MB.152 "Bloch"
Истребитель
Bloch
Работы над цельнометаллическим монопланом с убирающимся шасси и двухрядным звездообразным двигателем фирма «Bloch» вела исключительно за свой счет, в инициативном порядке.
Конструкторское бюро возглавлял инженер Морис Руссель. Опытный образец истребителя, обозначенного MB. 150, был построен на заводе фирмы в Курбевуае в середине 1936 года.
Прототип "Bloch" 150-01, положивший начало производства одноместных французских истребителей, едва ли мог похвастаться удачным началом своей "карьеры" - дважды, в июне и в августе, он не мог оторваться от земли во время испытательных полетов.
После значительных доработок и замены двигателя на более мощный, "Гном-Роне", 29 сентября 1937 г. полет состоялся.
Цель последовавших затем изменений - подготовить самолет к производству. Он был заказан под индексом "Bloch"-151.
Однако вместо более чем двухсот истребителей, предназначенных для французских ВВС, 1 апреля 1939 г. поставлен был только один.
Невысокие летные качества вкупе с перегревом двигателя и плохой работой контрольных приборов привели самолет, после некоторых переделок, к переквалификации в учебную машину.
Построено было только 140 самолетов. В апреле 1938 г. был подписан контракт на еще три модели, которые появились под номерами 152, 153, 154. Стадии промышленного производства достиг только 152.
"Bloch" 152-01, существенно отличавшийся от своего предшественника, имел двигатель "Гном-Роне" и впервые поднялся в воздух 15 декабря 1938 г. Выпуском этого самолета занимались заводы SNCA du Sud Ouest, поглотившие к тому времени компанию Марселя Blochа.
Первые заказы на "Bloch" 152 поступили на 288 самолетов, но к началу войны укомплектована была только одна эскадрилия, причем её самолеты были не готовы к боевым действиям.
К январю 1940 г. французские ВВС имели более сотни "Bloch" 152, которые могли летать, и вдвое больше самолетов, которые летать не могли, так как у них не было пропеллеров. В целом на вооружение поступило 482 самолета, но к концу июля 1940 г. из них осталось только две трети.
Многие уцелевшие самолеты использовались ВВС правительства Виши, 20 были переданы немцами Румынии. Почти в то же время Королевские ВВС Греции получили из Франции 9 самолетов "Bloch" 152 (из 25 заказанных).
Фирма SNCASO не ограничилась только выпуском MB. 152, и незадолго до начала войны конструкторское бюро Марселя Bloch разработало еще несколько вариантов истребителя «Bloch».
Среди них были самолеты, оснащенные американскими силовыми установками. С октября 1938 года велись работы над MB. 153 с мотором Пратт-Уитни R-1830-SC3G «Твин Уосп».
Опытный образец MB. 153-01 совершил первый полет в апреле 1939 года, затем испытывался в СЕМА и был возвращен для внесения доработок в конструкцию.
После повторных испытаний он был принят представителями ВВС и летал затем на юге Франции. Истребитель MB. 154 планировалось оборудовать двигателем Райт R-1820-G205A, но этот мотор поступил в страну уже тогда, когда в нем не было никакой надобности.
Лучшего результата инженеры добились простым совершенствованием Bloch МВ.152 с двигателем Гном-Рон 14N49 и воздушным винтом «Шавьер 371».
Таким образом, возник MB. 155, разработанный под руководством ведущих конструкторов фирмы SNCASO Г. Фандо и Л. Серванти.
Прототип MB. 155, впервые взлетевший 3 декабря 1939 года в Деоле, представлял собой простую переделку серийного МВ.152, на котором смонтировали гладкий капот большего диаметра, переместили маслорадиатор из-под левого крыла в обтекатель воздухозаборника карбюратора и ликвидировали подкосы горизонтального оперения.
Для улучшения аэродинамической формы фюзеляжа между противопожарной перегородкой и седьмым шпангоутом установили накладные закругленные фальшборта.
Немного позднее элероны самолета оборудовали триммерами, а воздушный винт «Шавьер» заменили винтом «Bloch». Из-за недостаточной прочности хвостового оперения пришлось вновь установить подкосы стабилизатора.
Опытный образец MB. 155 испытывался до весны 1940 года и в целом показал удовлетворительные летные характеристики. По сравнению с МВ.152 он имел немного лучшую маневренность и на 25 км/ч превосходил своего предшественника по максимальной скорости.
Серийное производство нового «Blochа» планировалось развернуть в Деоле, где происходила, главным образом, окончательная сборка самолетов из агрегатов, поставляемых предприятиями-субподрядчиками.
Первый серийный MB. 155 был облетан 3 апреля 1940 года и отличался от прототипа немного расширенными, закругленными бортами фюзеляжа, благодаря чему появилась возможность увеличить емкость топливного бака с 427 до 480 л.
Козырек фонаря кабины также приобрел закругленную форму, и внутри него предполагалось разместить плоское бронестекло «триплекс».
Вооружение осталось прежним: две 20-мм пушки и два 7,5-мм пулемета с магазинами барабанного типа. До середины июня со сборочных линий сошли три MB. 155, а к концу войны темпы производства возросли до трех машин в день.
Серийный выпуск истребителей прекратился только тогда, когда немецкие войска были уже рядом. 18 июня два МВ.155 погибли под вражескими бомбами на аэродроме, а оставшиеся самолеты были эвакуированы на юг Франции.
|
MB.152 |
MB.155 |
Экипаж, чел |
1 |
1 |
Размеры |
Размах крыла, м |
10.54 |
10.54 |
Длина самолета, м |
9.10 |
9.05 |
Площадь крыла, м² |
17.32 |
17.32 |
Высота самолета, м |
3.03 |
3.03 |
Двигатель |
Gnom-Rone 14N49, л.с. |
1060 |
1060 |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета |
2158 |
2140 |
Максимальная взлетная |
2748 |
2900 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
500 |
525 |
На высоте, м |
5500 |
5500 |
Дальность полета, км |
540 |
750 |
Потолок, м |
10000 |
10000 |
Вооружение. |
2Х20-мм пушки и 2Х7,5-мм пулемета MAC 1934-M39 |
|
|
Источники
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
- "50 лучших истребителей Второй мировой войныи" /Геннадий Корнюхин/
|