![]() |
![]() |
D.510ИстребительDewoitine![]() Девуатин D.500/D.510 (французское написание Dewoitine D.500/D.510) — семейство одноместных французских истребителей Второй мировой войны с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Самолёт разработан в конструкторском бюро фирмы «Девуатин» под руководством Эмиля Девуатина (Emile Dewoitine). Первый из двух прототипов взлетел 14 августа 1934 года. Самолет имел более мощный двигатель Hispano-Suiza 12crs («Испано Сюиза» HS 12crs выдавал 860 л.с. на высоте 4000 м, см. график по ссылке) с трехлопастным винтом, на прежних модификациях применялся двухлопастной, буква "с" в обозначении двигателя указывала, что что мотор пушечный, т.е. приспособленный для установки пушки, стреляющей через втулку воздушного винта. Применен радиатор большего размера, увеличен запас топлива. D.510 первым во Франции преодолел рубеж 400 км/ч. Недостаточная путевая устойчивость вынудила увеличить площадь киля, который по площади стал больше, чем у D.500. Первая партия из 25 самолетов заказана в мае 1936 года, всего ВВС Франции с ииля 1936 года по сентябрь 1937-го получили 88 самолетов, с учетом прототипов и экспортных машин было построено 120 самолетов. Впервые в боевых действиях истребитель использовался в декабре 1936 года во время Гражданской войны в Испании. Самолет также состоял на вооружении в Китае с июля 1938 года. С января 1939 года участвовал в Японо-китайской войне. Французские истребители ограниченно использовались в Странной войне, во время Битвы за Францию находились на вооружении отдельных подразделений ПВО. Один D.510R (Буква R означала, что самолет изготовлен для России) в сентябре 1936 года приняли на франзузском аэродроме Виллакублэ советские представители. Этот самолет в дальнейшем испытывался в НИИ ВВС, смотри ниже его фото на аэродроме "Чкаловская". Нас в основном интересовала французская мотор-пушка, аналогов у которой тогда не было. Приобретенный в 1935 году по лицензии HS 12 Ybrs такой пушки не имел. Это двигатель выпускался у нас под наименованием М-100, в дальнейшем его его развитие ВК-103, ВК-105ПФ и ВК-107А устанавливались на всех истребителях Яковлева и на бомбардировщике Петлякова Пе-2. На фото, слева от кабины можно видеть трубку Вентури, являющуюся источником перепада давлений для питания гироскопа в указателе поворота.
Основные модификации
На основе D.500 построили несколько опытных истребителей, серийно не строившихся:
Не были воплощены в металл многочисленные варианты D.500: поплавковый гидроистребитель HD.502, D.504, предназначавшийся для испытаний парашютов (со специальным отсеком, из которого сбрасывался манекен с парашютом), D.505 с мотором «Лоррэн» LD 12Н «Петрел» (720 л.с), D.506 с «Фарманом» 12Wi (650 л.с), а также пять проектов с моторами воздушного охлаждения - D.507 с HS 14На (1000 л.с), D.508 с GR 14Kes (880 л.с), D.508bis с американским «Райтом» SR1820-F3 (710 л.с.) и D.509 с HS 14Hb (670 л.с). Источники
|
Амиот
Блох
Бреге
Кодрон
Девуатин
Фарман
Латекер
Лиоре и Оливье
Луара-Ньюпор
Моран Солнье
Потез
|
©AirPages
|
![]() |