Налеты по портам Мемель и Либава
13, 14 и 15 октября 1944 г.
<< | >>
13-го октября 1944 года.
1. Боевой состав дивизии (самолеты Б-25):
890 АП исправных самолетов - 11, ночных экипажей - 13
362 АП исправных самолетов - 20, ночных экипажей - 16
В бой планировалось: 890 АП - 9 самолетов
362 АП - 16 самолетов.
2. Задача дивизии.
В ночь на 14.10 1944 г. уничтожать скопление транспортов противника в порту Мемель.
3. Командир АД РЕШИЛ:
890 и 362 АП самолетами Б-25 уничтожать скопление транспортов противника в порту Мемель в период 21.15 - 21.25, с высот 3300 - 3500 м.
Минимальная высота бомбардирования 2000 м. Бомбовая нагрузка: ФАБ-500, 250 и САБ-100. Точка прицеливания - Зимняя Гавань.
Маршрут: Балбасово, Поневеж, цель, Поневеж, Балбасово. Заход на цель с юга, уход с правым разворотом.
Взлет: 362 АП 19.00 - 19.15
890 АП 19.16 - 19.25
Первый разведчик погоды от 362 АП, взлет в 15.45.
890 АП подготовить один самолет Б-25 для повторной разведки погоды. Готовность в 17.30.
4. Общая характеристика действия дивизии.
В ночь дивизия произвела один боевой вылет. На задание вылетало 25 самолетов Б-25, из них: 22 самолета бомбардировали основную цель, один самолет вылетал на разведку погоды, два самолета из-за неисправности матчасти задание не выполнили, с маршрута возвратились, бомбы сбросили на своей территории.
Все самолеты возвратились на свой аэродром и произвели посадку благополучно в период 23.10 - 00.10.
Общий боевой налет 101 час 21 минута.
5. Ход выполнения боевой задачи.
9.00 из штаба АДД получено предварительное распоряжение быть в готовности действовать по порту Либава. 11.00 предварительное боевое распоряжение штаба АД доведено до частей.
В 16.30 частям вручено письменное боевое распоряжение.
17.40 из штаба АДД получено распоряжение: "Ранее поставленную задачу отменить. В ночь на 14.10.44 г. бомбардировать скопление транспортов противника в порту Мемель".
18.12 частям вручено письменное боевое распоряжение штаба АД об отмене ранее поставленной задачи и о действии 890 и 362 АП в ночь на 14.10.44 г. по порту Мемель.
Вылет кораблей начался своевременно. Самолеты взлетели в период 18.58 - 19.16. После взлета все корабли установили связь с землей. В процессе всего полета связь с самолетами была хорошей.
Все самолеты по радио донесли о выполнении задания по основной цели и краткие результаты бомбардирования.
Основная цель бомбардировалась 22 самолетами Б-25 в период 21.12 - 21.25 с высот 3000 - 3800 м.
На цель сброшено 88 ФАБ-500, 250 и САБ-100, общим весом 30 т 160 кг. В результате бомбардирования возникло 6 пожаров среднего размера, из них: 4 пожара возникли на восточном берегу Зимнего порта и 2 пожара в районе объекта № 9. Возникло 3 взрыва, из их 2 взрыва белого пламени в районе объекта № 19 и один взрыв красного пламени в районе объекта № 9.
Подсвет цели производился в течение всего времени удара большим количеством САБ-ов. Цель просматривалась хорошо и бомбардировалась прицельно.
6. ПВО
Цель прикрывалась слабым огнем 8 орудий ЗА крупного и среднего калибров. Работы прожекторов не отмечено. Огонь ЗА временами совершенно прекращался.
7. Потерь нет.
8. Погода
По всему маршруту и над целью с 21.00 до 22.00 безоблачно. В районе цели тонкая перистая облачность до 6 баллов, на высоте 4000 - 5000 м. Видимость 10-7 км.
Вывод:
Боевое задание 890 и 362 АП выполнено хорошо.
14-го октября 1944 года.
1. Обстановка в районе действия дивизии.
Порт Либава по данным штаба АДД на 6.9.44 г. прикрывался огнем 8 батарей ЗА среднего калибра. Наиболее прикрывается северная часть порта. С воздуха порт прикрывается ночными истребителями, имеющими на борту радиолокационные установки.
На 2.10 и 4.10.44 г. отмечено: аэродром Либава - 50 самолетов, из них 11 ночных истребителей.
2. Боевой состав дивизии:
890 АП - 11 самолетов Б-25 исправных.
362 АП - 20 самолетов Б-25 исправных.
Ночных экипажей, готовых выполнять боевое задание ночью в простых метеоусловиях:
890 АП - 13
362 АП - 16
3. Задача дивизии.
В ночь с 14 на 15.10 1944 г. уничтожать транспорта противника в порту Либава. По этой цели в период 20.00 - 21.05 с высот 3500 - 3700 м действуют другие соединения АДД.
4. Командир АД РЕШИЛ:
890 и 362 АП самолетами Б-25 уничтожать скопление транспортов противника в порту Либава.
Точка прицеливания - транспорта противника в Новом и Вольном портах. Разрешается бомбардировать Аванпорт при явном обнаружении в нем транспортов.
Маршрут: Балбасово, Поневеж, цель, Поневеж, Балбасово.
Заход на цель с юга, уход с правым разворотом.
Взлет: 890 АП 18.50 - 19.00
362 АП - 19.01 - 19.15
Удар для обоих АП в период - 21.05 - 21.15 с высот 3500 - 3700 м.
Минимальная высота бомбардирования 2000 м.
Запасная цель -скопление войск противника в г. Тильзит.
Бомбовая нагрузка ФАБ-500, 250 и САБ-100.
Иметь ввиду возможность бомбардировать порт Мемель.
5. Общая характеристика действия дивизии.
В ночь дивизия произвела один боевой вылет. На задание вылетало 27 самолетов Б-25, из них 26 самолетов бомбардировали заданную цель и один самолет вылетал на разведку погоды.
Выполнив задание все самолеты возвратились на свой аэродром и произвели посадку благополучно в период 23.02 - 23.59.
Общий боевой налет 121 час 58 минут.
6. Ход выполнения боевой задачи.
8.00 из штаба АДД получено предварительное распоряжение быть в готовности действовать по порту Либава. Иметь ввиду возможность действовать по порту Мемель.
10.00 предварительное боевое распоряжение штаба АД доведено до частей.
В 17.20 частям вручено письменное боевое распоряжение.
Взлет кораблей на боевое задание прошел согласно плана. Все корабли взлетели и установили связь с землей.
Основную цель бомбардировали 26 самолетов в период 21.01 - 21.17 с высот 1800 - 3700 м.
На цель сброшено 104 бомбы, весом 35 т 270 кг. При отражении атак истребителей противника израсходовано 357 патронов "Кольт Браунинг". В результате возникло 6 пожаров и 4 взрыва, из них:
2 крупных пожара возникли в районе объекта № 35, три пожара в районе № 34. От прямого попадания бомб возник 1 пожар со взрывом большой силы среди транспортов в Аванпорту при входе в канал Военного порта, один крупный взрыв возник в 21.05 среди транспортов в Вольном порту, западнее объекта № 35, один взрыв у причалов, 200 м северо-восточнее объекта № 35, один взрыв возник в районе объектов № № 34 и 27. Бомбардируемые объекты просматривались хорошо. По заключению контролеров - цель самолетами дивизии бомбардировалась интенсивно, прицельно и обработана хорошо.
7. ПВО
Цель прикрывалась слабым огнем 6-8 орудий ЗА среднего калибра. Огонь велся периодами прицельно. Работали 8 прожекторов.
Один наш самолет имеет пробоину в правую плоскость от осколков снарядов ЗА. В районе ицели отмечено патрулирование одномоторных истребителей противника. Два наших самолета при отходе от цели атакованы истребителями противника, атаки отбиты огнем воздушных стрелков кораблей. В северной и восточной частях города отмечено до 30 аэростатов заграждения на высотах 3000 - 3200 м.
8. Военных и небоевых потерь нет.
9. Погода
По всему маршруту с 17.50 до 23.00 безоблачно. Видимость 4-10 км. Над целью с 20.50 до 21.15 облачность тонкая, просвечивающаяся, проходящая, 4-7 баллов на высоте 2500 м и отдельные разорванные облака на высоте 1800 м. Западнее цели сплошная многослойная облачность. Видимость 4-7 км. На обратном пути погода без изменений.
Вывод:
Боевое задание 890 и 362 АП выполнено хорошо.
15-го октября 1944 года.
1. В ночь с 15.10 на 16.10.44 г. дивиия имела задачу бомбардировать транспорта и суда противника в порту Либава.
2. Командир АД решил: боевую задачу выполнять 890 и 362 АП самолетами Б-25. Взлет произвести в период 18.00 - 18.25.
Высоты бомбардирования для всех самолетов 3500-3700 м.
Минимальная высота бомбардирования 2000 м.
Маршрут: Балбасово, Поневеж, Балбасово.
3. Ход выполнения задачи:
В период 17.58 - 18.18 - 25 самолетов Б-25 вылетали на боевое задание.
В 19.15 из штаба АДД получено распоряжение об отбое из-за плохих метеоусловий.
В 19.20 циркулярно всем кораблям в воздух дано распоряжение: "прекратить выполнение задания, возвратиться на свой аэродром, бомбы сбросить на пассив в озеро Нарочь." Все самолеты распоряжение приняли. 23 самолета бомбы сбросили на пассив на своей территории.
Два самолета Б-25 362 АП в период 20.16 - 20.20 с высоты 3500 м бомбардировали основную цель по расчету времени из-за облаков, так как приказание возвращаться было принято, когда самолеты подходили к линии фронта, и командиры кораблей приняли самостоятельное решение бомбардировать цель. Сброшено 8 бомб весом 3 тонны.
4. На своей территории бомбы сбросили:
13 самолетов в озеро Нарочь, в период 19.50 - 21.30, с высот 600-1000 м. Всего 51 бомбу весом 17 тонн 150 кг.
10 самолетов в период 20.10 - 21.46 с высот 600-1500 м сбросили 34 бомбы весом 13 т в следующие озера:
Окона - 15 км юго-западнее Лепель, Лукомльское - 30 км юго-восточнее Лепель, Ялошва - 85 км восточнее Поневеж, Свирь - 30 км юго-восточнее Свенцяны, Сшо - 35 км северо-восточнее Докшицы, Межужол, - 21 км северо-восточнее Докшицы, Плавно - 41 км юго-восточнее Докшицы, Безымянное озеро - 52 км северо-восточнее Докшицы и 10 км восточнее Дуброво.
Один самолет вылетал на разведку погоды.
5. Все самолеты возвратились на свой аэродром и произвели посадку благополучно. Посадка последнего самолета в 23.05.
Общий вылет ночью 87 часов 40 минут.
6. Самолеты возвращены с задания, боевого задания не выполнили. Два самолета, бомбардировавшие основную цель, задание не выполнили. Разведчик погоды задание выполнил.
7. Погода. По маршруту до Поневеж облачность от 6 до 9 баллов, двухслойная нижняя граница 600-300 м, верхняя около 200 м, дымка, видимость 4-7 км. От Поневеж до цели и над целью с 20.15 до 20.30 облачность сплошная, многослойная, верхняя граница до 3500 м, нижняя не определена. Снижались до 800 м и были в облачности. На обратном пути погода без изменений. Аэродром посадки с 19.00 до 22.00 облачность тонкая 10 баллов, высотой 600-1000 м, после 22.00 малооблачно.
Дата размещения на сайте 03.09.2016 г.
Источники
- Фото и документы из архива Олега Лисачева
<< | >>
03 09 2016.
Мемель - современный литовский город Клайпеда
Либава - современный латышский город Лиепая
Поневеж - современный литовский город Паневежис
Крайний вылет за 15 октября оказался неудачным. И уже отсутствуют в описании подробные отчеты, когда и во сколько получены указания из штаба, являвшиеся до сего времени, как мы понимаем, залогом успешного выполнения задания.
И разведчик погоды задание выполнил...
"Командир решил", и полк вылетел, а штаб на этот раз, как бы "ни при делах" :-)
|