Боевой вылет на ж.д. узел Борисов
27 июня 1944 г.
<< | >> События, факты.
27-е июня 1944 года
1. Обстановка в районе действия дивизии - та же, что и в ночь на 27.6.44 года.
2. Боевой состав дивизии.
К утру 27.6.44 года дивизия имела:
исправных и готовых к бою кораблей Пе-8 - 18
экипажей, готовых выполнять задание по дальним целям в любых условиях - 18
Из них:
25 Гв. АП кораблей Пе-8 - 12
экипажей - 12
890 АП кораблей Пе-8 - 6
экипажей - 6
3. Задачи дивизии.
В ночь на 28.6.44 года уничтожать эшелоны, разрушать пути и станционные сооружения на ж.д. станции Борисов.
4. КОМАНДИР АД РЕШИЛ:
25 Гв. АП и 890 АП в подготовке и проведении вылета руководствоваться боевым приказом АД № 06 от 27.6.44 года.
Маршрут: КПП, Довск - цель - Довск - КПП
Заход на цель с юго-востока, уход с правым разворотом.
Взлет: 25 Гв. АП 23.25-23.43
890 АП 23.45-23.55
Удар: 25 Гв. АП 01.30-01.36
890 АП 01.37-01.40
Высоты бомбардирования:
25 Гв. АП от 3800 м и выше через 100 м
890 АП - от 3850 и выше через 100 м
Минимальная высота при сплошной облачности - 2000 м.
Запасные цели: ж.д. узел Минск. Над Минском высоту поднять на 1000 метров.
5. Общая характеристика действия дивизии.
В ночь дивизия 18 кораблями Пе-8 произвела один боевой вылет.
17 кораблей бомбардировали основную цель.
1 корабль 25 Гв. АП (Грязнов-Иконников) вышел на ж.д. станцию Смолевичи, принял ее за основную цель и бомбардировал.
После выполнения задания 16 кораблей произвели посадку на своем аэродроме благополучно в период 02.50-03.30 28.6.44 года.
Два корабля к 7.00 не возвратились с боевого задания, из них:
Один корабль 25 Гв. АП (Сугак - Васильченко), другой 890 АП (Макаренко-Юрогодов).
На цели сброшено: 8 ФАБ-2000, 18 ФАБ-1000, 70 ФАБ-500, 48 ФАБ-250, 28 САБ-100, 2 ФОТАБ-35. Всего 174 бомбы, общим весом 82 т 720 кг.
Израсходовано: 100 снарядов пушки ШВАК.
Общий боевой налет ночью 59 час 39 мин.
6. Ход выполнения боевой задачи
19.50 27.6.44 года из штаба АДД получено предварительное боевое распоряжение о действии соединения в ночь на 28.6.44 года по ж.д. узлу Борисов.
20.20 предварительное распоряжение доведено до частей.
22.47 боевое распоряжение штаба АД доведено до частей.
Взлет прошел, в основном, в установленное время в период 23.16-24.00. После взлета все корабли установили связь с землей.
Основную цель, ж.д. узел Борисов в период 01.20-01.54 с высот 3500-4000 метров бомбардировали 17 кораблей.
При подходе к цели контролер наблюдал 8 очагов пожаров на ж.д. станции и до 30 пожаров в различных частях города Ново-Борисов.
На цель сброшено: 8 ФАБ-2000, 16 ФАБ-1000, 66 ФАБ-500, 44 ФАБ-250, 28 САБ-100, 2 ФОТАБ-35. Всего 164 бомбы, общим весом 77 т, 720 кг.
По наблюдениям экипажей и контролеров сброшенные бомбы разорвались на территории станции и прилегающих к ней кварталов города. В результате бомбардирования возникло 15 очагов пожаров и до 16 взрывов. Отдельные очаги пожаров слились и образовали площадные пожары.
В северной части станции горел эшелон с цистернами горючего, где отмечены сильные взрывы красного пламени с клубами черного дыма.
В южной части станции возникший пожар сопровождался сильными взрывами белого и желтого цвета с разбрасыванием огненных брызг, очевидно рвались боеприпасы.
50-75 метров северо-западнее станции Борисов возник большой пожар со взрывами красного пламени.
По характеру пожара взрывались и горели емкости с горючим.
При отходе от целив 01.43 на станции Борисов отмечено 14 пожаров, сопровождавшихся взрывами, и большое количество средних и мелких пожаров в г. Ново-Борисов.
Ж.д. станцию Смолевичи в 01.30 с высоты 4300 м бомбардировал один самолет. На цель сброшено: 2 ФАБ-1000, 4 ФАБ-500, 4 ФАБ-250, всего 10 бомб, общим весом 5 тонн.
Разрывы экипаж наблюдал в северной части станции, где возник один взрыв, который развился в пожар.
7. ПВО: Борисов прикрывался огнем 16 орудий ЗА крупного и среднего калибров, 8 орудий МЗА, работы прожекторов не отмечалось. В районе цели истребители противника патрулировали парами на Н=4500 м.
Двухмоторный истребитель атаковал один корабль Пе-8, атака была отбита стрелками из бортового оружия.
Станция Смолевичи - прикрывалась огнем 8 орудий ЗА крупного и среднего калибра при работе 8 прожекторов.
Замечания: Над целью сбрасывались серии САБ-ов, которые загорались на высотах - выше чем 4500 метров и освещали наши корабли.
Нужно полагать, что САБ-ы сбрасывались самолетами противника с целью обнаружить (осветить) наши корабли и по освещенным кораблям производить атаки истребителями противника.
8. Потери
С боевого задания не возвратились два корабля: корабль 25 Гв. АП № 42088, лётчик, гвардии майор СУГАК. Возвратившись 2.7.44 года в свою часть гвардии майор Сугак доложил:
при подходе к цели 01.30 на высоте 3900 метров в результате прямого попадания снаряда ЗА в левую плоскость возник пожар. Экипаж по команде командира корабля покинул горящий самолет, выбросившись на парашютах.
Из состава экипажа в свою часть на 4.7.44 года возвратились 7 человек. Не возвратилось 5 человек.
Корабль 890 АП № 42211, летчик майор Макаренко.
По докладу майора Макаренко, возвратившегося в часть 3.7.44 года - установлено:
В 01.33 на высоте 4050 м, после бомбометания корабль на развороте от цели юго-восточнее Борисов был атакован истребителем противника Ме-110, который с темной стороны подошел к кораблю на близкую дистанцию и не был замечен экипажем. Сзади снизу справа истребитель открыл огонь и первой длинной очередью зажёг самолет.
Экипаж по команде командира корабля выпрыгнул на парашютах.
Экипаж в составе 11 человек возвратился в часть 3.7.44 года. Не возвратился один человек.
9. Летных происшествий нет.
10. Метеорологические условия полета.
По всему маршруту и над целью преимущественно безоблачно. В середине маршрута отдельные полосы тонкой однослойной облачности до 3-5 баллов, на Н=1000-1500 метров видимость 10 км. Над водными поверхностями дымка, при видимости 4-3 км. Пункт посадки с 02.00 до 04.00 безоблачно, видимость 7-10 км.
11. ВЫВОД.
1. По докладу экипажей и контролеров основная цель обработана хорошо. Результаты фотографирования цели не известны - корабль фотограф не возвратился с боевого задания.
29.6.44 г. в масштабе дивизии проведен разбор боевого полета с командирами, штурманами кораблей и руководящим составом полков и дивизий, на котором были разобраны вопросы:
а) Противозенитный и противоистребительный маневр кораблей в районе цели;
б) Организация наблюдения и обороны корабля в воздухе.
В результате проведенного разбора и выступлений участников боевого вылета командир АД сделал свое заключение и указал:
а) Потребовать персональную ответственность от воздушных стрелков за оборону корабля в воздухе, за жизнь экипажа и целостность дорогостоящей материальной части.
б) Организовать боевую службу и наблюдение в полете так, чтобы ни один истребитель противника не мог подойти и произвести атаку корабля.
в) Организовать чёткую связь и управление командира корабля своими стрелками в полете.
г) удар по цели наносить массированно и в минимально короткий срок.
д) Направление заходов на цель строить с расчетом ухода после бомбежки на тёмный фон неба.
***
КРАТКИЕ ИТОГИ БОЕВОЙ РАБОТЫ
45 АВИАЦИОННОЙ ГОМЕЛЬСКОЙ ДИВИЗИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ ЗА ИЮНЬ МЕСЯЦ 1944 Г.
1. Произведено самолето-вылетов - 39
Из них:
Основную цель бомбардировали - 35
Случайную цель бомбардировали - 1
Возвращены с маршрута вследствие отмены боевой задачи -3
2. Сброшено 325 бомб, общим весом 165 т 175 кг
3. Общий боевой налет ночью 129 час 35 мин
4. Напряжение на 1 исправный самолет:
а). в вылетах 3,4
б). По налету в часах 7,12
5. Боевых потерь - 2
6. Сбитых самолетов противника на 39 с/вылет - нет.
Нач. операт. отдела 45 АД ДД подполковник Овчинников
Дата размещения на сайте 31.03.2016 г.
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
<< | >> События, факты.
31 03 2016.
Отчет о боевой работе за июнь оказался не подписанным подполковником Овчинниковым.
Вероятнее всего мы имеем дело с незаверенной копией документа, которая, тем не менее, является верной...
--
Вячеслав
2 04 2016.
Форма отчета изменилась. Уже в документах исчезли таблицы с номерами самолетов и курсов заходов.
Несоответствие по налёту с итоговыми таблицами... В крайних отчетах появились вылеты, когда самолеты вернулись с маршрута по метеоусловиям цели. Случай сам по себе уникальный, и нет ничего удивительного в том, что эти вылеты ранее не фигурировали в документах. Не трудно догадаться, почему такие вылеты из отчетов изымались.
Вероятно, есть смысл эту работу временно отложить и начать размещать боевые донесения по каждому вылету отдельно. Таким образом, мы сможем сравнить его с уже приведенными данными в ЖБД, главным образом по разночтению в бомбовой нагрузке и описанию бомбометания. Конечно, весь материал не может быть размещен в сканах, ибо размер сайта будет просто неподъёмен, однако наиболее интересные документы, содержащие рукописные тексты, итоговые таблицы и подписи должностных лиц на сайте будут размещены.
После завершения этой работу планирую разместить месячные отчёты по 25 Гв. АП. Эти отчёты написаны очень подробно, на большом фактическом материале и представляют несомненный интерес.
--
Вячеслав Черкашин
3 04 2016.
...Решать Вам!!! Это Ваш сайт. Работа сделана огромная, за что я Вам очень и очень благодарен.
Сканы оригиналов не помешают, само собой. Метка сайта на них тоже. ИМХО.
В интернете они уже размножаются со страшной скоростью.
--
Олег Личачев
3 04 2016.
Боевые донесения по каждому вылету должны снять всякие претензии, я надеюсь, ИМХО.
К слову говоря, в последующих отчетах 45 АД ДД за 44 г., как я посмотрел, опять появились таблицы с номерами с-тов, курсов заходов и фотографиями эшелонирования, но это уже в последующее время...
С учетом появления новых разделов изменилась и навигация сайта. Пришлось изменить порядок ссылок в левых колонках, ввести новые разделы по боевым донесениям 746 АП ДД.
--
Вячеслав Черкашин
|