геометрия
Размах крыла, м 6,60
Площадь крыла, м² 52,43
Длина самолета, м 8,05
Высота самолета, м 2,45
Массы, кг
Пустого 469
Максимальная взлетная 728
Силовая установка
1 × ПД Alfa Romeo 115, мощностью л.с. 1 × 215
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 275
Крейсерская скорость, км/ч 240
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 7000

Ca.603

Caproni Ca.603
  • Учебно-тренировочный самолет
  • Первый полет: 1940
  • Caproni

Как только прототип Са.602 в июле 1940 г. поступил на испытания в исследовательский центр в Гвидонии инженер Рафаэле Конфьенти взялся за доработку самолёта. После модернизации размах крыла сократили на 1,60 м, кабину для второго пилота демонтировали сократив до 6,37 м длину фюзеляжа, а также полностью перепроектировали хвостовое оперение. Самолёт получил новое обозначение Са.603 и военный регистрационный код ММ.430. Войсковые испытания проходили с 22 ноября по 20 декабря 1940 г. и завершились вполне успешно. Пилоты хорошо отзывались о пилотажных возможностях Са.603, хотя после замены винта несколько нарушилась центровка самолёта, что повлекло за собой некоторое ухудшение устойчивости в полёте. Зато в остальном ему не было равных.

Возможно Са.603 мог бы стать лучшим из акробатических учебных самолётов, однако руководство Regia Aeronautica, сильно обеспокоенное наращиванием боевой авиации, не позаботилось выдать заказ на серийное строительство Са.603. Чтобы спасти самолёт в октябре 1942 г. его предложили венгерской военной миссии, правда без какого-либо успеха. В результате самолёт остался в единственном экземпляре и в мае 1942 г. был передан в распоряжение 3-й независимой авиагруппы, располагавшейся на аэродроме Рим-Ченточелле. До 21 июля 1943 г. Са.603 ещё числился на балансе итальянских ВВС, но после этой даты следы самолёта теряются.

Ca.603
Экипаж 1
Геометрия
Размах крыла, м 8,90
Площадь крыла, м² 24,60
Длина самолета, м 6,37
Высота самолета, м 2,72
Массы, кг
Пустого 580
Максимальная взлетная 840
Силовая установка
1 × ПД Alfa Romeo 115, мощностью л.с. 1 × 185
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 265
Крейсерская скорость, км/ч 220
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 5800
Фото Описание
Ca.603 Схема Ca.603

Источники

  • Акробатический истребитель Caproni Ca.603 /Андрей Крумкач./
  • Caproni Ca.602 /Aerei Italiani - Scheda Tecnica./
  • Aeroplani Caproni : Gianni Caproni and His Aircraft , 1910-1983 /R. Abate, G. Alegri, G. Apostolo. /