Авиация Второй мировой

Home English

F 5
Истребитель
Caproni Vizzola

Caproni 314

Caproni Vizzola F4. Истребитель моноплан с рядным немецким двигателем водяного охлаждения Diamler-Benz DB 601A разрабатывался в 1938 - 1939 годах. Новый истребитель получил обозначение Caproni Vizzola F.4, иногда встречается обозначение F.5 bis.

Первый полет прототипа самолета (МM. 5932) состоялся в июле 1940 года. Самолет показал очень хорошие летные характеристики, превосходящие F.5. Для завершений испытаний F.4 был направлен в действующие войска. В 1942 году самолет в составе 303 эскадрильи 167 истребительной группы использовался для охраны островов Капуа и Капудичино.

В серийное производство F.4 не пошёл, так как на его основе был разработан более совершенный истребитель F.6, а с 1942 года в массовых количествах стали поступать МС.202/МС.205 и Reggiani Re.2001.

Caproni Vizzola F5. Проект самолёта, в котором было решено использовать задел полученный при разработке истребителя F.4, предусматривал смешанную деревянно-металическую конструкцию и использование двигателя воздушного охлаждения. Внутренняя структура фюзеляжа состояла из стальных труб и обшивалась дюралюминием. Двухлонжеронное крыло изготовлялось из дерева и имело фанерную обшивку с лаковым покрытием. Шасси были выполнено полностью убираемым: основные стойки убирались в крыло, а колеса в фюзеляж. На истребителе использовался двигатель Fiat А.74 RC.38 мощностью 840 л.с. с металлическим винтом Fiat/Hamilton диаметром 3 метра переменного шага. Вооружение должно было состоять из двух синхронных и двух крыльевых 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT с 350 патронами на ствол.

Первый опытный самолет был построен к концу 1938 года и впервые поднялся в воздух 19 февраля 1939 г.

Задержка с испытаниями привела к тому, что в серийное производство поступили его конкуренты и особо большой надобности в истребителе F.5 более не ощущалось. Министерство авиации согласилось подписать контракт на поставку 12 истребителей 0-серии, т.е. предсерийных и 200 серийных самолётов.

В течении периода F.5 заслужили хорошую репутацию, обладая стабильностью в полёте и неплохими взлетно-посадочными данными, что давало им определенные преимущества перед Re.2001 и МС.200. За время боевого применения F.5 не понесли боевых потерь, но из-за хронической нехватки запчастей количество боеспособных самолётов уменьшалось. На 9 июля 1943 года в группе формально числилось 10 истребителей этого типа, но боевые задания могли выполнять только 5 из них.

F4 F5
Экипаж 1
Геометрия
Размах крыла, м 11,35 11,30
Площадь крыла, м² 18,81 17,60
Длина самолета, м 9,15 7,90
Высота самолета, м 3,02 3,00
Массы, кг
Пустого снаряженного 2462 1818
Нормальная взлетная 3000 2238
Силовая установка
Мотор ПД Diamler-Benz DB 601A ПД Fiat A.74 R.C. 38
Мощность взлетная, л.с. 1175 870
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 550 496
Крейсерская скорость, км/ч 446 414
Практическая дальность, км 950 1000
Практический потолок, м 103500 9500
Вооружение
пулеметы 2х12,7мм 2х12,7мм
Фото Описание
Схема Caproni-Vizzola F4, двигатель Diamler-Benz DB 601A.
Схема Caproni-Vizzola F5, двигатель Fiat A.74 R.C. 38.
Caproni-Vizzola F4 вид сбоку
Caproni-Vizzola F5, вид спереди 3/4, двигатель Fiat A.74 R.C. 38
Caproni-Vizzola F5, вид спереди, двигатель Fiat A.74 R.C. 38
Caproni-Vizzola F5, приборная панель.
Caproni-Vizzola F5, приборная панель, правая.
Caproni-Vizzola F5, левая панель кабины пилота.
Caproni-Vizzola F5, правая панель кабины пилота.
Caproni-Vizzola F5, каталог приборов.
Caproni-Vizzola F5, схема ООШ.
Caproni-Vizzola F5, двигатель Fiat A.74 R.C. 38,

F.6

Caproni F.6
  • Истребитель
  • Первый полет: 1941
  • Caproni Vizzola

Конструкторы компании Caproni-Vizzola Фабрицио Фабрици (Fabrizio Fabrizi), Итало Бальдессари (Italo Baldessari) и Карло Рипарбелли (Carlo Riparbelli) в конце тридцатых годов начали разрабатывать для участия в конкурсе по программе R, победителями которого стали Macchi M.C.200 и FIAT G.50, истребитель F.5 с радиальным двигателем FIAT A.74 (первый полет 13 февраля 1939 года). Самолет имел смешанную конструкцию с цельнометаллическим фюзеляжем и деревянным крылом. В крупносерийное производство истребитель F.5 не попал: всего было выпущено 13 машин (2 прототипа и 11 серийных).

Параллельно с F.5 разрабатывался истребитель F.4, отличавшийся от своего собрата силовой установкой. Вместо радиального двигателя FIAT A.74 на нем устанавливался V-образный двигатель жидкостного охлаждения Alfa Romeo R.A.1000 RC 44 Monsonie (изготавливавшийся в Италии по лицензии DB 601A). Обозначение F.6M было присвоено следующему опытному истребителю компании Caproni-Vizzola, летавшему с двигателем жидкостного охлаждения FIAT RA.1050 RC.58 Tifone (лицензионный вариант двигателя DB 605). Литера M (metallico) означала, что машина имела цельнометаллическое крыло. Прототип F.6M испытывался, но в серийное производство не пошел.

Планер F.6M Фабрицио Фабрици использовал в качестве основы для создания опытного истребителя F.6Z с двигателем воздушного охлаждения Zeta. Фактически от первоначального варианта новый самолет отличался лишь установкой тщательно закапотированного двигателя Isotta-Fraschini Zeta RC 25/60. Двигатель имел довольно большое лобовое сечение, и поэтому его капотировка была нетривиальной задачей. С одном стороны, требовалось обеспечить достаточное охлаждение, а с другой - минимизировать сопротивление. Задача осложнялась еще и тем, что над двигателем устанавливалась пара синхронных 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT с боезапасом 350 патронов на ствол. Еще два таких же пулемета, но с боезапасом по 400 патронов на ствол, размещались в пустых пространствах консолей крыла за стойками шасси вне зоны ометания воздушного винта. Поскольку двигатель Zeta имел воздушное охлаждение, самолет лишился тяжелого водорадиатора, что позволило обеспечить неплохую тяговооруженность даже при меньшей, чем у предшественника с мотором Tifone, мощности силовой установки; согласно расчетам летные характеристики, в частности скороподъемность, могли даже улучшиться.

Опытный одноместный истребитель Caproni-Vizzola F.6Z получил номер военного регистра M.M.498 и в середине августа 1943 года в Виццола-Тичино (Vizzola Ticino) под управлением летчика-испытателя компании Карло Антонелли (Carlo Antonelli) совершил свой первый полет. В заводских испытаниях помимо Антонелли принял еще один пилот компании - Антонио Мода (Antonio Moda). Как и ожидалось, в ходе летных испытаний возникли проблемы с охлаждением двигателя, особенно его задних цилиндров. По этой причине полеты выполнялись исключительно в зоне аэродрома, с оглядкой на красную линию термометра.

К этому времени военная ситуация в Италии носила критический для фашистского режима характер, и после высадки союзников на Апеннинском полуострове дело быстро шло к капитуляции. До заключения перемирия F.6Z совершил немного полетов, планировавшиеся доработки капота так и не были выполнены, и в конечном итоге самолет был отправлен на слом. Конец войны означал и завершение работ по интересному двигателю Isotta-Fraschini Zeta. Тем не менее, его разработка дала итальянским моторостроителям много полезного опыта, впоследствии примененного при создании авиадвигателей более легких категорий.

F.6Z
Экипаж 1
Геометрия
Размах крыла, м 11,82
Площадь крыла, м² 18,50
Длина самолета, м 9,25
Высота самолета, м 3,02
Массы, кг
Пустого 1818
Нормальная взлетная 2238
Силовая установка
1 × ПД Isotta-Fraschini RC.25/60 Zeta, мощностью л.с. 1 × 1250
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 640
Крейсерская скорость, км/ч 544
Практическая дальность, км 1370
Практический потолок, м 8000
Вооружение
пулеметы Breda-SAFAT 4 × 12,7-мм

Техническое описание Caproni Vizzola F.6M. Истребитель Caproni Vizzola F.6M представлял собой одномоторный одноместный моноплан (низкоплан) цельнометаллической конструкции. Фюзеляж овальной формы сварен из труб хромо-молибденовой стали, наружная обшивка из дюралюминия.

Крыло цельнометаллическое, двухлонжеронное эллиптической формы. Обшивка крыла дюралюминиевая, отклоняющиеся поверхности обтянуты дюралюминием. Крыло состоит из центральной части и пристыкованных консолей. Механизм уборки шасси снабжен гидроприводом, хвостовое колесо неубирающееся.

Хвостовое оперение выполнено из из стальных труб. Отклоняющиеся поверхности, покрыты листами дюралюминия, статически и аэродинамически сбалансированы.

Истребитель обладал фонарем, выполненным из плексигласа, с обтекателем-заголовником, который только частично позволял осуществлять задний обзор. Спинка сиденья пилота бронирована и могла быть использована для защиты летчика при опрокидывании самолета.

Основной топливный бак выполнен из легкого сплава и расположен за кабиной пилота. Вспомогательные топливные баки расположены в консолях крыла.

На самолет устанавливался двухрядный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения Daimler-Benz DB 605A, мощностью в 1475 л.с. с трехлопастным металлическим винтом с изменяемым в полете шагом.

Вооружение самолета состоит из четырех синхронизированных пулеметов калибром 12,7-мм, расположенных в фюзеляже.

Фото Описание
F.6Z Схема F.6Z

Источники

  • Опытный истребитель Caproni-Vizzola F.6Z /Альтернативная История. Иван Бякин/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • Aeroplano CAPRONI VIZZOLA S.A. Tipo F5 con motore Fiat A.74 R.C. 38. /Ministero dell' Aeronautica Roma 1941/