Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Первый налет на Кенигсберг

432 АП ДД 28.8.1941 г.

<< | >>

ОПЕРАТИВНОМУ ОТДЕЛУ 81 АД

Оперативная сводка № 1 к 10.00 1.9.41 г. штаб 432 Авиаполка, КАЗАНЬ, карта 1 000 000.

1) 4-я авиаэскадрилья в период 23 ч 22 м 27.8 - 00.30 м - 28.8.41 г. в составе двух самолетов произвела бомбардирование города Кенигсберга с высоты 6800-7150 м. Задача выполнена, бомбы восемь ФАБ-250, двенадцать ФАБ-100, восемь ЗАБ-50, по наблюдению попали на территорию города, результаты бомбометания неизвестны.

На подходе к цели, в районе цели и при уходе от цели ЗА вела сильный огонь по самолетам, разрывы снарядов преимущественно ниже самолета на 200-300 м, только отдельные разрывы на высоте самолета. Истребители по одному и в паре патрулировали в районе цели, но наших бомбардировщиков не обнаружили.

2) Самолет ТБ-7 № 4221 в 23 ч 22 м 27.8.41 г. с высоты 7150 м сброшены бомбы на город Кенигсберг по расчету времени, без прицела - ФАБ-100 -12 шт., ЗАБ-50 - 8 шт., две ФАБ-100 и две ЗАБ-50 зависли, к-р корабля развернулся на 180° и сделал второй заход, зависшие бомбы аварийно не сброшены, борттехник сбросил бомбы вместе с кассетами в районе цели. Штурман не видел характерных отправных ориентиров у цели. Разрывов бомб не наблюдал, действия САБ-50 не видел. Экипаж наблюдал отблески от разрывов бомб.

Стрелок кормовой башни наблюдал два очага пожара.

Противодействия выполнению боевой задачи со стороны ЗА и истребителей противника не было.

При обратном полете в районе Минска, по расчету штурмана Н=4800 м, экипаж наблюдал действие прожекторов и огонь ЗА, разрывы снарядов наблюдались далеко слева и сзади, есть предположение, что огонь ЗА вела по другим самолетам. Командир экипажа сделал змейку вправо и с набором высоты ушел в облака.

Взлет в 19 ч 19 м с аэродрома РАМЕНСКОЕ, посадка в 4 ч 00 м 28.8.41 г на площадке у станции Красный Узел, 30 км севернее САРАНСК. Весь боевой полет протекал в трудных метеоусловиях. Полет выполнялся в облаках и за облаками, район цели был открыт, облачность 2-3 балла. Вынужденная посадка из-за выработки горючего при потере ориентировки. Потеря ориентировки объяснятся тем, что самолет шел вне видимости земли.

Посадка должна была быть произведена на аэродроме ЕЛЕЦ, но запросы дать курс и расстояние до аэродрома посадки, с командного пункта службы ЗОС был ответ - ждите, и это ждите, по заявлению радиста и штурмана, было до посадки из-за выработки горючего.

В 6 ч 35 м 29.8.41 г. экипаж перелетел с Красного Узла на заводской аэродром г. КАЗАНЬ.

Материальная часть приведена в боевое состояние 30.8.41 г., самочувствие экипажа хорошее, ждет распоряжений.

3) Самолет ТБ-7 № 4222 в 00.30 м - 28.8.41 г. с высоты 6800 м сброшены бомбы на г. Кенигсберг прицельно, точка прицеливания река, делящая город пополам.

Бомбы ФАБ-250 - 8 шт. Штурман наблюдал два отблеска от разрывов бомб севернее реки. ЗА препятствовала выполнению боевой задачи, в районе ТИЛЬЗИТ отмечен сильный огонь ЗА по самолету, на косе Куриш Нерунг ЗА вела заградительный огонь, к-р корабля принял решение не пересекать косу Куриш-Нерунг, штурман дал курс на цель.

Штурман опознал цель по бухте у гор. Кенигсберг и реке, впадающей в бухту.

При подходе к цели экипаж видел патрулирующие истребители, но к нашему бомбардировщику не подошли, вероятно не обнаружили. Цель защищена ЗА, которая во взаимодействии с прожекторами вела сильный огонь по самолету. Прожектора освещали слабо, снаряды рвались преимущественно ниже самолета на 200-300 м, и только отдельные снаряды рвались на уровне самолета.

При полете от цели ЗА вела огонь по самолету в течении 1 ч. 30 м в разных пунктах - Инстербург, Алитус и др., но большинство разрывов наблюдалось ниже самолета. Для большей безопасности к-р корабля набрал высоту 7800 м.

Погиб стрелок ДОБРОВОЛЬСКИЙ от неподачи кислорода, второй баллон был закрыт.

Взлет в 20 ч 20 м с аэродрома РАМЕНСКОЕ, посадка в 6 ч 10 м аэродром Ульяновск - вынужденно.

Весь боевой полет выполнялся в облаках и за облаками.

Вынужденная посадка из-за выработки горючего, ориентировка была восстановлена, но горючего на полет до своего аэродрома не хватило. Посадка должна быть произведена на аэродроме ЕЛЕЦ, но на запросы штурмана и радиста дать курс на аэродром и расстояние, с командного пункта службы ЗОС был один ответ - ждите, и это ждите, по заявлению экипажа, было до посадки из-за выработки горючего.

В 18 ч 30 м 31.8.41 г. экипаж перелетел с УЛЬЯНОВСКА на аэродром КАЗАНЬ.

Перелет задерживался неисправностью левого среднего мотора. Материальная часть приводится в боевую готовность. Самочувствие экипажа хорошее.

Стрелок-радист ДОБРОВОЛЬСКИЙ похоронен в г. УЛЬЯНОВСК 30.8.1941 г.

ВРИД НАЧ-КА ШТАБА АП

МАЙОР /ИВАЩЕНКО/ "1" сентябрь 1941 г.

Дата размещения на сайте 10.04.2015г.

КОМАНДИРУ 81 АВИАДИВИЗИИ

Боевое донесение № 2, штаб 432 авиаполка КАЗАНЬ 28.8.41, 11.00 м, карта 1000000

28.8.41 г. два корабля ТБ-7, 4-й эскадрильи, с аэродрома Раменское стартовали для бомбардирования Кенигсберга, цель бомбардировали оба корабля, сбросив в районе Кенигсберга восемь ФАБ-250, двенадцать ФАБ-100, восемь ЗАБ-50, две САБ-50.

1. Корабль № 4221 ст. лейтенанта Лисачева - взлет 19 час 19 мин. В 23 час 22 мин, Н=7150 м на Кенигсберг сброшены бомбы: ФАБ-100 - 12 шт., ЗАБ-50 - 8 шт., САБ-50 - 2 шт. Две бомбы ФАБ-100 и две бомбы ЗАБ-50 зависли и сброшены за целью вместе с кассетами.

В результате бомбардирования, экипаж наблюдал в районе цели два очага пожара. После сбрасывания бомб экипаж наблюдал разрывы снарядов ЗА далеко сзади самолета.

При обратном полете в районе Минска также был обстрелян ЗА.

Экипаж на заданный аэродром посадки не вышел, т. к. экипаж шел вслепую, а средства ЗОС не работали. В 4 час 00 мин экипаж произвел посадку у станции Красный Узел, 30 км севернее г. Саранск.

В 6 час 35 мин 29.8.41 г экипаж перелетел на заводской аэродром г. Казань.

2. Корабль № 4222, майор Федоренко - взлет 20 час 20 мин. В 00 час 30 мин, Н=6800 м, на Кенигсберг сброшены бомбы ФАБ-250 - 8 шт., по наблюдению экипажа сброшенные бомбы попали в цель.

При подходе к цели от побережья моря и над целью ЗА вела интенсивный огонь по самолету. При обратном полете самолет обстреливался ЗА на участке 400 км от цели.

Экипаж на заданный аэродром посадки - Елец не вышел, т. к. шел вслепую, а средства ЗОС не работали.

Командир корабля принял решение продолжить полет на восток до рассвета. Вышли к г. Вольск, где восстановили ориентировку и в 6 час 10 мин произведена посадка на аэродроме Ульяновск.

В 9 час 29.8.41 г. на аэродром Ульяновск для с-та № 4222 на самолете "Ю-52" выслано горючее.

Условия полета: Оба экипажа выполняли полет в сложных метеоусловиях: сплошная облачность, было обледенение.

Потери: Погиб стрелок подшассийной точки - мл. сержант Добровольский Юрий Александрович из-за неподачи кислорода, второй кислородный баллон был закрыт.

ВРИД командира 432 АП подполковник Курбан

Военком полка ст. батал. комиссар Брюзгин

Дата размещения на сайте 13.08.2016г.

<< | >>

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

02 03 2017

А.Б. Широкорад использует для своих выводов только немецкие источники, не учитывая данные советских архивов.

Забавно, что купленная книга оказалась сшита задом наперед, "вверх тормашками", видимо так же придется относиться и к предоставленному в ней материалу...

02 03 2017

"По сведениям коменданта Кёнигсберга генерала Отто фон Ляша: «В июне 1941 года советское командование продемонстрировало Германии, что война, начавшаяся 22 июня, может прийти и на немецкую землю. Бомбы были сброшены в районе зоопарка, улиц Хорнштрассе (ныне ул. Сержанта Колоскова), Глюкштрассе (ул. Грекова) и Тиргартснштрассс (ул. Зоологическая). Жертвы и разрушения —- незначительны.

Следующий налет советской авиации на Кенигсберг был совершен осенью 1941 года. Бомбы сброшены в районе вокзала Ратсхоф (ныне — ст. Калининград "Западный-Новый"). В результате бомбардировки никто не пострадал.

Третий налет весной 1943 года. Бомбы легли в районе улиц Оберрольберг (ул. Коперника), Штайндамм (Ленинский проспект), Штеффекштрассе (ул. Катина) и Друмштрассе (ул. Больничная). Жертвы единичные»."

А.Б. Широкорад. "Разбомбить Европу"

13 04 2015

Андрей! Вы привели удачный пример - со знаменитым экипажем Дальера на самолете Фарман 223.4 «Жюль Верн» морской авиации Франции. Кто бы что ни говорил, это первая бомбардировка Берлина во второй мировой войне (по одним источникам с 3 на 4 июня, по другим с 6 на 7). Она упоминается как во французских учебниках истории, так и во многих книгах и документальных кинофильмах.

Вопрос об бомбовом ущербе двух самолетов ТБ-7 останется без ответа. Достоверных данных нет. С другой стороны, полк бомбил Кенигсберг в 1941-1944 гг. неоднократно. Не буду перечислять все налеты, многоуважаемый Вячеслав уже привел пример записи о шести успешных бомбардировках Кенигсберга в 1942 году с общим весом сброшенных бомб 54550 кг, не говоря уже о том, что одна из первых пятитонных бомб 29 апреля 1943 года тоже досталась г. Кенигсбергу (экипаж Перегудова). Если посчитать совокупную бомбовую массу всех налетов полка на Кенигсберг до 1944 года и сопоставить со знаменитой английской ковровой бомбардировкой (примерно 480 тонн), думаю будут вполне соизмеримые данные.

С уважением, Олег

13 04 2015

6 успешных бомбардировок Кенигсберга в 1942 году, при этом сброшено бомб общим весом 54 550 кг.

Вячеслав Черкашин

11 04 2015

Тема приоритета здесь, конечно, интересна. Правда, тут ещё вопрос о размере ущерба, причинённого врагу бомбардировкой. Вопрос о том, какие военные задачи решала эта бомбардировка. Два самолёта - это, похоже чисто отметиться хотели. Примерно как фрацузы бомбили Берлин в ночь с 5 на 6 июня 1940 одним самолётом

Андрей Павлов

05 04 2015

Возможно будут интересны боевые донесения об одной из первых бомбардировок Кенигсберга в августе 1941 года (первая для тяжелых бомбардировщиков).

Мне раньше случайно попалось несколько английских статей, где англичане на полном серьезе считают, что первыми бомбили Кенигсберг они в 1943 году.

А два года назад, в 2013 году, даже отмечали 70-летие первой бомбардировки. Представленный здесь материал это заблуждение опровергает.

Лисачев Олег

Форум

©AirPages
2003-