Авиация Второй мировой |
| SAI Амброзини | Бреда | Капрони Виццола | FIAT | IMAM | Macchi | Пьяджо | Реджан | Савой-Марчетти | CANT | Фото и схемы | |
AUT.18
В 1936 году Министерство Авиации Италии (Ministero dell'Aeronautica) объявило программу развития ВВС Италии, получившую название Progetto R. Согласно этой программе требовалось 3000 новых истребителей (Caccia da Combattimento), которые могли бы заменить в течении 1939-40 годов устаревшие истребители Fiat CR.32 Freccia и CR.42 Falco. Требования предусматривали хорошие скороподъемные качества, вооpужение из одного 12,7-мм пулемета и ограниченную продолжительность полета. Эта спецификация была вскоре изменена введением вооpужения из двух пулеметов и продолжительности полета в два часа. В конкурсе на создание истребителей по этой программе участвовали Macchi MC-200 Saetta, Caproni-Vizzola F-4 и F-5, IMAM-Romeo Ro-51, FIAT G-50 Freccia, Reggiane Re-2000 Falco и AUSA AUT.18. В ходе проведенных испытаний Macchi MC-200 Saetta был выбран для запуска в серию. Его ближайший конкурент, Reggiane Re.2000, имевший хорошую маневренность на высоте и лучшую управляемость на малой скорости,был отвергнут по причине сильной уязвимости своих крыльевых топливных баков и из-за сомнений в их конструктивной прочности. Однако из-за подковерной борьбы лоббистов в серию пошли и Macchi MC-200 Saetta, и FIAT G-50 Freccia, и Reggiane Re-2000 Falco, каждый из которых дал линейку истребителей или истребителей-бомбардировщиков. В тени остались неудачники конкурса - машины не менее интересные и достойные внимательного рассмотрения. У AUSA AUT.18 крайне длинный период проектирования: задуманный инженером Феличе Трояни (Felice Trojani) еще в 1934, проект в течение трех лет постоянно перерабатывался по итогам большого количества испытаний и продувок моделей в аэродинамической трубе. Строительство опытного образца происходило на заводе Aeronautica Umbra S.A в Фолиньо, техническим директором которого был Трояни. Обозначение самолета представляет собой сокращение от названия фирмы, фамилии конструктора и площади крыла в квадратных метрах. AUT.18, замышлявшийся первоначально как двухместный истребитель, был построен в одноместной конфигурации. По отношению к истребителям предыдущего поколения, он был тяжелее, использовал более мощный двигатель FIAT A.80 мощностью в 1044 л.с. и был вооружен двумя пулеметами калибром 12,7-мм, расположенными вне зоны ометания винта. Испытания рулежками опытного образца MM. 363 (такой номер получила машина от итальянских ВВС) начались 21 марта 1939, на заводском аэродроме в Фолиньо. Для проведения летных испытаний из соображений предосторожности было принято решение перевезти самолет на больший аэродроме Витербо. После этого последовала трудная операция по перевозке на расстояние около 120 км. после доставки в Витербо 22 апреля 1939 состоялся первый полет под управлением летчика-испытателя фирмы Umbra Роччато (Roccato). Летом 1939 года начинаются военные испытания самолета: 20 июля AUT.18 переводится в летно-испытательный центр ВВС Италии (Regia Aeronautica) Гуидонию (Guidonia) и 18 августа начинается краткий цикл испытаний стрельбой на аэродроме Furbara, с положительным результатом. Чтобы улучшить эксплуатационные показатели самолета была осущестлена замена капота на новый, аэродинамически более чистый. Была уменьшена фронтальная проекция двигателя, головки цилиндров были закрыты выпуклыми обтекателями, а на втулку винта был установлен стреловидный кок. Для выполнения этих работ 23 февраля 1940 года самолет был доставлен на завод в Фолиньо. Благодаря новой конфигурации капота, AUT.18 стал быстрее на 15 км/ч. - теперь максимальная скорость составляла 489 км/ч. 21 июня самолет был возвращен в Гуидонию и 12 июля после 49 полетов Роччато заканчивает летные испытания. Летные испытания проводились с крайней осторожностью из-за нежелания рисковать единственной существующей машиной. В летно-испытательном центре на AUT.18 летали полковники Тонди, Мантелли, Виноли (Tondi, Mantelli, Vignoli) и их оценка самолета довольно высокой. Высказывалось предложение о замене им штурмовика Breda Ba.65: один из протоколов испытаний Адриано Мантели содержат конкретные ссылки на эту возможность. Самолет, более тяжелый чем другие современные истребители, предлагал хорошие возможности в качестве преемника Ba. 65, имея лучшие скоростные характеристики. 5 ноября 1940 состоялась официальная передача AUT.18 в состав Regia Aeronautica, и в этот же день Мантели получает поручение перебазировать самолет на аэродром Орвието для использования в качестве истребителя ПВО. Из-за переделок и бюрократических проволочек при проведении испытаний (Макки MC.200 уже завершил свой первый полет в 1937г.), этот истребитель не предлагалось запускать в серийное производство. Причины были прежде всего политические - в серии уже находили 3 типа истребителя (вместо одного), два из которых хоть немного, но превосходили AUT.18. О судьбе прототипа, мало что известно. Трояни писал в своих мемуарах, что самолет был перевезен в Германию для проведения испытании после перемирия, но более вероятно, что он был уничтожен в ходе рейда, после его передачи в Орвието. Есть версия, что он был захвачен союзниками для изучения. Следует отметить, что британские Королевские ВВС уже знали про этот тип самолетов в 1936 и отметили ее среди известных итальянских типов.
Техническое описание. Истребитель AUT.18 представлял собой одномоторный, одноместный, цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом. Фюзеляж треугольного сечения был сварен автогеном из стальных хромо-молибденовых труб, наружная обшивка из дюралюминия. Крыло представляло собой конструкцию из хромо-молибденовых стальных труб, соединенных с помощью точечной сварки. Обшивка крыла дюралюминиевая, поверхности обтянуты полотном. Вооружение состоит из двух 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT, расположенных в центральной части крыла и стреляющих вне плоскости ометания винта. Боезапас пулеметов - 300 патронов на ствол. Шасси самолета убирающееся колесами к оси самолета. Механихм уборки шасси снабжен гидроприводом и дожимными насосами. Колеса снабжены амортизаторами "FAST". Хвостовое колесо убирающееся. Хвостовое оперение выполнено из дюралюминия (лонжероны и нервюры), отклоняющиеся поверхности, покрытые холстом, статически и аэродинамически сбалансированы. Топливные баки расположены в фюзеляже сразу за кабиной пилота. Двигатель FIAT A.80 мощностью в 1044 л.с. с трехлопастным металлическим винтом Alfa Romeo с изменяемым в полете шагом.
Источники
|