Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Пе-8 746 АП ДД Пе-8 № 4214 Пе-8 № 42086 Потери Пе-8 Инциденты Боевое применение Документы штаба СССР Пе-8

Краткий обзор боевой деятельности противника перед западным фронтом за декабрь 1942 г.

Документы штаба 45 АД ДД

Оригинал текста

Основное соединение, обслуживающее аэродромы - 106-я транспортная группа, базирующаяся на аэродроме Витебск. Ранее отмечавшаяся 3-я транспортная эскадра особого назначения, по видимому, в большинстве своем перестроена на юг.

Специальная авиация перед западным фронтом составляет 50-60 самолетов.

Д. ОБЩАЯ ГРУППИРОВКА.

Показаниями пленных, радиоперехватов и аэрофотографированием на 1.1.43 г. установлена следующая группировка ВВС противника, действующая на западном фронте, частично Калининском и Брянском фронтах.

а) Бомбардировочная авиация - 10-160 с-тов

б) Истребительная авиация - 100-120 с-тов

в) разведывательная авиация - 60-70 с-тов

Всего боевой авиации.............300-350 с-тов

Специальная авиация...............50-60 с-тов

Аэрофотографированием к концу декабря м-ца 1942 г. на основных аэродромах противника перед Западным фронтом, кроме аэродромов Витебск, Орша, Бобруйск, отмечено наличие 294 самолетов.

Военный летчик-истребитель, сбитый 3.12.42 г. показал, что на аэродроме свх. Дугино до 50% макетов самолетов, расположенные группами между боевыми самолетами. Не исключено, что в числе зафиксированных самолетов аэрофоторазведчиков, частично были макеты.

В декабре м-це на фронте зарегистрировано всего 1446 самолетов, из них: бомбардировщиков Ю-88, Ю-87 и Хе-111 - 768 самолетов, (53%), истребителей Ме-109. Ме-110 и частично ФВ-190, Хе-113 346 самолетов (24%), разведчиков Хе-126 и ФВ-189 - 332 самолета (23%). Полеты транспортных самолетов не входят в общее количество зарегистрированных самолетов (см. приложение № 3).

III. ПОТЕРИ АВИАЦИИ ПРОТИВНИКА.

В течение декабря м-ца проведено 26 воздушных боев, в результате которых сбито 20 и подбито 5 самолетов. Всего сбито 35 и подбито 15 самолетов (см. приложение № 5)

IV. ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ АВИАЦИИ ПРОТИВНИКА

1. Действия по наземным войскам.

Действия авиации противника по боевым порядкам наших наземных войск. были ограничены плохими метеоусловиями. В течение декаря было всего лишь шесть летных и шесть летно-ограниченных дней (см. приложение №1). В отдельные дни, в связи с улучшением погоды бомбардировщики противника группами 5-7-11 самолетов бомбардировали порядки наступающих войск на участке 30,31, 20 армий.

Так например, 10.12.42 г. на участке 20 армии, авиация противника в группах 8 Ю-88, 11 Ю-87, 6 Ю-88 и 3 Ю-88 бомбила наши наземные войска в районе Муравьево, Оптяхино, Солмино; 17.12 группами 10 Ме-110 9 Ме-110 и 10 Хе-111 под прикрытием 6-8 Ме-109, бомбила наши наступающие части в р-не Васютники.

Тактика действия авиации противника по наземным войскам остается без изменений.

Как и раньше, перед приходом бомбардировщиков, за две - три минуты на поле боя появляются истребители противника с задачей: при наличии наших истребителей пассивным ведением воздушного боя сковать последних и дать таким образом своим бомбардировщикам безнаказанно бомбить наши наземные войска.

17.12.42 г. в р-не Васютники появились 6 Ме-109, которые завязали воздушный бой с 17 нашими истребителями, прикрывающими наземные войска, отвлекли их от поля боя, а этим временем 11 Хе 111 бомбили боевые порядки наших войск.

Необходимо отметить, что бомбардировщики противника при отсутствии противодействия наших истребителей, как правило заход производили с нашей территории со стороны солнца.

На правом крыле фронта отмечено появление одной-двух групп вооруженных самолетами Ме-110.

17.12.42 г. три группы 10 Ме-110, 9 Ме-110, 9 Ме-110, 9 Ме-110 и 7 Ме 110 бомбили наши войска в р-не Васютники. Заход делали со стороны солнца. Пройдя 1 км на восток на Васютники , с левым разворотом на 90 градусов, с высоты 700-800 м переходили в пикирование. Выход из пикирования производили на высоте 400-300 м.

При отсуствии наших истребителей и слабом противодействии ЗА, бомбардировщики противника делают несколько заходов, сбрасывая на каждый заход 1-2 бомбы, чем добивались большего времени воздействия по нашим войскам.

Взаимодействие между наземным и авиационным взаимодействием в немецкой армии отработано хорошо. Наблюдением установлено, что после ухода наших истребителей с поля боя, с земли подается команда на вызов бомбардировщиков и последние через несколько минут появляются над нашими войсками.

Так, 16.12.42 г. в 16.00 с поля боя в р-не Васютники ушли последние наши истребители прикрытия, через 5 минут появились группа на 10 Хе-111.

17.12.42 г. в 13.42 в том же районе после ухода наших истребителей, чрез 6 минут появилась группа 11 Хе-111.

В обоих случаях бомбардировщики противника бомбили наши войска без противодействия истребителей. сПо войскам на поле боя противник применил бомбы ФАБ-50, чаще ФАБ-100 и реже осколочного действия.

2. ВОЗДУШНЫЙ БОЙ

В декабре м-це произведено 26 воздушных боев.

Тактика действия самолетов противника при ведении воздушного боя не изменилась.

Заслуживает внимание то, что в истекшем месяце истребители противника воздушные бои с нашими истребителями вели не энергично, не стремились его навязать, а при удобном случае, в большинстве своем, уклонялись от боя или постоянно выходили из боя.

Наоборот, наших бомбардировщиков и штурмовиков, в силу недостаточной их боевой защиты при атаках, даже не имея численного превосходства, атаковали смело и настойчиво преследовали, несмотря на сильный отсеченный огонь ЗА с нашей стороны.

Это обстоятельство можно объяснить следующими причинами:

а) Истребительная авиация пр-ка в течение м-ца на поле боя не имела господства в воздухе, последнее было на стороне нашей истребительной авиации.

б) Часть наиболее подготовленного летного состава истребителей, ранее действовавшего на Западном фронте, по видимому, переброшена в другие направления, а часть была уничтожена в воздушных боях и огнем нашей ЗА в предыдущие м-цы. Новое пополнение имеет недостаточную подготовку и малый боевой опыт.

16.12.42 г. 6 ЛаГГ-3 272 ИАП в р-не Новоселово, на высоте 2000 м встретили 4 Ме-109Ф, эшелонированных парами по высоте.

Наши истребители навязали бой одной паре, который продолжался 1-12 минут и протекал все время на виражах и вертикалях. Несмотря на преимущество в материальной части, истребители пр-ка атаки производили не настойчиво, огонь открывали с дистанции 800-700 м, из атаки выходили с дистанции 200-150 м. Лобовых атак избегали.

Вторая пара Ме-109Ф, находящаяся выше в бой не вступала. В результате воздушного боя 1 Ме-109Ф был подбит, наши самолеты потерь не имели.

17.12 42 г два Як-1 20 ИАП, прикрывая район Аристово, атаковали 2 ФВ-190. С первой атаки 1 ФВ-190 был сбит, а второй поспешно с резким пикированием ушел на свою территорию.

А. БОЙ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

Тактические приемы и методы атак истребителей противника типа Ме-109 в воздушных боях с нашими истребителями не являлись постоянными и в зависимости от обстановки каждый раз менялись.

С появлением на поле боя нового истребителя ФВ-190 несколько изменились методы атак. Из небольшого количества проведенных воздушных боев с этим истребителем можно сделать вывод, что истребитель ФВ-190, имея мотор воздушного охлаждения, более охотно идет на лобовую атаку, наоборот, при встрече с нашими истребителями Як-1 избегает ведения воздушного боя на вертикальных фигурах, т.к. в этом положении его легко догоняет Як-1.

10.12.42 г. 4 Як-1 516 ИАП в р-не Зубцов на высоте 2000 м вступили в бой с ФВ-190. Последние стремились навязать нашим истребителям бой на встречных курсах, атакуя наши самолеты в лоб. Огонь открывали с дистанции 600-500 м. Бой закончился безрезультатно.

10.12.42 г. 4 Як-1 прикрывая р-н Хлепень, встретили 2 ФВ-190. Ведущий майор КУКИН незаметно подошел снизу сзади к одному ФВ-190 на дистанцию 150. Второй ФВ-190, заметив атаку наших истребителей, переворотом пытался уйти, но КУКИН догнал его и с дистанции 200 м пулеметным огнем подбил, последний поспешно ушел на свою территорию. В это время вновь подошедшие 2 ФВ-190 атаковали один Як-1. Группа поспешила на помощь. Истребители пр-ка, заметив подходящую группу, вошли в вираж. М-ор КУКИН подойдя снизу во внутреннюю сторону виража, длинной очередью сбил один ФВ-190, остальные самолеты противника ушли на свою территорию.

В этот-же день 8 Як-1 20 ИАП на высоте 2600 м встретили 2 Ме-109Ф и 4 ФВ-190. Самолеты пр-ка шли в строю парами на дистанции 300 м, последние в правом пеленге. Истребители Ме-109Ф находились выше ФВ-190 на 500 м. При попытке нашей группы атаковать истребители пр-ка от боя уклонились.

После разворота нашей группы отстающая пара Як-1 снова встретила эту группу истребителей. Один самолет Як-1 при попытке атаковать Ме-109Ф свалился в штопор и ушел вниз. Оставшийся ведущий вынужден был встать в вираж и вести оборонительный бой с превосходящими силами пр-ка. Самолеты пр-ка по очереди старались попарно атаковать наш самолет, причем ФВ-190 по одному трижды заходили в лоб нашему самолету.

В результате воздушного боя у самолета Як-1 был пробит радиатор. Летчик привел свой самолет на аэродром и благополучно произвел посадку.

Истребители пр-ка, как и раньше, проявляют большую настойчивость при атаках наших самолетов, оторвавшихся от своих групп.

17.12.42 г. в р-не Пруды на высоте 1800 м два Ме-109Ф атаковали отставший с-т Як-1. Атаки производились сзади-снизу. С-т Як-1 (летчик мл. л-т АНТИШЕВСКИЙ) был подбит и пошел на вынужденную посадку. Истребители пр-ка неотступно продолжали его атаковать и даже после посадки самолета на нашей территории, несмотря на сильный огонь ЗА, они сделали несколько атак по самолету, стараясь его поджечь.

Отсуствие численного превосходства, истребители пр-ка обычно стремятся компенсировать внезапностью первой атаки.

16.12.42 г. 8 ЛаГГ-3 272 ИАП в р-не Истрагово на высоте 200 м были внезапно, со стороны солнца, атакованы двумя Ме-109.

В воздушном бою пр-к стремился отвлечь наших истребителей вглубь своей территории. В результате 10 мин. боя один Ме-109 был сбит, упал в р-не Осуга. Наши с- ты потерь не имели. Отмечено несколько случаев, когда истребители пр-ка, оказавшись в тяжелой обстановке, стремясь выти из боя, переходят в пикирование или в свободное падение, пользуясь при этом форсажем (черный дым за хвостом). Наша ЗА и истребители, предполагая, что пр-к подбит, прекращает огонь и преследование, а последний уходит безнаказанно на свою территорию.

Б. БОЙ С БОМБАРДИРОВЩИКАМИ

Наших бомбардировщиков истребители пр-ка атакуют смело и активно. Даже в тех случаях, когда несут потери от огня и стрелков, атаки не прекращают.

10.12.42 г. группа в составе 7 Пе-2 без прикрытия истребителей в строю правый пеленг производила бомбардирование артмин-позиций пр-ка в р-не с.в. Сычевка. На втором заходе на цель, в момент разворота, отставший ведомый был атакован 2 ФВ-190.

Атаки производились с разных сторон и направлений, но больше всего сверху, сзади и снизу. Всего произведено 12 атак. В результате Пе-2 получил повреждение и произвел вынужденную посадку на своей территории.

16.12.42 г в р-не Васютники два Ме-109Ф атаковали 6 Пе-2. Атаку производили с разных направлений: один сверху - сзади, второй снизу - сзади. Атаковавший снизу расчленил левое звено, но ущерб звену не принес, ушел в облака. Атаковавший сверху был встречен сильным огнем стрелков, получил повреждения и со снижением ушел на свою территорию.

Наблюдением экипажей установлено, что истребители ФВ-190 наших бомбардировщиков часто атакуют сверху в лоб, причем атаки обычно стараются начать к моменту разворота бомбардировщиков, когда огонь стрелков всей группы не может быть сосредоточенным и отдельные самолеты отстают от своей группы.

Ниже по схеме один из таких примеров.

17.12.42 г. группа в составе 4 Пе-2 на боевом пути была атакована двумя ФВ-190. Атака производилась сверху в лоб. Огонь открывался с дистанции 400-300 м. Огнем стрелков истребители пр-ка были отогнаны, ушли вниз и следовали сзади группы бомбардировщиков на удалении 400-500 м, не производя атак. После бомбардировщиков на развороте истребители пр-ка снова атаковали группу Пе-2. Атаки производили в этот раз парами с разных направлений. Огонь открывали с дистанции 150-100 м, а временами даже с дистанции 50 м. В результате воздушного боя сбито 2 Пе-2 и два Пе-2 повреждено, сели вынужденно на своей территории. Один ФВ-190 был подбит и вышел из строя.

В. БОЙ СО ШТУРМОВИКАМИ

Одноместных штурмовиков, как одиночек, так и в группах истребители пр-ка атакуют смело, огонь открывают с коротких дистанций, иногда почти в упор. Атаку производят парами, чаще всего на ведомые фланговые самолеты, с различных направлений сверху, сзади, снизу сзади и с боков.

17.12.42 г. 4 одноместных Ил-2 в р-не Помельница, на высоте 700-800 м были атакованы 2 Ме-109 и одним ФВ-190. В результате беспрерывных последовательных атак один самолет Ил-2 был подбит и сел на вынужденную на своей территории, 2 с-та Ил-2 получили незначительные повреждения.

Тактических приемов для атаки наших двухместных штурмовиков истребители пр-ка еще не имеют, атакуют их по методу одноместных, стремясь в ходе боя найти лучший способ для атаки, чтобы избежать поражения от огня стрелков.

14.12.42 г. два ФВ-190 с высоты 300 м атаковали подбитого огнем ЗА двухместный Ил-2 (см. ниже схему).

Атаки производили справа сверху, слева сверху и сверху сзади. Угол атаки все время менялся, начиная от 15 градусов, доходя до 50 градусов. Выход из атаки производили вверх, подставляя живот самолета огню стрелка. При повторной атаке огнем стрелка один ФВ-190 был подбит, а второй прекратил атаку.

16.12.42 г. 5 Ил-2 в районе СЫЧЕВКА во время разворота были атакованы 8 ФВ-190, 2 Ил-2 развернувшись слева с дистанции 200 м пулеметно - пушечным огнем, предположительно, сбили один ФВ-190. При повторной атаке штурмовики расстроились и 6 ФВ-190 продолжали атаку одного двухместного Ил-2.

Атаку производили сверху сзади попарно, причем одна из пар непрерывно прикрывала своих истребителей. Несмотря на то, что один ФВ-190 был сбит огнем стрелка, остальные продолжали атаковать штурмовика, стараясь занять исходное положение для атаки вверху, в мертвом углу (50 град.). При входе в зону огня нашей ЗА истребители противника находились над Ил-2, прикрываясь им, но ЗА огонь не прекращала и отсекла истребители.

Из проведенных воздушных боев двухместными штурмовиками, можно сделать вывод, что этот самолет в группах и одиночно не только может вести активную оборону в воздушном бою с истребителями пр-ка, но и наносить потери истребителям противника, выходя из боя победителем.

Отмечено несколько случаев, когда истребители противника поспешно выходили из боя или не вступали в бой с группой наших штурмовиков, имевших в своем составе двухместный Ил-2.

10.12.12 5 Ил-2, один из них двухместный, после штурмовок пр-ка в р-не Жуково, Рязянцево, Соколово были атакованы двумяМе-109. В момент атаки штурмовики перестроились в круг, истребители пр-ка, безуспешно сделав одну атаку, вышли из боя.

В. БОЙ БОМБАРДИРОВЩИКОВ ПР-КА С НАШИМИ ИСТРЕБИТЕЛЯМИ

Бомбардировщики пр-ка при атаке наших истребителей, почти во всех случаях, даже при численном превосходстве, боя не приняли, безприцельно сбрасывают бомбы и с резким снижением уходят на свою территорию.

17.12.42 г. три ЛаГГ-а 272 ИАП на высоте 2500 м неожиданно для противника атаковали группу в составе 12 Ю-87 под прикрытием шести Ме-109. Бомбардировщики пр-ка поспешно сбросили бомбы вне цели, не приняв боя, быстро ушли на свою территорию.

В результате атак наших истребителей сбито 3 Ю-87 и подбит 1 Ю-87.

3. ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА

Воздушная разведка противником велась активно по всему фронту, даже в те дни, когда погода был очень плохая, отдельные самолеты-разведчики, используя нижнюю кромку облаков, вели разведку дорог и войсковых тылов.

3.12.42 г. один Ю-88 при сплошной облачности высотой 50-100 м видимости 50-100 м видимости 500-1000м и незначительном снегопаде, был зарегистрирован в р-не Лотошино.

Войсковая разведка велась самолетами Хш-126 и ФВ-189, реже Ме-109 и Ме-110 на глубину 15-30 км от переднего края.

Высота разведки несколько повысилась, а в районах сильного прикрытия огнем ЗА они обычно били в пределах 3000-3500 м.

Дальняя разведка по причине плохих метеоусловий велась не активно. Отдельные самолеты доходили до рубежа: Лихославль, Клин, Кубинка, Серпухов, Тула. В приложениях № 2,7, и 8 показаны наиболее частые маршруты дальних разведчиков пр-ка, зарегистрированных в ноябре и декабре м-цах на Западном фронте. Наибольшее внимание при ведении дальней воздушной разведки в эти м-цы противник уделял центру и левому крылу фронта.

По показаниям экипажа самолета Ю-88 1-й группы дальних разведчиков1-го авиакорпуса, сбитого 6.12.42 г. на Брянском фронте, известно, что самолеты дальней разведки на вооружении имеют два фотоаппарата. из них один короткофокусный (Ф=20см, снимок 30х30), и второй длиннофокусный (ф=50см, снимок 30х30). Короткофокусный аппарат предназначен для маршрутной съемки, а длиннофокусный для съемки отдельных объектов с больших высот.

4. ДЕЙСТВИЯ ПО Ж.Д.

Действия авиации пр-ка по ж.д.Западного фронта ввиду плохих метеоусловий были ограничены бомбардированием ж.д. станций, главным образом, одиночными самолетами. Основное внимание противник сосредоточил на действиях по ж.д. станциям на правом крыле фронта.

Новое в тактике действий авиации пр-ка по ж.д. не отмечено..

Всего произведено 12 налетов, в которых участвовало 16 самолетов, сброшено 79 бомб разных калибров. (см.приложение № 6).

5. ПВО ПРОТИВНИКА

Всеми видами разведки установлено, что пр-к широко маневрирует средствами ПВО. Так, например, в период наступления наших войск на правом крыле фронта, пр-к значительно усилил ПВО войск и тыловых объектов на этом направлении за счет переброски ряда батарей и даже дивизионов ЗА с других участков. в частности из р-на Болхов, Темкино, Вязьма.

А. Наблюдением установлено:

1. Патрулирование истребителей в р-нах: ночью Сычевка один-два истребителя на высоте 2500 м, Вязьма - один истребитель Ме-109 и один Ме-110 на высоте 2500-3000 м; Смоленск 2 истребителя Ме-109; рад. Помельница, свх. Дугино, Ст. Осуга, Златоустово, Вязьма, Ржев, Спас-Деменск, Олсуфьево.

2. Огнем ЗА прикрыты: до одной батареи: Гжатск, Нов. Село, Двоевка, ст. Оленино, Осугу,, Жиадра, до двухбатарей: Белый. Ржев, ст. Ново-Луганская - до трех батарей: Сычевка, рад. Помельница; свыше дивизиона крупного и среднего калибров: Вязьма, Смоленск, Витебск.

3. Работа прожекторов в пунктах: Витебск - 12, Смоленск - 20, Вязьма 22, группами по 3-4, из них 8 в р-не ж.д. узла: Ржев-4, свхз. Дугино-10, Сычевка-6, ст Осуга, Гжатск-6, ст. Ново-Дугинская - 7, Батищево .

Наблюдением нескольких экипажей У-2 168 САП отмечено: противник в конце декабря м-ца поставил два сигнальных прожектора малой мощности в р-нах: 1-Людиново, 2-я Дятьково с задачей наведения ночных истребителей на наши самолеты. Порядок взаимодействия истребителей с прожекторами осуществляется следующим образом.

При появлении наших самолетов У-2 в секторе черный поток, Люциново, после этого начинают работать прожектор Дятьково. Мигание прожекторов является сигналом наведения ночных истребителей на наши самолеты. Так. 30 12.42 г.в р-не Нов Умысличи был сбит истребителем противника, предположительно Ме-110, один самолет У-2.

<…>

Всего перед Западным фронтом до меридиана Смоленск, частично Калининским и Брянскими фронтами по параллели Орел, зарегистрировано 1400 орудий ЗА всех калибров.

Ранее отмечавшаяся экипажами штурмовиками стрельба ЗА пр-ка огневыми шарами по нашим самолетам, летающих на малых высотах подтверждается другими данными. Эти снаряды носят название "Лихт штуккер" (световая плевательница). Из состава зенитных частей выделяются отдельные части 20 мм для стрельбы такими снарядами - шарами.

(Данные о действиях снарядов "Лихт штуккер" требуют тщательной проверки и изучения).

6. НОВОЕ В МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ.

САМОЛЕТ МЕ-109Г-2

По данным опроса пленного летчика истребителя из бригады "Удет", сбитого 18.12.42 г. на Донском фронте. известно:

Самолет Ме-109Г2 имеет мотор ДБ-605, жидкостного охлаждения, 1600 лошадиных сил, при максимальном количестве 2400 оборотов. Горючее Б-4 с октановом числом 87.

Запас горючего 410 литров на 1ч. 20 мин. Запас масла - 28 кг. (Масло носит название "Грюн-ринг" - зеленое кольцо).

Винт автоматического переменного шага системы "Аргус" с управлением установкой лопастей во флюгерное положение. Полетный вес с полным комплектом боеприпасов 3500 кг.

Максимальная скорость по прибору на высоте 5000 м при 2400 оборотах 550-580 км/час, у земли при этих же оборотах 500 км/час.

Крейсерская скорость по прибору при 220 оборотах 470 км/час. На планировании при 1200-1500 оборотах - 320 км/час

Посадочная скорость 160 км/час. Минимальная скорость на парашютировании 250 км/час. При пикировании самолет развивает скорость до 900 км/час. Разбег 150-200 м, пробег 400 м.

Обороты мотора на рулежке 1000-1500, на виражах 1800-2000, на боевом развороте 2000-2400 оборотов.

Вооружение: по одной пушке калибра 20 мм в каждой плоскости и одна пушка 20 мм через вал редуктора мотора.

Два синхронных пулемета МГ-17 калибра 7-9 мм, смонтированных в моторной гондоле. Скорострельность пушки 800 выстрелов в минуту. Боезапас 180 снарядов в пушку, 300-500 патронов на пулемет.

Бомбовой нагрузки самолет не имеет.

Шасси убирающееся гидравлически, тормоза гидравлического действия. Предкрылки автоматические, управление воздушными тормозами (щитками) механическое.

Максимальный выпуск щитков 40 градусов.

Потолок расчетный 12000 м, фактический 6800-7000 м.

Самолет оборудован рацией "Фуне-7" радиусом действия до 100 км.

Кислородное оборудование с запасом кислорода на 2 ч 30 м.

Особенности самолета: очень чувствителен к потере скорости, особенно в разворотах. В конце пробега очень вертляв.

ВЫВОДЫ:

1. Противник оказывал упорное сопротивление наступлению наших войск, на Ржев-Сычевском направлении, основное усилие войск Центральной группы сосредотачивал на удержание занимаемого рубежа: Ржев, Сычевка, Гжатск, Спас-Деменск, Брянск, Волхов.

2. Оборонительный рубеж пр-ка по всему фронту характеризуется системой опорных пунктов и сплошными траншеями в несколько рядов, усиленными большим количеством ДЗОТ-ов и глубоким эшелонированием противопехотных и противотанковых препятствий.

Действующие дивизии доведены до 8 000-10 000 состава, пополнены материальной частью и насыщены автоматическим оружием.

3. Авиация пр-ка ввиду плохих метеоусловий ограничила свою деятельность преимущественно полетами одиночных самолетов с целью разведки поля боя, тылов и только отдельные летные дни, группами по 5-7-11 самолетов бомбардировала боевые порядки наших наступающих войск на Ржев-Сычевском направлении.

4. Истребители пр-ка в декабре месяце воздушный бой вели не настойчиво и недостаточно активно. Можно предполагать, что большая часть летного состава истребительный подразделений, действующих перед Западным фронтом, пополнена молодыми летчиками, недавно окончившими школы, имеющие слабую летную подготовку и незначительный ьоевой опыт.

Новые истребители ВФ-190, появившиеся на западном фронте при атаке наших истребителей и бомбардировщиков, имея мотор воздушного охлаждения и возможно лобовую броневую защиту, более охотно принимают и сами ведут лобовые атаки.

Материальная часть этого истребителя и его действия требуют тщательного изучения.

Нового в тактических приемах истребителей пр-ка при ведении воздушного боя в течение декабря м-ца не отмечено.

5. Отмеченные случаи организации взаимодействия прожекторов наведения с истребителями "охотниками" на участке Людиново-Дятьково для перехвата наших самолетов-ночников, не исключает подобной организации взаимодействия на других участках фронта.

Летному составу ночной авиации необходимо при выполнен и боевых заданий чаще менять маршруты полетов.

Всеми видами разведки установлена большая насыщенность средств ЗА, главным образом, в тактической глубине обороны и особенно на правом крыле фронта.

Противник широко использует зенитную артиллерию, как противотанковую, преимущественно мелких и средних калибров.

п.п.НАЧАЛЬНИК ШТАБА 1 В А полковник_______ (ПРОНИН)

НАЧАЛЬНИК РО ШТАБА 1 ВА полковник____________(ФАСТОВЩУК)

Дата размещения на сайте 08 04 2015

Источники

  • Документы из архива Олега Лисачева
<< |
Форум

©AirPages
2003-