Боевой вылет на Хельсинки
6.2.44 на 7.2.44
| >> События, факты.
== Оригинал текста
== Схема захода на цель
1. Гор. Хельсинки - главный гор. Финляндии, крупный военно-промышленный центр, морской порт и крупный железнодорожный узел.
В городе сосредоточено свыше 15 крупных машиностроительных и металлургических заводов, производящих вооружение и боеприпасы.
По данным 1939 года гор. Хельсинки прикрывался огнем ЗА крупного и среднего калибра до 8 батарей, 4 орудийного состава; до 25-30 точек МЗА и до 20 прожекторов. По данным фронтовой авиаразведки отмечено патрулирование ночных истребителей типа Ме-110.
Наши войска Ленинградского фронта на участке пролета линии фронта, тесня противника в западном и юго-западном направлении вышли на р. Нарва и продолжают очищать левый берег от различных групп противника.
2. К моменту боевого вылета полк имел в боевом составе самолетного парка 10 исправных самолетов и 10 боевых экипажей, способных выполнять боевую задачу по дальним целям.
Запланировано на боевое задание 8 самолетов №№ 42410, 42210, 42311, 421010, 42611, 42028, 42076, 42088.
2 самолета № 42067 и 42059 не облетаны на высоте после замены моторов, на боевое задание не планировались.
== Оригинал текста
6-е февраля 1944 года
1. Обстановка в районе действия Дивизии
На участке пролете линии фронта наши войска преследуют отходящие части противника, успешно очищают от него восточный берег р. НАРВА и отбрасывают его в район ЛУГА.
В районе цели ожидается противодействие трех дивизионов ЗА крупного и среднего калибра во взаимодействии с прожекторами. Возможно противодействие ночных истребителей противника.
2. Боевой состав Дивизии
К утру 6.2.44 дивизия имела:
исправных и готовых к бою кораблей - 21
готовых выполнять задание по дальним целям в любых условиях экипажей - 16
Из них:
25 Гв. АП - кораблей 10
экипажей 10
890 АП - кораблей 11
экипажей 6
3. Задача дивизии - уничтожать военно - промышленные объекты г. ХЕЛЬСИНКИ в квадрате, ограниченном объектами 51, 66, 49 и 17 /план цели 10.000/
КОМАНДИР АД РЕШИЛ:
25 Гв. и 890 АП шестнадцатью кораблями (по 8 кораблей от каждого полка) бомбардировать цель в заданном квадрате, точка прицеливания для обоих АП - центр квадрата.
МАРШРУТ: аэродром (Кратово), Загорск, В. Волочек, пункт 15 км сев. Новгород, Мыс. Кургалово, цель, Едрово, Загорск, аэродром (Кратово).
Заход на цель с юго-востока, уход с левым разворотом.
Высота бомбардирования:
25 Гв. АП 6500-7100 м
890 АП 6650-7350 м
Время удара:
25 Гв. АП 21.15-21.22
890 АП 21.23-21.30
Бомбовая нагрузка - крупнокалиберные цели ФАБ-5000, 2000, 1000, 500 и 250 тга на кораблях осветителях в каждом АП иметь на внутренней подвеске 12 САБ-100 и 12 ЗАБ-100цк.
Взлет:
25 Гв. АП 16.50 - 17.04
890 АП 17.06 - 21.30 - ?
Взлет только по команде командира АП.
5. Общая характеристика действий Дивизии
За ночь дивизия произвела один боевой вылет 16-ю кораблями. Удар по цели нанесен в период 21.10 - 21.55 с высот 5200-7100 м. Основную цель бомбардировали 15 кораблей.
1 корабль бомбардировал ж. д. ст. СОНДА (30 км восточнее РЕКВЕРА), 15 кораблей после выполнения боевого задания возвратились на свой аэродром и произвели посадку в период 00.21 - 00.50.
1 корабль произвел вынужденную посадку на аэродроме ИВАНОВО.
6. Ход выполнения боевой задачи
Предварительное распоряжение на подготовку к вылету полкам спущено в 10.00 6.2.44 года.
Задача с экипажами была проработана заранее.
В 14 часов отдано распоряжение "частям перейти в состояние горячей готовности" с предупреждением вылет по команде командира АД.
В 16.50 получена команда из штаба АДД "с разрешением вылетать на боевое задание", т.е. в момент, когда корабли должны были уже начать взлет.
Команда командира АД полкам разрешения взлета передана немедленно с разрешением начать взлет в 17.00 (т.е. на 10 минут позже от расчетного времени вылета).
Взлет начался в 17.08 и закончился в 17.49 с общим опозданием на 19 минут.
Опоздали со взлетом:
корабль № 421010 - Угрюмов на 19 минут (из-за нерасторопности экипажа)
корабль № 42611 - Каминский на 20 минут (из-за нерасторопности экипажа)
корабль № 42910 - Шамрай на 7 минут (из-за нерасторопности экипажа)
корабль № 421011 - Кондратьев на 15 минут (из-за неисправности матчасти)
корабль № 42810 - Олейников на 19 минут (из-за неисправности матчасти)
Взлетев все корабли установили связь и вышли на маршрут курсом на ХЕЛЬСИНКИ.
Полет до цели происходил при дисциплине "радиомолчания", т.е. без двухсторонней радиосвязи. Корабли прослушивали землю. По распоряжению Зам. Командующего АДД Генерал-лейтенанта тов. Скрипко было разрешено держать нормальную двухстороннюю связь впереди идущему кораблю с целью информации погоды по маршруту, так как данные погоды, полученные из разных источников говорили о том, что кораблям на маршруте придется встретиться с облачностью 10 баллов высотой 100-150 метров.
Распоряжение Зам. Командующего было передано немедленно в 17.30 на корабль " 42088 (Сугак-Васильченко) с содержанием: "через 30 минут давайте информацию погоды по маршруту". Корабль распоряжение - принял.
Наземная радиостанция регулярно в циркулярное время давала кораблям данные о погоде по маршруту, полученные от своего корабля и источников разведки погоды.
На маршруте к цели дисциплину радиомолчания нарушил корабль 890 АП № 385 (Сукоркин-Рубинштейн) запросив погоду цели.
Полет к цели происходил по заданному маршруту. Линия фронта по существу не пересекалась, и первые корабли в район цели вышли в 21.00
Выйдя в район цели корабли донесли о погоде: в районе цели "безоблачно". Подход к цели осуществлялся на заданных высотах, и отдельные корабли подходили на меньших высотах.
Бомбометание цели кораблями дивизии началось в 21.10 т.е. преждевременно на 5 минут и закончилось в 21.55 (общее опоздание 25 минут) удар растянут за счёт преждевременного начала бомбометания кораблей:
№ 42088 - Сугак на 5 минут
№ 42076 - Адамов на 4 минуты
№ 421010 - Угрюмов на 2 минуты
и опоздавших с ударом:
№ 42410 - Ищенко на 3 минуты
№ 421011 - Кондратьев на 8 минут
№ 42098 - Откидач - на 8 минут
№ 42810 - Олейников - на 12 минут
№ 42910 - Шамрай на 25 минут
Заходы на цель осуществлялись с юго-востока, и отдельные корабли бомбардировали цель, несколько изменив заходы.
Заданные и фактически выполненные кораблями: время удара, высоты и направление заходов.
На цель вылетало 16 кораблей, основную цель, военно - промышленные объекты г. Хельсинки бомбардировали в период 21.10-21.55 с высот 5200-7100 метров 15 кораблей.
На цель сброшено:
2 ФАБ-5000тга, 6 ФАБ-2000тга, 6 ФАБ-2000, 4 ФАБ-1000тга, 22 ФАБ-500тга, 22 ФАБ-250тга, 11 ЗАБ-100цк, 2 САБ-100.
Всего 75 бомб общим весом 55 т 960 кг.
По наблюдениям экипажей и контролирующих - все бомбы разорвались среди зданий южной части города.
1 ФАБ-5000тга в районе Кабельного завода (объект № 49).
1 ФАБ-5000тга в районе ж.д. мастерских и казармы войск (объекты № 53, 15) обе бомбы дали разрыв большой силы с выбрасыванием мощного пламени.
Остальные ФАБ-2000, 1000, 500, 250 тга и простые разорвались среди зданий южной части города на площади, ограниченной объектами №№ 51,66,49,17 (план цели 10.000).
В результате бомбардирования в южной части города возникло 15 очагов пожаров, из них 3 больших площадных пожара, охватывающих целые кварталы и 6 взрывов.
ПРИМЕЧАНИЕ: по сообщению Информбюро в оперативной сводке за 7.2.44 года отмечено: "воздушной разведкой днем 7.2.44 г. установлено, возникшие в г. Хельсинки пожары не ликвидированы, город продолжает гореть и находится в дыму".
ПВО. Цель прикрывалась огнем 25-30 орудий ЗА крупного и среднего калибров, 18-20 орудий МЗА. Работы прожекторов не отмечено.
Экипажи отмечают автоматическую стрельбу орудий ЗА среднего калибра, разрывы снарядов на высоте 5000-6000 метров. Огонь ЗА велся рассредоточенный с малой плотностью.
Воздушных боев корабли не вели и истребителей противника не отмечали.
Сигналы бомбометания приняты и сняты пеленги от 5 кораблей. 9 кораблей донесли о выполнении задания, а остальные ввиду плохой связи результатов боевой работы по радио не донесли.
1 корабль 25 Гв. АП (Зеленский-Легкоступ) вследствие отказа мат. части в полете бомбардировал запасную цель ж.д.ст. Сонда в 20.47 с высоты 5700 метров.
На цель сброшено:
4 ФАБ-500тга, 4 ФАБ-250тга, 1 ЗАБ-100цк, всего 9 бомб общим весом 3 т 100 кг.
По наблюдению экипажа бомбы разорвались на путях в восточной части станции и часть бомб с перелетом. Пожаров и взрывов не возникло.
После выполнения задания 15 кораблей возвратились на свой аэродром и произвели посадку в период 23.45-00.50 (корабли, бомбардировавшие г. Хельсинки произвели посадку в период 00.21-00.50).
1 корабль произвел вынужденную посадку на аэродроме Иваново.
7. Потерь дивизия не имела.
8. Летные происшествия:
7.2.44 г. при возвращении с боевого задания после бомбардирования военно-промышленных объектов г. Хельсинки корабль 25 Гв. АП ДД № 421010 (Угрюмов-Владимиров) произвел вынужденную посадку на аэродроме Иваново по причине отказа пилотажных приборов и вялой работы индикатора РПК-2, вследствие замерзания на высоте. В это день корабль возвратился на свой аэродром, посадку произвел благополучно.
9. Отрицательными моментами работы я в л я ю т с я:
а). Плохая радио-связь с кораблями по причинам - длительного перерыва в боевой работе борт. радистов и неудачным подбором волн по проходимости на данный день.
В результате нормально держали связь только два корабля. 5 кораблей до посадки связи не имели, а с остальными связь проходила с большими перебоями и более нормально только на последнем отрезке маршрута, а корабль, произведший посадку в Иванове совершенно не имел связи.
б). На самолетах ПЕ-8 с АМ-82 был большой процент отказа гироприборов и гироагрегатов автопилота АПГ-1 с воздушным питанием на давление, по причине попадания влаги в приборы через проводку воздушного питания.
10. Метеорологические условия полета:
до Едрово облачность 9-10 баллов многоярусная, нижняя кромка облачности основного слоя около 200-300 м, отдельные разорванные облака. На высоте 5 км видна перистая облачность. Едрово - цель преимущественно безоблачно, местами отдельные разорванные облака на высоте 300-600 м. Над целью с 21.10 до 21.40 тонкая, однослойная, низкая, просвечивающая облачность 5-8 баллов. Видимость 5-8 км. Западнее и северо-западнее цели наблюдается сплошная перистая облачность.
11. Новых методов в тактике ЗА противника - нет.
12. ВЫВОДЫ.
1. 15 кораблей, бомбардировавшие основную цель - задание выполнили успешно. 1 корабль, бомбардировавший ст. СОНДО - задание выполнил.
2. Положительным моментом в работе является: несмотря на длительный перерыв в летной работе и сложные метеоусловия, лётный состав хорошо справился с задачами пилотирования и аэронавигации кораблей.
3. Отрицательными моментами являются: плохая работа связи и отказ гироагрегатов на самолётах Пе-8 с АМ-82.
Для устранения недостатков приняты м е р ы:
По связи:
1). Произведен тщательный разбор всех недостатков по связи со всеми бортрадистами.
2). Приняты меры профилактики:
а). Просушивание приемников.
б). Взяты более длинные волны.
в). Увеличена действующая высота антенн на приемных узлах.
По материальной части:
1). После каждого полета продолжительностью свыше 5 часов производить слив масла и влаги из сепараторных бачков, чистку и промывку в бензине всех фильтров в цепи воздушной проводки.
2). Через каждые 30 часов промывать денатурированным спиртом трубопровод воздушной проводки по отдельным участкам, для чего отсоединять трубопровод в месте присоединения последнего к приборам, к регулятору давления, к сепараторному бачку и вакуум помпе.
Приложение: 1. Схема построения планируемого и фактически выполненного боевого порядка в 1-м экземпляре.
Схема построения планируемого боевого порядка дивизии над целью в ночь на 7.2.44 г.
|
Схема фактического выполненного боевого порядка дивизии над целью в ночь на 7.2.44 г.
|
Дата размещения на сайте 26.01.2016 г.
| >> События, факты.
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
27 01 2016
Как мы видим, "задача дивизии - уничтожать военно - промышленные объекты г. ХЕЛЬСИНКИ в квадрате, ограниченном объектами... ".
Ничего общего с ковровыми бомбардировками наших союзников, уничтожавших бомбардированием города с тысячи самолетов с целью вызвать массовые пожары и уничтожение большого числа мирных жителей, данная акция не имела.
--
Вячеслав
22 03 2016
Времена, когда замерзали гироскопические приборы, давно канули в лету. Да и воздушных гироскопов давно уже нет.
--
Вячеслав
|