Авиация Второй мировой

Home English

Fokker D.XXI

Истребитель

Fokker

Fokker D.XXI

Fokker D.XXI - одномоторный одноместный истребитель, свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси и закрытой кабиной пилота. Разработан под руководством Иржи Шацки на заводе компании Fokker, первый полёт 27 марта 1936 года. Эксплуатировался в ВВС Нидерландов, Финляндии и Дании.

Конструкция. Основой фюзеляжа стала ферма, сваренная из труб хромомолибденовой стали закрытая в передней части съемными панелями из легкого сплава "электон", а в задней - обшитая полотном. В передней части фюзеляж имел круглое сечение, в задней - эллиптическое. Кабина летчика располагалась посередине машины отапливалась горячим воздухом и полностью закрывалась прозрачным фонарем из триплекса и плексигласа. Для посадки летчика средняя секция фонаря раскрывалась по продольной оси. и левая часть откидывалась на петлях вниз. В аварийной ситуации ее можно было сбросить совсем. За сиденьем пилота несущая ферма фюзеляжа была развита вверх, образуя противокапотажную раму.

Крыло трапециевидной формы с округлыми законцовками имело два коробчатых лонжерона из спрюса (орегонской со сны) и фанерные нервюры (часть из них - кессонного типа). Обшивка носка выполнялась из "электона" а дальше - из фанеры, пропитанной бакелитовой смолой. Крыло несло посадочные щитки и элероны (стальной каркас, обтянутый полотном), крепившиеся к заднему лонжерону. На элеронах стояли флеттнеры.

Оперение имело металлический набор и целиком обтягивалось полотном. Стабилизатор снизу поддерживали подкосы а сверху он соединялся с килем расчалками. На рулях высоты устанавливались триммеры, а на руле поворота - флеттнер.

Шасси основного ("колониального") варианта D XXI по техническому заданию было неубирающимся. Колеса прикрывались каплевидными обтекателями с небольшой подножкой для механика. Свободнонесущие стойки, тоже капотированные имели масляно пневматические амортизаторы. Разработали и вариант с убирающимся шасси (с гидроприводом) - стойки складывались к оси самолета с укладкой колес в ниши крыла. Хвостовое колесо во всех случаях не убиралось. Оно имело механическую связь с рулем поворота и амортизировалось пакетом резиновых пластин. Для колеса предусматривался каплевидный обтекатель, но смонтировали его лишь на одном из опытных образцов.

На D XXI мог устанавливаться практически любой двигатель мощностью от 600 до 1100 л. с. По заданию предполагался английский мотор воздушного охлаждения Bristol "Mercury" VI-S (645 л. с.), но конструкторы проработали установку на самолет и других модификаций "Mercury", звеэдообразных двигателей Bristol "Perseus" X, Wright R-1820 "Cyclone", Pratt Whitney "Twin Wasp Junior", Hispano Suiza 14На, а также рядных V образных Rolls-Royce "Kestrel" IV и Hispano Suiza 12 Ycrs. Эти моторы должны были вращать различные двух- и трехлопастные винты изменяемого шага. Смещение центра тяжести при разных двигателях компенсировалось изменением емкости переднего (перед кабиной) и заднего (за кабиной) бензобаков. Дополнительный бак можно было разместить в левом полукрыле. Проектом предусматривалось протектирование всех бензобаков.

Не меньше вариантов подготовили по вооружению. "Колониальный" D.XXI должен был нести один 7,92-мм пулемет FN-Browning в фюзеляже (боезапас 500 патронов) и два таких же в крыле (300 патронов на ствол). Помимо того, существовало еще по крайней мере шесть схем размещения на истребителе двух-четырех пулеметов калибра 7,92 и 12,7 мм или сочетания их с 20-мм пушками "Madsen". "Oerlikon", "Hispano", включая компоновку с установкой моторпушки (на моторе Hispano Suiza 12Ycre). Еще больший выбор обеспечивался по приборам, электро- и радиооборудованию.

Всего было произведено 139 самолетов.


Характеристики Fokker D.XXI-4
Экипаж 1 чел.
Размеры
Размах крыла, м 11,00
Площадь крыла, м² 16,20
Длина самолета, м 8,20
Высота самолета, м 2,92
Силовая установка
2×ПД Pratt Whitney R-1535 Twin Wasp Junior, мощностью, л.с. 1×1050
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1490
Нормальная взлетная 2050
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 410
Крейсерская скорость, км/ч 334
Практическая дальность, км 880
Практический потолок, м 9300

Вооружение. Два 7,69-мм пулемета М.36 в передней части фюзеляжа с боекомплектом по 500 патронов на ствол и два кpыльевых пулемета М.36 с боекомплектом по 300 патронов на ствол.

Фото Описание

Схема Fokker D.XXI ВВС Дании

Fokker D.XXI прототип 4

Модификации самолета

  • D.XXI-1. С 645-сильным ПД Bristol Mercury VI-S. Одноместный истребитель-низкоплан, прототип; два собраны для ВВС Дании.
  • D.XXI-2. 1937 года, с 760 л.с. ПД Bristol Mercury VIII. Вариант для ВВС Голландии и Финляндии.
  • D.XXI (1938 г.). С советским двигателем М-25. Испанский вариант.
  • D.XXI (1939-40 г.г.). С 760-сильным ПД Bristol Mercury VIII. Датская лицензиозная модель, построено 10 шт. Нёс 20-мм подкрыльевые пушки Madsen.
  • D.XXI-3. С 760-сильным ПД Bristol Mercury VIII. Вариант с вооpужением в каплеобразных обтекателях, в 1939 построено 38 шт. для Финляндии.
  • D.XXI-E1. С 760-сильным ПД Bristol Mercury VIII. Экспериментальный вариант с резко выраженным сужением крыла к концу.
  • D.XXI-4. 1941 год. с 1050-сильным ПД Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior. Поставлено 50 шт., вооpужение из фюзеляжа перенесено в кpыло.
  • D.XXI-5. 1944 год, с 920-сильным ПД Bristol Pegasus X. Последняя партия из пяти финских машин.

Подробно

Источники

  • Фоккер D.XXI /Мир Авиации. Владимир Котельников./
  • "Летучие голландцы" /Крылья Родины. Сергей Иванников./