Авиация Второй мировой

Home English

SM.91
Многоцелевой истребитель
Savoia-Marchetti

Savoia-Marchetti SM.91

SM.91 - многоцелевой двухбалочный двухмоторный истребитель, разработанный в Savoia-Marchetti. В 1941 году Министерство Авиации Италии объявило конкурс на многоцелевой истребитель, способный применяться в качестве эскортного истребителя, истребителя-бомбардировщика, штурмового и скоростного разведывательного самолета. В конкурсе участвовали фирмы Caproni Aeronautica Bergamasca с истребителем Ca-380 Corsaro и фирма Savoia-Marchetti с истребителями SM.91 и SM.92. При разработке истребителя SM.91 использовался проект скоростного бомбардировщика SM.88.

В качестве силовой установки устанавливались двенадцатицилиндровые двигатели жидкостного охлаждения Alfa Romeo RA-1050 RC.58 Tifone (лицензионная копия немецких Daimler-Benz DB 605A-1). Самолет имел мощное вооружение - пять 20-мм пушек Mauser MG 151/20 и мог нести четыре 100 или 160 килограммовые бомбы или одну 500 килограммовую. Первый полет прототипа состоялся 10 марта 1943 года. Испытания самолета продолжались до сентября 1943 года. После высадки союзников в Италии самолет был реквизирован Люфтваффе и отправлен в исследовательский центр в Рейхлине. Дальнейшая судьба самолета неизвестна. Второй экземпляр самолета был готов в июле 1944 года. Его испытывали, однако 27 декабря 1944 года в результате налета на авиазавод американских бомбардировщиков и этот экземпляр был утрачен.

Характеристики SM.91
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 19,70
Площадь крыла, м² 41,76
Длина самолета, м 13,25
Высота самолета, м 3,84
Силовая установка
2 × ПД Alfa Romeo RA-1050 RC.58 Tifone (DB 605A-1), л.с. 2 × 1475
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 6400
Нормальная взлетная 8890
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 584
Крейсерская скорость, км/ч 515
Скороподъемность, м/мин 706
Практическая дальность, км 1590
Практический потолок, м 11000

Вооружение. Пять 20-мм пушек Mauser MG 151/20 (300 патронов на пушку), бомбовая нагрузка - четыре 100 или 160 килограммовые бомбы или одну 500 килограммовую

Фото Описание

Схема Savoia-Marchetti SM.91

SM.92

SM.92
  • Многоцелевой истребитель
  • Первый полет: 1943
  • Savoia-Marchetti

В то время пока шли испытания SM.91 конструкторский коллектив под руководством Алессандро Маркетти приступил к разработке улучшенного истребителя двухбалочной схемы. Чтобы добиться увеличения скоростных показателей необходимо было снизить аэродинамическое сопротивление и снизить массу самолёта. Так появилась идея полностью отказаться от гондолы, в которой размещался пилот и вооружение. Вместо этого кабину перенесли на левую балку, а вооружение оставили в центроплане. Кроме того в хвостовой части установили обтекатель для дистанционно управляемого 12,7-мм пулемета, обеспечивающего обстрел задней полусферы. В остальном конструкция истребителя SM.92 практически не отличалась от SM.91.

Постройка самолёта проходила в неблагоприятных условиях, когда поражение Италии в войне практически не оставляло сомнений. После раздела страны прототип SM.91 и недостроенный SM.92 перешли в руки немцев. Формально SM.92 как бы принадлежал итальянцам (ему даже успели присвоить номер ММ.531), но фактически всем заправляла немецкая администрация, рассчитывавшая наладить выпуск перспективных итальянских истребителей в своих интересах.

Первый полёт этот истребитель совершил 12 ноября 1943 г. неся немецкие опознавательные знаки, но на борту самолёта находился итальянский пилот Альдо Модджи и механик Карло Бальзарини. На испытаниях SM.92 развил скорость 600 км\ч и показал лучшую скороподъёмность по сравнению с SM.91. К 17 марта 1944 г. истребитель успел налетать 15 часов, когда в очередном вылете он столкнулся с летевшим рядом МС.205. От удара был сильно поврежден один из двигателей, однако пилоту удалось дотянуть до аэродрома и совершить посадку. Самолёт был отправлен на ремонт, длившийся до июня 1944 г., после чего SM.92 совершил ещё несколько тестовых полётов продолжительностью примерно 6 часов.

Короткая жизнь SM.92 закончилась 27 декабря 1944 г., когда единственный прототип истребителя был уничтожен во время американской бомбардировки. О планах его серийного строительства информации нет, однако после этого инцидента немцы отказались от продолжения работ над SM.92.

Характеристики SM.92
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 18,55
Площадь крыла, м² 38,52
Длина самолета, м 13,70
Высота самолета, м 4,10
Силовая установка
2 × ПД Alfa Romeo RA-1050 RC.58 Tifone (DB 605A-1), л.с. 2 × 1475
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 6250
Нормальная взлетная 8750
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 615
Крейсерская скорость, км/ч 540
Скороподъемность, м/мин 840
Практическая дальность, км 2000
Практический потолок, м 12000

Вооружение. Три 20-мм пушки Mauser MG 151/20 (боекомплект - 300 патронов), пять 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT (по 350 патронов)

Источники

  • Savoia Marchetti SM.91 /Gruppo Modellistico Sestese. Giorgio Dorati/
  • Savoia Marchetti SM.91 /Aerei Italiani - Scheda Tecnica/
  • Savoia Marchetti SM.92 /Gruppo Modellistico Sestese. Giorgio Dorati./