Авиация Второй мировой

Home English

MS.410

Истребитель

Morane-Saulnier

MS.410

MS.410 - последняя улучшенная серийная модификация этого самолёта, выпущенная по результатам боевых вылетов MS.406.

Конструкция модифицированного истребителя не имели радикальных отличий от своего предшественника. Непосредственно кабина пилота полностью закрывалась прозрачным фонарём со сдвигаемой назад средней секцией. За креслом пилота предусматривалось место для радиостанции, штыревые антенны которой находились снизу и сверху фюзеляжа, причем нижняя антенна при посадке складывалась вдоль фюзеляжа назад по полёту. На MS.410 впервые появилась бронеспинка. Вся задняя часть истребителя, вплоть до кабины, обшивалась полотном. Для большей жесткости хвостового оперения стабилизаторы получили дополнительные верхние раскосы, при этом рули высоты и направления обшивались полотном. Передняя часть фюзеляжа отделялась противопожарной перегородкой, за которой размещался непротектированный топливный бак.

Винтомоторная группа истребителя состояла из V-образного 12-цилиндрового двигателя Hispano-Suiza 12Y мощностью 860 л.с. и трехлопастного металлического винта Chavier. Маслорадиатор, размещенный в самом носу, не имел изменений, а нижний водорадиатор выполнили фиксированным. Это несколько снижало скорость, но избавляло самолёта от одного из наиболее крупных недостатков MS.406 - "выскакивание" радиатора при резких эволюциях самолёта. Кроме того, были введены реактивные выхлопные патрубки.

Консоли крыла подверглись изменению - передняя кромка в районе стыка с цетропланом стала более ровной.

Вооружение истребителя теперь состояло из одной 20-мм мотор-пушки Hispano-Suiza HS9 и четырех 7,5-мм пулеметов М1934 М39 в крыле, имевших боекомплект по 550 патронов на ствол. Магазины барабанного типа, являвшиеся одной из ярких особенностей MS.406, были заменены на ленточное питание. Также был введен коллиматорный прицел.


Характеристики MS.410
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 10,60
Площадь крыла, m² 16,00
Длина самолета, м 8,15
Силовая установка
1 × ПД Hispano-Suiza 12Y 31, л.с. 1 × 860
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1900
Нормальная взлетная 2470
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 470
Максимальная скороподъемность м/мин 520
Практический потолок, м 8500
Вооружение
20-мм пушка в фюзеляже, 4×7,5-мм пулемета в крыле

Прототип MS.410 успешно прошел испытания в январе-феврале 1940 года. При некотором увеличении полетной массы максимальная скорость истребителя должна была увеличиться до 509 км/ч на высоте 4000 метров, но фактически она составила 470 км/ч. Поскольку времени на развертывание массового производства не оставалось, было принято решение производить модернизацию уже построенных MS.406. Однако к 10 мая 1940 г. было готово лишь 5 самолётов, а до подписания перемирия успели переоборудовать ещё 74 истребителя. В боевых действиях против Германии они принять участие не успели.

После заключения перемирия основная часть обновленных истребителей осталась в подчинении ВВС Виши и находилась на вооружении до ноября 1942 года. Другая часть, реквизированная немцами, была распределена между союзниками Германии.

В течении 1941-1944 гг. финские MS.410 (см. фото вверху) совершили совсем немного боевых вылетов. По зарубежным источникам на счету их пилотов записано не менее 10 побед. Далеко не все из "моранов" дожили до конца войны, хотя единичные экземпляры летали вплоть до начала 1950-х гг.

Несколько MS.410 в числе 48 других "моранов", в 1942 году немцы передали армии Хорватии. Каких-либо подробностей об их боевом применении найти не удалось.

Фото Описание
Схема Amiot 351

Схема MS.410

Источники

  • Истребитель Morane-Saulnier MS.410 /Андрей Крумкач/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/