Авиация Второй мировой

Home  Custom Search

Антуан Экзюпери и «Молния»

Французский писатель и летчик

1900-1944

«Локхид» F-5A-1-LO Антуана де Сент-Экзюпери

«Локхид» F-5A-1-LO, на котором Антуан де Сент-Экзюпери выполнил несколько разведывательных полетов в мае-июне 1944г.

Тяжелый истребитель Р-38 Lightning ("Молния") имел очень необычную трехфюзеляжную конструкцию. В боковых фюзеляжах размещались задние стойки шасси и два турбокомпрессора. Это был первый в мире истребитель с носовым колесом - прототип ХР-38 совершил свой первый полет 27 января 1939 года. Кабина пилота располагалась в центральной гондоле, там же находилась носовая пулеметно-пушечная батарея и стойка переднего колеса. В варианте разведчика (F-4, F-5) вместо пушек в центральной гондоле располагались четыре фотокамеры К-17.

Именно на безоружном самолете-разведчике «Локхид» F-5B-1-LO №42-68223 из группы дальней разведки оборвалась жизнь классика французской литературы Антуана де Сент-Экзюпери. 31 июля 1944 года пилот не вернулся с боевого вылета.

В одном из писем Сент-Экзепюри заметил: «Ищите меня в том, что я пишу». И это утверждение справедливо. Наследие писателя невелико по объему, но каждая строка его произведений, будь то роман о военных летчиках или сказка о маленьком принце, дышит искренностью и любовью к людям.

Мир потерял удивительно светлого человека. Он умел делать счастливыми других, но сам был глубоко несчастен. Маленький принц бежал с Земли на свою планетку: одна-единственная роза казалась ему дороже всех богатств Земли. Такая планетка была и у Сент-Экзюпери: он постоянно вспоминал детство - потерянный рай, куда не было возврата. Антуан все время просил дать ему для патрулирования район Аннесси, скользил над родным Лионом, над замком Сент-Морис де Реман, когда-то принадлежавшим его матери. Казалось со времени детства прошло бесконечно много времени, только здесь он был по-настоящему счастлив.

Они встретились в Буэнос-Айресе, куда перевели Сент-Экзюпери. Консуэло Гомес Каррило была крошечной, неистовой, стремительной и непостоянной - она успела дважды побывать в браке (ее второй муж покончил жизнь самоубийством), любила приврать и обожала Францию. Они поженились, а вскоре Антуана перевели в Касабланку - теперь он был по-настоящему счастлив. Консуэло была законченной мифоманкой и лгала так же естественно, как дышала, зато она могла увидеть в шляпе удава, проглотившего слона... Она была очаровательно непоседлива и, по словам друзей Сент-Экзюпери, "в беседе перепрыгивала с темы на тему, как козочка". Сутью этой верткой, слегка безумной девушки были ветреность и непостоянство, зато ее надо было опекать и защищать. Сент-Экзюпери чувствовал себя в своей стихии: в замке Сент-Морис де Реман он приручал кроликов, в пустыне - лис, газелей и пум, теперь ему предстояло опробовать свой дар на этом полудиком, неверном, прелестном существе.

Он был уверен, что у него получится: Сент-Экзюпери приручал всех, кто его окружал. Его обожали дети - он делал для них забавные бумажные вертолетики и отскакивавшие от земли мыльные пузыри с глицерином. Его любили взрослые, он славился как талантливый гипнотизер и виртуозный карточный фокусник; говорили, что последним он обязан своим необычайно ловким рукам, а разгадка между тем была в другом. Антуан моментально понимал, кто перед ним: скряга, ханжа или безалаберный добряк - и тут же чувствовал, какую карту тот загадает. Он никогда не ошибался, его суждения о людях были абсолютно верными - со стороны Сент-Экзюпери казался настоящим волшебником.

Он был необычайно добр: когда у него водились деньги, давал в долг направо и налево, когда они заканчивались - жил за счет друзей. Сент-Экзюпери мог запросто приехать к знакомым в полтретьего ночи, в пять утра позвонить семейным людям и начать читать только что написанную главу. Ему прощали все, ведь он и сам отдал бы другу последнюю рубашку. Возмужав, он стал необычайно привлекателен: чудесные глаза, фигура, словно сошедшая с древнеегипетских фресок: широкие плечи и узкие бедра образовывали почти идеальный треугольник... Такой мужчина, как он, мог сделать счастливой любую женщину - кроме Консуэлы Гомес Каррило.

Бедняжка вообще не могла быть счастливой: она постоянно жаждала новых приключений и потихоньку сходила с ума. Это еще больше привязывало к ней Сент-Экзюпери: за взрывами беспричинного гнева он видел скрытую нежность, за предательством - слабость, за безумием - ранимую душу. Роза из "Маленького принца" была списана с Консуэло - портрет получился точным, хотя и сильно идеализированным.

...Обломков погибшего самолета не нашли и красивая легенда о сгинувшем в небе Франции писателе-летчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц, продолжала жить: он исчез, растворился в средиземноморской лазури, ушел навстречу звездам - так же, как и его Маленький принц...

Источники

  • "Энциклопедия военной техники"; /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
  • Алексей Филиппов /журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ", июнь 1999/
  • По сообщениям информационных источников /апрель 2004/
  • Последняя загадка маленького принца /АМ 2006 №6, Вахрушев, Заблотский/