Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Документы штаба 746 АП ДД 432 АП ДД 1941 г. 746 АП ДД 1942 г. 746 АП ДД 1943 г. 45 АД ДД 81 АД ДД 1941 г. 45 АД ДД 1942 г. 45 АД ДД 1944 г.

Боевой вылет на ж.д. узел Борисов

27 июня 1944 г.

<< | >> События, факты.

27-е июня 1944 года

1. Обстановка в районе действия дивизии - та же, что и в ночь на 27.6.44 года.

2. Боевой состав дивизии.

К утру 27.6.44 года дивизия имела:

исправных и готовых к бою кораблей Пе-8 - 18

экипажей, готовых выполнять задание по дальним целям в любых условиях - 18

Из них:

25 Гв. АП кораблей Пе-8 - 12

экипажей - 12

890 АП кораблей Пе-8 - 6

экипажей - 6

3. Задачи дивизии.

В ночь на 28.6.44 года уничтожать эшелоны, разрушать пути и станционные сооружения на ж.д. станции Борисов.

4. КОМАНДИР АД РЕШИЛ:

25 Гв. АП и 890 АП в подготовке и проведении вылета руководствоваться боевым приказом АД № 06 от 27.6.44 года.

Маршрут: КПП, Довск - цель - Довск - КПП

Заход на цель с юго-востока, уход с правым разворотом.

Взлет: 25 Гв. АП 23.25-23.43

890 АП 23.45-23.55

Удар: 25 Гв. АП 01.30-01.36

890 АП 01.37-01.40

Высоты бомбардирования:

25 Гв. АП от 3800 м и выше через 100 м

890 АП - от 3850 и выше через 100 м

Минимальная высота при сплошной облачности - 2000 м.

Запасные цели: ж.д. узел Минск. Над Минском высоту поднять на 1000 метров.

5. Общая характеристика действия дивизии.

В ночь дивизия 18 кораблями Пе-8 произвела один боевой вылет.

17 кораблей бомбардировали основную цель.

1 корабль 25 Гв. АП (Грязнов-Иконников) вышел на ж.д. станцию Смолевичи, принял ее за основную цель и бомбардировал.

После выполнения задания 16 кораблей произвели посадку на своем аэродроме благополучно в период 02.50-03.30 28.6.44 года.

Два корабля к 7.00 не возвратились с боевого задания, из них:

Один корабль 25 Гв. АП (Сугак - Васильченко), другой 890 АП (Макаренко-Юрогодов).

На цели сброшено: 8 ФАБ-2000, 18 ФАБ-1000, 70 ФАБ-500, 48 ФАБ-250, 28 САБ-100, 2 ФОТАБ-35. Всего 174 бомбы, общим весом 82 т 720 кг.

Израсходовано: 100 снарядов пушки ШВАК.

Общий боевой налет ночью 59 час 39 мин.

6. Ход выполнения боевой задачи

19.50 27.6.44 года из штаба АДД получено предварительное боевое распоряжение о действии соединения в ночь на 28.6.44 года по ж.д. узлу Борисов.

20.20 предварительное распоряжение доведено до частей.

22.47 боевое распоряжение штаба АД доведено до частей.

Взлет прошел, в основном, в установленное время в период 23.16-24.00. После взлета все корабли установили связь с землей.

Основную цель, ж.д. узел Борисов в период 01.20-01.54 с высот 3500-4000 метров бомбардировали 17 кораблей.

При подходе к цели контролер наблюдал 8 очагов пожаров на ж.д. станции и до 30 пожаров в различных частях города Ново-Борисов.

На цель сброшено: 8 ФАБ-2000, 16 ФАБ-1000, 66 ФАБ-500, 44 ФАБ-250, 28 САБ-100, 2 ФОТАБ-35. Всего 164 бомбы, общим весом 77 т, 720 кг.

По наблюдениям экипажей и контролеров сброшенные бомбы разорвались на территории станции и прилегающих к ней кварталов города. В результате бомбардирования возникло 15 очагов пожаров и до 16 взрывов. Отдельные очаги пожаров слились и образовали площадные пожары.

В северной части станции горел эшелон с цистернами горючего, где отмечены сильные взрывы красного пламени с клубами черного дыма.

В южной части станции возникший пожар сопровождался сильными взрывами белого и желтого цвета с разбрасыванием огненных брызг, очевидно рвались боеприпасы.

50-75 метров северо-западнее станции Борисов возник большой пожар со взрывами красного пламени.

По характеру пожара взрывались и горели емкости с горючим.

При отходе от целив 01.43 на станции Борисов отмечено 14 пожаров, сопровождавшихся взрывами, и большое количество средних и мелких пожаров в г. Ново-Борисов.

Ж.д. станцию Смолевичи в 01.30 с высоты 4300 м бомбардировал один самолет. На цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 4 ФАБ-250, всего 10 бомб, общим весом 5 тонн.

Разрывы экипаж наблюдал в северной части станции, где возник один взрыв, который развился в пожар.

7. ПВО: Борисов прикрывался огнем 16 орудий ЗА крупного и среднего калибров, 8 орудий МЗА, работы прожекторов не отмечалось. В районе цели истребители противника патрулировали парами на Н=4500 м.

Двухмоторный истребитель атаковал один корабль Пе-8, атака была отбита стрелками из бортового оружия.

Станция Смолевичи - прикрывалась огнем 8 орудий ЗА крупного и среднего калибра при работе 8 прожекторов.

Замечания: Над целью сбрасывались серии САБ-ов, которые загорались на высотах - выше чем 4500 метров и освещали наши корабли.

Нужно полагать, что САБ-ы сбрасывались самолетами противника с целью обнаружить (осветить) наши корабли и по освещенным кораблям производить атаки истребителями противника.

8. Потери

С боевого задания не возвратились два корабля: корабль 25 Гв. АП № 42088, лётчик, гвардии майор СУГАК. Возвратившись 2.7.44 года в свою часть гвардии майор Сугак доложил:

при подходе к цели 01.30 на высоте 3900 метров в результате прямого попадания снаряда ЗА в левую плоскость возник пожар. Экипаж по команде командира корабля покинул горящий самолет, выбросившись на парашютах.

Из состава экипажа в свою часть на 4.7.44 года возвратились 7 человек. Не возвратилось 5 человек.

Корабль 890 АП № 42211, летчик майор Макаренко.

По докладу майора Макаренко, возвратившегося в часть 3.7.44 года - установлено:

В 01.33 на высоте 4050 м, после бомбометания корабль на развороте от цели юго-восточнее Борисов был атакован истребителем противника Ме-110, который с темной стороны подошел к кораблю на близкую дистанцию и не был замечен экипажем. Сзади снизу справа истребитель открыл огонь и первой длинной очередью зажёг самолет.

Экипаж по команде командира корабля выпрыгнул на парашютах.

Экипаж в составе 11 человек возвратился в часть 3.7.44 года. Не возвратился один человек.

9. Летных происшествий нет.

10. Метеорологические условия полета.

По всему маршруту и над целью преимущественно безоблачно. В середине маршрута отдельные полосы тонкой однослойной облачности до 3-5 баллов, на Н=1000-1500 метров видимость 10 км. Над водными поверхностями дымка, при видимости 4-3 км. Пункт посадки с 02.00 до 04.00 безоблачно, видимость 7-10 км.

11. ВЫВОД.

1. По докладу экипажей и контролеров основная цель обработана хорошо. Результаты фотографирования цели не известны - корабль фотограф не возвратился с боевого задания.

29.6.44 г. в масштабе дивизии проведен разбор боевого полета с командирами, штурманами кораблей и руководящим составом полков и дивизий, на котором были разобраны вопросы:

а) Противозенитный и противоистребительный маневр кораблей в районе цели;

б) Организация наблюдения и обороны корабля в воздухе.

В результате проведенного разбора и выступлений участников боевого вылета командир АД сделал свое заключение и указал:

а) Потребовать персональную ответственность от воздушных стрелков за оборону корабля в воздухе, за жизнь экипажа и целостность дорогостоящей материальной части.

б) Организовать боевую службу и наблюдение в полете так, чтобы ни один истребитель противника не мог подойти и произвести атаку корабля.

в) Организовать чёткую связь и управление командира корабля своими стрелками в полете.

г) удар по цели наносить массированно и в минимально короткий срок.

д) Направление заходов на цель строить с расчетом ухода после бомбежки на тёмный фон неба.

***

КРАТКИЕ ИТОГИ БОЕВОЙ РАБОТЫ

45 АВИАЦИОННОЙ ГОМЕЛЬСКОЙ ДИВИЗИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ ЗА ИЮНЬ МЕСЯЦ 1944 Г.

1. Произведено самолето-вылетов - 39

Из них:

Основную цель бомбардировали - 35

Случайную цель бомбардировали - 1

Возвращены с маршрута вследствие отмены боевой задачи -3

2. Сброшено 325 бомб, общим весом 165 т 175 кг

3. Общий боевой налет ночью 129 час 35 мин

4. Напряжение на 1 исправный самолет:

а). в вылетах 3,4

б). По налету в часах 7,12

5. Боевых потерь - 2

6. Сбитых самолетов противника на 39 с/вылет - нет.

Нач. операт. отдела 45 АД ДД подполковник Овчинников

Дата размещения на сайте 31.03.2016 г.

Источники

  • Фото и документы из архива Олега Лисачева

<< | >> События, факты.

31 03 2016.

Отчет о боевой работе за июнь оказался не подписанным подполковником Овчинниковым.
Вероятнее всего мы имеем дело с незаверенной копией документа, которая, тем не менее, является верной...
--
Вячеслав

2 04 2016.

Форма отчета изменилась. Уже в документах исчезли таблицы с номерами самолетов и курсов заходов.
Несоответствие по налёту с итоговыми таблицами... В крайних отчетах появились вылеты, когда самолеты вернулись с маршрута по метеоусловиям цели. Случай сам по себе уникальный, и нет ничего удивительного в том, что эти вылеты ранее не фигурировали в документах. Не трудно догадаться, почему такие вылеты из отчетов изымались.

Вероятно, есть смысл эту работу временно отложить и начать размещать боевые донесения по каждому вылету отдельно. Таким образом, мы сможем сравнить его с уже приведенными данными в ЖБД, главным образом по разночтению в бомбовой нагрузке и описанию бомбометания. Конечно, весь материал не может быть размещен в сканах, ибо размер сайта будет просто неподъёмен, однако наиболее интересные документы, содержащие рукописные тексты, итоговые таблицы и подписи должностных лиц на сайте будут размещены.

После завершения этой работу планирую разместить месячные отчёты по 25 Гв. АП. Эти отчёты написаны очень подробно, на большом фактическом материале и представляют несомненный интерес.
--
Вячеслав Черкашин

3 04 2016.

...Решать Вам!!! Это Ваш сайт. Работа сделана огромная, за что я Вам очень и очень благодарен.
Сканы оригиналов не помешают, само собой. Метка сайта на них тоже. ИМХО.
В интернете они уже размножаются со страшной скоростью.
--
Олег Личачев

3 04 2016.

Боевые донесения по каждому вылету должны снять всякие претензии, я надеюсь, ИМХО.

К слову говоря, в последующих отчетах 45 АД ДД за 44 г., как я посмотрел, опять появились таблицы с номерами с-тов, курсов заходов и фотографиями эшелонирования, но это уже в последующее время...

С учетом появления новых разделов изменилась и навигация сайта. Пришлось изменить порядок ссылок в левых колонках, ввести новые разделы по боевым донесениям 746 АП ДД.
--
Вячеслав Черкашин

Форум

©AirPages
2003-