Авиация Второй мировой

Home  English

Ночная ближнебомбардировочная авиация в наступательной операции

Майор В. Бургасов, майор Ф. Олейников

Легкомоторные самолеты «По-2», широко используемые в качестве ночных бомбардировщиков, являются по существу многоцелевыми самолетами, решающими различные задачи. Они обеспечивают связь, производят транспортировку грузов, эвакуацию раненых, ночную разведку, корректировку артогня, бомбардировку переднего края противника н его оперативных резервов. Кроме того, ночные бомбардировщики наносят удары по аэродромам, железнодорожным узлам, действуют по срыву авто- и железнодорожных перевозок, разбрасывают агитлистовки и осуществляют звуковещание над районами расположения войск противника.

Как показала боевая практика, эти самолеты так же успешно осуществляют связь с партизанами, доставляют им различные грузы и выбрасывают парашютистов в тылу врага.

Легкомоторные бомбардировщики нетребовательны к размерам и подготовке посадочных площадок. Даже в период распутицы они не уменьшают количество боевых вылетов.

Способность этих машин летать на небольших скоростях позволяет им вести боевую работу ночью при минимальном количестве огней. Это же их качество увеличивает эффективность и меткость бомбометания.

За время Отечественной войны части ночных бомбардировщиков накопили большой боевой опыт и выработали своеобразную тактику боевых действий.

Организация взаимодействия НББА с наземными войсками

В период подготовки наступательных операций, в которых принимали участие наши ночные бомбардировщики, командиры и штабы наземных и воздушных соединений тщательно разрабатывали вопросы использования ночной ближнебомбардировочной авиации (НББА). Прежде всего определялись задачи НББА по периодам наступления, устанавливались объекты бомбометания (цели), время и порядок их поражения.

Особое внимание штабы уделяют вопросам организации взаимодействия НББА с наземными войсками, которое предусматривается не только на ближайший этап, но по возможности на все время операции.

В ходе боевых действий план взаимодействия требует уточнения, иногда значительных поправок, но он всегда остается своего рода ориентиром для взаимного понимания родами войск и нашими частями хода всей операции.

Чтобы добиться четкого взаимодействия с наземными войсками, после того как будет сформулирована задача каждому общевойсковому соединению с указанием фронта наступления, направления и объекта действий, указываются задачи НББА, последовательность выполнения этих задач в интересах наземных войск, уточняются по времени ее удары по намеченным объектам.

При участки ночных бомбардировщиков в армейской наступательной операции задачи им обычно ставит общевойсковой штаб. Он определяет также участки пролета авиацией линии фронта и мероприятия по обеспечению ее перелета через фронт. Кроме того, штаб организует контрольно-пропускной пункт (КПП) и устанавливает сигнализацию, налаживает надежную связь с авиационными штабами и аэродромами. Наземный и авиационный штабы обязательно договариваются о сигналах наведения самолетов и групп НББА на цель.

Штаб авиационного соединения ночных бомбардировщиков в своей работе руководствуется выпиской из плановой таблицы, составляемой вышестоящей авиационной инстанцией.

Опыт показал, что при составлении плановой таблицы, этого основного документа взаимодействия, необходимо учитывать следующие общие принципы использования ночных бомбардировщиков.

Прежде всего в период артподготовки необходимо рассчитать действия авиации и артиллерии таким образом, чтобы ведение артогня не препятствовало действиям НББА.

Непосредственно перед началом наступления нужно предусмотреть систематические эшелонированные удары ночных бомбардировщиков по переднему краю обороны противника в течение всей ночи. При этом во избежание поражения своих войск летный состав должен точно знать начертание переднего края.

Пехота должна обозначать свое положение хорошо наблюдаемыми условными сигналами. Наземные войска во всех случаях при появлении своих самолетов над полем боя обязаны подавать опознавательные сигналы «Мы свои войска» и установленными сигналами целеуказания наводить самолеты на цель.

В плановой таблице необходимо также предусмотреть, чтобы артиллерия ДД в период действий ночной авиации по переднему краю врага специально выделенными батареями вела огонь по подавлению зенитной артиллерии противника и его прожекторов.

В остальном условия взаимодействия, предусматриваемые плановой таблицей, те же, что и при организации взаимодействия с дневной авиацией.

На основе всех этих данных командиры взаимодействующих воздушного и наземного соединений путем личного общения уточняют план боевых действий.

Тактика НББА в наступательных операциях

Операции, в которых участвовали наши части НББА (в частности, на 2-м Прибалтийском фронте), показали, что главное условие успешного выполнения боевой задачи ночными бомбардировщиками заключается в точном выходе экипажей на цель и прицельном сбрасывании бомб.

Когда наземные войска быстро продвигаются вперед, линия фронта постоянно меняется. В связи с этим сильно затрудняется определение летчиками целей. Для обозначения своих войск и наведения экипажей на цель огромную роль сыграла сигнализация.

При отсутствии целенаведения или плохом обозначении своих войск экипажам, чтобы избежать удара по своим войскам, приходится делать поправку на 2—3 км вглубь от заданного объекта и сбрасывать бомбы по цели, обнаруженной в этом районе. Это, несомненно, снижает эффективность бомбардировочных действий.

В операциях, о которых идет речь, передний край чаще всего обозначался кострами, расположенными на расстоянии 500—800 м друг от друга. Места пролета линии фронта обозначались треугольниками, выложенными из костров, что помогало работе экипажей ночников и способствовало повышению эффективности их ударов.

Необходимо отметить, что в наступательной операции обозначение переднего края кострами не всегда возможно, и иногда для этих целей приходится использовать ракеты, вести артминометную и пулеметную стрельбу трассирующими снарядами и пулями в сторону противника.

Бомбардирование ночью войск и техники врага, расположенных на расстоянии 800 — 1 000 м от переднего края наших войск, как показала боевая практика, вполне возможно, и наносить удары по этим целям совершенно необходимо.

Но наибольшая насыщенность обороны противника огневыми средствами наблюдается на расстоянии 3—4 км от переднего края. Поэтому выбирать цели для бомбовых ударов НББА следует в первую очередь на указанной глубине.

Однако мы научились наносить ночные бомбардировочные удары также и по узлам сопротивления противника, расположенным непосредственно на переднем крае. Эти удары часто бывают необходимы, чтобы обеспечить успех наступательных действий наших войск. Так, например, при прорыве нашими войсками Болховского укрепленного плацдарма противника неоднократные атаки опорного пункта Карандаково, находившегося на переднем крае, должных результатов не дали. И только после продолжительного ночного воздействия (по этому пункту было сделано 600 самолетовылетов, во время которых сброшено 119,5 тонны бомб) перешедшие снова в наступление наземные войска без особых усилий и потерь овладели этим узлом сопротивления немецкой обороны. Взятие этого пункта в дальнейшем положительно отразилось на общем ходе наступательных действий.

В начале февраля 1944 г. на участке Насва, Новосокольники прорыв долговременной и усовершенствованной обороны противника в дневное время значительно затруднялся. Наши войска располагались на местности, покрытой лесами и болотами, что осложняло их продвижение. Противник же располагал здесь достаточной сетью коммуникаций и укреплений, что ставило его в более выгодное положение.

Командование наших наземных войск приняло решение осуществить прорыв обороны немцев в ночное время. Это решение для врага было совершенно неожиданным и обеспечило успех нашего наступления.

В ходе этой операции взаимодействие ночных бомбардировщиков с наземными войсками осуществлялось следующим образом.

Командование НББА, имея прямую проводную связь со штабом наземных войск и своими офицерами связи, получало постоянную информацию о продвижении наших частей. Это давало ему возможность в процессе наступления своевременно уточнять задачи и перенацеливать действия бомбардировщиков.

На одном из этапов наступления наземное командование поставило перед ночными бомбардировщиками задачу нанести ряд сосредоточенных ударов по важным объектам на пути отступающих войск противника. Эта задача была своевременно выполнена. Заранее установленные и четко отработанные сигналы «Я свой самолет» и «Мы свои войска», а также обозначение линии фронта ракетами и трассирующими выстрелами обеспечили высокую эффективность бомбардировочных действий и содействовали успешному продвижению наших частей.

Во время наступления специально выделенные экипажи - «ночники» для облегчения ориентировки наступающих наземных войск создавали очаги пожаров в направлении движения наших частей, чем обеспечивали в темные ночи их планомерный выход к намеченным рубежам.

Непрерывно взаимодействуя с наземными войсками, ночные бомбардировщики оказывали им огромную помощь. Попутно с выполнением задач по бомбардированию экипажи легкомоторных самолетов вели тщательную непрерывную разведку, своевременно вскрывали замыслы противника по организации контрударов и т. д.

Так, 7 февраля 1944 г. в районе Васьково на одном из флангов противник сосредоточивался для нанесения флангового удара по выдвинувшейся вперед группе наших войск. Попутными разведывательными действиями экипажей бомбардировщиков замысел врага удалось своевременно вскрыть. О сосредоточении противника было немедленно донесено наземному командованию, и в результате координированных действий с земли и с воздуха опасность флангового удара врага ликвидирована. При выполнении этой задача авиационное командование успешно использовало резерв, находившийся в его распоряжении.

В ходе боев на Двинском направлении широко применялось наведение экипажей на цели стрельбой из орудий и пулеметов трассирующими пулями и снарядами, а также бросанием ракет в сторону объектов. Экипажи, четко взаимодействуя с наземными войсками, своевременно атаковали указанные цели.

При прорыве обороны противника на этом направлении соединением НББА в ночное время произведено 1 100 боевых самолето-вылетов непосредственно по обработке целей, расположенных на переднем крае. Это обеспечило развитие успеха наступления наземных войск. Хорошо продуманное и четко организованное взаимодействие совершенно исключило случаи ударов по своим войскам.

Заслуживает также внимания взаимодействие НББА с наземными войсками на Опочковском направлении в период с 25 по 28 марта 1944 г. Прорыв обороны противника на этом участке и форсирование р. Великая с последующим выходом наших войск на рубеж Нов. Путь, Горушка осуществлялись ночью.

Ночные бомбардировщики в течение всего времени обрабатывали цели, расположенные непосредственно на переднем крае обороны противника, и уничтожали его резервы, выдвигавшиеся к линии фронта.

Связь и взаимодействие осуществлялись так же, как и в описанных выше операциях. С продвижением войск удары авиации по требованию наземного командования переносились в глубь обороны врага.

Опыт наступательных операций подтверждает необходимость и полную возможность обработки целей, расположенных непосредственно на переднем крае обороны врага, силами ночных бомбардировщиков. Часть сил бомбардировщиков обязательно следует нацеливать на уничтожение резервов противника, выдвигающихся к линии фронта. Боевая практика говорит также о том, что авиационному соединению НББА совершенно необходимо иметь резерв для действий по данным разведки или для использования его в зависимости от складывающейся обстановки.

Появление ночных бомбардировщиков над расположением противника производит сильное моральное воздействие на его войска. Поэтому ночные бомбардировщики целесообразно использовать для длительного (в течение всей ночи) изматывания и изнурения вражеских войск в полосе предполагаемого наступления.

Для осуществления этой задачи достаточно произвести 50—60 самолетовылетов на участок фронта протяжением 20—50 км с расчетом, что каждый экипаж будет патрулировать в заданном районе 30—40 минут с методическим сбрасыванием бомб по ведущим огонь батареям противника.

Одновременно с боевой работой во взаимодействии с наземными войсками — обработкой переднего края — ночные бомбардировщики решают вполне самостоятельно также другие задачи: срыв авто- и железнодорожных переволок противника на оперативных направлениях, разрушение мостов, блокирование аэродромов и т. д.

Так, например, неоднократно наше соединение ночных бомбардировщиков одновременно с действиями по уничтожению войск и огневых средств противника на переднем крае наносило удары по складам боеприпасов, скоплениям резервов, колоннам и железнодорожным станциям врага. Особенно следует отметить удары по станциям Самолугово, Голеннщево, Локня. Данными контролирующие экипажей, фотоснимками и документами штабов партизанских отрядов подтверждено, что на всех этих объектах действиями НББА вызваны многочисленные взрывы складов боеприпасов и ГСМ, взрывы и пожары железнодорожных составов.

В течение двух ночей 25 и 27 марта ночные бомбардировщики блокировали вражеский аэродром Идрица, при крывавшийся 20—25 точками ЗА и МЗА. Противник имел здесь также до 20 прожекторных установок. В результате произведенных 25 самолето-вылетов на стоянках самолетов противника были отмечены сильные взрывы и пожары. Фотоконтроль дневной авиации подтвердил уничтожение на летном поле нескольких самолетов. Систематическая блокировка аэродрома заставила немцев вывести свою авиацию из Идрицы на запасное летное поле в Неведрице.

В период наступления наших войск на рубеже р. Болва наши ночные бомбардировщики действовали по уничтожению вражеских переправ через эту реку. За четыре летные ночи ими было произведено 450 самолето-вылетов, сброшено 105 тонн бомбового груза, в результате чего разрушено 4 переправы. Это не позволило противнику подтягивать резервы к линии фронта, затруднило маневрирование войсками и в значительной степени усложнило отход вражеских частей.

Таким образом, выполняя задачи по уничтожению живой силы и техники противника на переднем крае и в глубине его обороны, ночные бомбардировщики оказывают наземным войскам существенную помощь в обеспечении успехов наступательных операций. Они выполняют разнообразные задачи, применяя при этом различные тактические приемы в зависимости от характера цели, степени ее удаления от переднего края и т. д.

Особенно следует отметить оправдавший себя тактический прием действий НББА парами самолетов с целью взаимного подсвечивания при помощи светящихся авиабомб. Применение таких бомб ночными бомбардировщиками в значительной степени облегчает отыскание целей, а также выход на цель последующих экипажей. Кроме светящих авиабомб, мы весьма эффективно применяли также КС в «АЖ-2», которые, поражая цель, в то же время создавали очаги пожаров, чем облегчали экипажам выход на цель для последующих ударов. Практика боевых действий показала, что наиболее целесообразно использовать ночные бомбардировщики эшелонирование по местам скоплении живой силы и техники противника в лесах и населенных пунктах. Экипажам, идущим на цель первыми, следует в этих случаях сбрасывать «АЖ-2» и зажигательные авиабомбы для создания очагов пожара.

Действия НББА по объектам, сильно прикрытым средствами ПВО

Как правило, при нанесении ударов по объектам, сильно защищенным средствами ПВО, ночные бомбардировщики делятся на две группы: ударную и прикрывающую. В группу прикрытия выделяется от 2 до 6 самолетов. Таких групп высылается от одной до трех, в зависимости от обстановки. Для каждой группы на выгодном удалении от цели избираются зоны прикрытия, где они патрулируют на разных (строго ограниченных) высотах.

Ударная группа производит обработку цели, а группы прикрытия, каждая в своем секторе, подавляют средства ПВО. При этом целесообразнее в первую очередь подавлять прожекторы. Подавление прожекторов лишает, возможности зенитную артиллерию противника вести прицельный огонь по нашим самолетам. Необходимо отметить, что весьма эффективным средством борьбы с прожекторами оказалось применение светящих авиабомб, на освещенном поле которых лучи прожектора распыляются.

Когда ночные бомбардировщики действуют одиночно или парами, а группа прикрытия отсутствует, то в этом случае экипажи должны взаимно прикрывать друг друга и производить подсвечивание.

В действиях ночных бомбардировщиков особое значение приобретает внезапность. Чтобы достигнуть внезапности, бомбардировщики при подходе к цели набирают высоту 1700—1900 м (при заданной высоте 1 500 м) и с наименьшим углом планирования и приглушенными моторами выходят на цель, сбрасывают с планирования бомбы и продолжают уход от цели с прежним режимом полета, обязательно используя в этом случае попутный ветер.

Самолет при этом теряет не более 350—400 м высоты, выигрывая в то же время элемент внезапности, что увеличивает эффективность бомбардировочного удара и лишает возможности средства ПВО противника оказать действенное сопротивление.

Этот метод атаки при действиях по аэродромам, железнодорожным узлам, переправам и местам скоплений войск и техники противника полностью себя оправдал.

В заключение несколько слов о базировании НВБА.

Как показала практика, базировать НББА целесообразно в 20—30 км от линии боевого соприкосновения. Такое расстояние вполне обеспечивает идущим на боевое задание экипажам набор необходимой высоты для пролета линии фронта.

Расположение аэродромов ночных бомбардировщиков на расстоянии 14—16 км от линии боевого соприкосновения дало отрицательные результаты. Перегруженные бомбами самолеты, идущие на боевое задание, не в состоянии за 5—6 минут полета, требующихся на покрытие этого пути, набрать высоту 700—800 м, необходимую для пересечения линии фронта. Чтобы набрать заданную высоту, они вынуждены после взлета уходить вглубь своей территории. Излишнее приближение аэродромов к линии фронта затрудняет также, а иногда и вовсе делает невозможной маскировку их от наземного наблюдения противника, даже при условии, что самолеты будут подходить к аэродромам только на бреющем полете. Видимый аэродром вражеская артиллерия всегда будет держать под обстрелом, препятствуя боевой работе и тренировочным полетам.

Вот почему, определяя удаление мест базирования НВБА от переднего края, нужно учитывать как особенности материальной части НББА, так и конкретную боевую обстановку. Только при этом условии тактические возможности «По-2» будут использованы целесообразно.

Дата размещения на сайте 3 декабря 2014 г.

Источники

  • «Вестник Воздушного Флота» № 19-20 октябрь 1944 г.