Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Боевой вылет на Таллин

9 марта 1944 г.

<< | >> События, факты.

9-е марта 1944 года

1. Обстановка в районе действия Дивизии

Войска Ленинградского фронта форсировали реку НАРВА и ведут бои по расширению плацдарма на ее западном берегу, южнее и юго-западнее гор. НАРВА, перерезав ж.д. НАРВА-ТАЛЛИН.

В районе цели ожидается противодействие двух дивизионов ЗА крупного и среднего калибров при работе 15 прожекторов. Возможно противодействие истребителей, действующих с близь расположенных аэродромов.

2. Боевой состав Дивизии

К утру 9.3.44 года дивизия имела:

исправных и готовых к бою кораблей - 21

экипажей, готовых выполнять задание по дальним целям в любых условиях - 20

Из них:

25 Гв. АП кораблей - 11

экипажей - 12

890 АП кораблей - 10

экипажей - 8

3. Задача дивизии - уничтожать военно-промышленные объекты г. Таллин.

4. КОМАНДИР АД РЕШИЛ:

25 Гв. и 890 АП двадцатью (по десять кораблей от каждого полка) бомбардировать военно-промышленные объекты г. Таллин.

Точка прицеливания для обеих полков - центр города.

МАРШРУТ: аэродром (Кратово), Загорск, Клин, Цель, Кейко-Едрово, Загорск, аэродром (Кратово).

Заход на цель с юго-востока, уход от цели с левым разворотом.

Высоты бомбардирования:

25 Гв. АП 4800-5700 м

890 АП 4850-5750 м

Время удара:

25 Гв. АП 21.40-21.49

890 АП 21.51-22.00

Подсвечивает цель в течение всего времени удара дивизии один корабль 25 Гв. АП с бомбовой нагрузкой: 8 ЗАБ-100цк, 20 САБ-, из них 18 САБ-100, 2 САБ-250.

Бомбовая нагрузка: ФАБ-5000тга, ФАБ-2000, ФАБ-1000тга, ФАБ-500тга и ФАБ-250тга.

ВЗЛЕТ: 25 Гв. АП 17.15-17.33

890 АП 17.35-17.53

Контрольный рубеж, восточный берег оз. ЧУДСКОЕ пройти

кораблям 25 Гв. АП 20.55-21.04

890 АП 21.06-21.15

5. Общая характеристика боевых действий.

В ночь дивизия произвела один боевой вылет 19-ю кораблями. Удар по цели нанесён, в основном, в заданное время в период 21.19-22.05.

2 корабля (Зеленский, Гладкий и Ищенко-Рогозин) время удара не выдержали и бомбардировали цель ранее на 18-24 минуты.

Все корабли бомбардировали основную цель.

Корабль № 42811 (Шамрай-Алексеев) отставлен от вылета по неисправности материальной части (перед вылетом срезало стопр хвостового колеса).

17 кораблей после выполнения боевого задания возвратились и произвели посадку на своем аэродроме. 2 корабля после выполнения боевого задания произвели вынужденные посадки: корабль № 25 Гв. АП № 42311 (Зеленский-Бурак) на аэродроме Мигалово, из-за опасения, что не хватит горючего до своего аэродрома; корабль 890 АП ДД № 42810 (Олейников - Глухов) на аэродроме Выползово, из-за неисправности материальной части.

Посадка кораблей на своем аэродроме произведена в период 00.49-01.52 10.3.1944 года.

6. Ход выполнения боевой задачи

Предварительное распоряжение на подготовку к вылету полкам спущено в 10.00 9.3.1944 года. Задача экипажами проработана заранее. В предварительном распоряжении указывалось: быть в готовности действовать по цели № 6 (Таллин) или по цели № 7 (Тапа).

В 14.15 из АДД получено распоряжение о действии по цели № 6, время удара 21.10-21.30, радиосвязью пользоваться нормально. В 14.15 частям отдано письменное распоряжение о действии по цели № 6.

В 15.15 из АДД получено распоряжение "удар нанести в период в 21.40-22.00". Письменное распоряжение об изменении времени удара полкам спущено в 15.25. Одновременно была дана команда готовить корабли и экипажи к вылету. Взлет по команде командира АП.

В основном взлет кораблями произведен в установленное время: начало 17.18, конец взлета 18.17.

Опоздали со взлетом: корабль 42810 (Олейников-Глухов) взлетел 17.58 и корабль 421011 (Вихорев-Базовкин) взлетел в 18.17. Хорошо и организованно взлетел 25 Гв. АП ДД

После взлета все корабли установили связь с землей, одновременно корабли 25 Гв.АП установили связь с флагманским кораблем, на котором находился командир 25 Гв. АП ДД гвардии подполковник Абрамов.

Полет к цели и обратно происходил при двухсторонней радиосвязи по заданному маршруту. Нормально связь держали 6 кораблей, которые передавали все донесения по маршруту. С остальными кораблями связь происходила с перебоями.

Общие данные и фактически выполненные кораблями: время удара, высота и направление заходов.

По сравнению с прошлым налетом на цели в ночь на 10.3.44 г. в основном время и высота бомбардирования выдерживалась всеми кораблями, не выдержали высот за счет неисправности матчасти или неуспевания погасить высоту во время маневра.

Основную цель в период 21.19-22.05 с высот 4600-6300 м бомбардировали 19 кораблей.

На цель сброшено: 2 ФАБ-5000тга, 2 ФАБ-2000, 8 ФАБ-1000тга, 32 ФАБ-500 тга, 2 ФАБ-500, 22 ФАБ-250тга, 19 ЗАБ-100цк, 2 САБ-250, 18 САБ-100, 2 ФОТАБ-100-60, 2 ФОТАБ-50-35. Всего 129 бомб общим весом 83 тонны 880 кг.

При обстреле прожекторов над целью израсходовано 30 снарядов пушки "ШВАК", 50 патронов УБТ.

По наблюдению экипажей и контролеров все сброшенные бомбы разорвались на площади, ограниченной объектами 55, 43, 66, 53, 45,17.

В результате бомбометания в центральной части города возникло не менее 25 очагов пожара, из них 10 пожаров больших и 10 взрывов. По характеру пожаров и взрывов горели городские постройки, склады и служебные здания.

Возникшие пожары с течением времени развивались и охватывали собой площади целых кварталов. Особенно сильные пожары возникли в районе станции и депо Балтийского вокзала, в районе химического завода, правительственных учреждений (объекты 64, 59, 69), целлюлозной фабрики и пороховых складов.

1 ФАБ-5000 разорвалась у объекта 79 (бывшее здание Британского и Датского посольства). Возник один взрыв большой силы черного цвета, 1 ФАБ-5000 разорвалась в районе порохового склада, где возник большой силы взрыв, развившийся в пожар (по-видимому бомба попала в склад).

В сообщении Совинформбюро за 13.3.44 года говорится:

"на днях наша авиация подвергла сильной бомбардировке скопление немецких воинских эшелонов на ж.д. узле и суда противника в порту Таллин. В результате бомбардировки возникли пожары и эшелоны с войсками, горючим и боеприпасами. Пожары сопровождались взрывами. Сильные пожары и взрывы отмечены также в старом порту, на территории морского арсенала, бензохранилище, химического завода и пороховых складов. Пожары наблюдались нашими экипажами с расстояния 250 км".

7. ПВО

Цель прикрывалась огнем 20 орудий ЗА крупного и среднего калибра, 20 орудиями МЗА при работе 8-9 прожекторов.

Огонь мало интенсивен и рассредоточен. Огневые позиции ЗА располагаются на западной окраине города, в районе ипподрома. На юго-западной окраине города в районе КОЗЕМЕТСА и на восточной окраине севернее ст. ОЛЕМЕСТЕ. Западнее города световое поле из 4-5 прожекторов, которые схватив в свои лучи, удерживали самолет продолжительное время. ЗА за это время огонь не вела.

На северной оконечности полуострова ПАЛЬЯС САР отмечен аэростат заграждения на высоте 4600 м. Восточнее города отмечено патрулирование 2-х одномоторных истребителей противника на высотах 6000- 6500 м. Один корабль от осколков снарядов ЗА получил незначительные пробоины.

8. Потерь нет.

9. Лётных происшествий и нарушений техники пилотирования нет.

10. а). Положительное в боевой работе является: организованный взлёт 25 Гв. АП на выполнение боевого задания.

б). Отрицательное в боевой работе является: не выдерживание времени удара двумя кораблями.

11. Метеорологические условия полета.

До озера Ильмень облачность 10 баллов, высотой 300-600 метров. Под облаками снег.

Верхняя граница облачности 1800-2400 м. В облаках обледенение. От озера Ильмень до цели малооблачно. Местами полосы тонкой однослойной облачности. Видимость 10 км. Над целью с 212.40 до 22.00 безоблачно, видимость 10 км. Севернее цели видна перистая облачность на высоте 5-6 км. На обратном пути до озера Ильмень безоблачно. Далее на пункте посадки 10-8 баллов. Верхняя граница 2000-1800 м, нижняя граница 600-100м, видимость 10 км.

12. ВЫВОДЫ

В дивизии на боевое задание вылетало 19 кораблей. Все корабли задание выполнили успешно.

На разборе полета командир АД указал:

1). Все еще продолжаются отказы автопилотов на высоте. ИАС дивизии необходимо принять все меры, чтобы исключить случаи отказов приборов пилотирования.

2). Штурманские расчеты не соответствовали действительной потребности времени на полет к цели, экипажам приходилось терять время на маршруте.

В дальнейшем штурманские расчеты составлять с расчетом точного выхода на цель и тщательно отрабатывать вопросы общей продолжительности полета.

3). В вопросе расхода горючего ИАС обобщить опыт расхода горючего, режима, профиля полета и эксплуатации матчасти. Разработать и дать указания частям.

4). Совершенствовать тактические приемы экмпажей, прививать навыки военной хитрости и сочетать их с точным выполнением боевого задания, точным прицельным бомбометанием цели, а время удара в срок должно явиться основой тактического замысла проводимой операции.

5). В вопросах связи необходимо не заниматься экспериментом, а радиосвязь с кораблями должна целиком и полностью отвечать требованиям четкого и гибкого управления кораблями в воздухе.

При подходе кораблей к аэродрому посадки предусмотреть централизованное управление с КП АД.

Приложение: 1. Схема построения планируемого и фактически выполненного боевого порядка.

Схема построения планируемого боевого порядка дивизии над целью в ночь на 27.2.44 г.

Схема построения планируемого боевого порядка дивизии над целью в ночь на 10.3.44 г.

Схема фактического выполненного боевого порядка дивизии над целью в ночь на 27.2.44 г. 7.2.44 г.

Схема фактического выполненного боевого порядка дивизии над целью в ночь на 10.3.44 г.

2. Схема заданных и фактически выполненных заходов на цель.

Схема построения планируемого боевого порядка дивизии над целью в ночь на 27.2.44 г.

Схема заданных заходов на цель в ночь на 10.3.44 г.

Схема фактического выполненного боевого порядка дивизии над целью в ночь на 27.2.44 г. 7.2.44 г.

Схема фактических заходов на цель в ночь на 10.3.44 г.

3. Два фотоснимка ночного авиафотографирования бомбардирования г. Таллин.

Фото с 42078, Сукоркин, Рубинштейн, 21ч 42мин 9.3.44 г.

Фото с 42088, Сугаг, Васильченко, 21ч 47мин 9.3.44 г.

Легенда

результатов бомбардирования г. ТАЛЛИН в ночь с 9 на 10.3.44 г.

/по данным ночного фотографирования частей АДД/.

1). Два очага пожаров на территории механического завода "Двигатель".

2). Горит здание министерства юстиции.

3). Прямое попадание в бывшее здание британского и датского консульств.

4). 3 очага пожаров в р-не деревообделочной фабрики акц. об-ва "А.М. Лютер".

5). Два очага пожаров на территории целлюлозной фабрики северной бумажной фабрики.

6). Прямые попадания и пожар в расположении госпиталя.

7). Прямые попадания и пожар в расположении больницы.

8). Три пожара на территории ж.д. станции Старая Гавань.

9). Разрывы авиабомб на территории пороховых складов.

10). Разрушено здание городской самоуправы (по данным радиоперехвата из Швеции).

11). Прямые попадания и пожар на территории станции Балтийской ж. дороги.

По агентурным данным от 15.3.44 года из числа 6 тысяч домов, насчитывающихся в городе, последней бомбардировкой разрушено около двух тысяч домов.

В период с 21.00 до 04.05 в городе Таллин наблюдалось до 60 очагов пожара.

Зам. Нач. РО Штаба АДД подполковник /Таланин/

Дата размещения на сайте 25.03.2016 г.

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

<< | >> События, факты.

25 03 2016.

После гибели своего самолета 421010 в следующем боевом вылете на флагманском самолете в полет летит сам командир 25 Гв. АП...
Указанный им на разборе неработающий автопилот, как и гироскопы, был также воздушным. И представлял из себя примерно вот такой пневмогидравлический агрегат, как АП-42.
--
Вячеслав

03 09 2016.

...в 6-ом пункте вы пишите по количеству бомб сбросили 128 а я насчитал 111- исправте. и по тонажу не сходиться на много. проверте и исправте наверное каких то бомб вы меньше написали.
--
Vovatiraspol

09 09 2016.

В шестом пункте я пишу 129 бомб, а не 128. Так записано в документе.

Вероятно, каких-то бомб не записали. Война шла, пока "союзники" размышляли, открывать или нет Второй фронт, а по всему выходило, что открывать еще рановато, на фронтах гибло очень много советских людей, возможно родственников и любимых печатающих документы машинисток, люди отвлекались и могли допустить ошибки...
Это вполне могло быть. Я думаю, пора с этим смириться...

... Действительно, отставленный от вылета 42811 по неисправности стопора хвостового колеса, оказался в таблице участником бомбометания уже с командиром Пономаренко.
--
Вячеслав

Форум

©AirPages
2003-